Фрагмент для ознакомления
2
РФ рассматривает постсоветское пространство, включая регион Южного Кавказа, как зону исключительных интересов. Согласно Концепции внешней политики РФ, приоритетными направлениями внешней политики Кремля являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнейшей укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием . В документе отмечается активная роль России в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве. В Военной доктрине РФ указано, что приоритетным направлением является взаимодействие с государствами-членами ОДКБ для обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны, а также государствами-участниками СНГ для поддержания региональной и международной безопасности .
В схожих тонах оценивается роль постсоветского пространства в Национальной стратегии безопасности Российской Федерации, в которой отводится особая роль развитию региональной и субрегиональный интеграции в контексте обеспечения национальной безопасности.
Таким образом, мы видим, что постсоветское пространство занимает приоритетное место во внешнеполитической деятельности Кремля. Россия является локомотивом интеграционных процессов в регионе, ведь она обладает значительным экономическим и военным потенциалом: является экспортером минеральных и технологических ресурсов; обладает огромным рынком, открывая его для товаров из стран региона; является реципиентом трудовых мигрантов. Более того, Москва является крупнейшей военной силой, а также – «ядерным зонтом» для членов ОДКБ .
Объект исследования: политико-дипломатические отношения.
Предмет исследования: политико-дипломатические отношения России и Грузии.
Цель исследования: рассмотреть динамику российско-грузинских отношений
Задачи исследования:
- рассмотреть эволюцию отношений Грузии и России со времен Российской Империи;
- описать территориальные аспекты российско-грузинских взаимоотношений;
- изучить вопросы экономического сотрудничества России и Грузии.
На сегодняшний день Грузия играет важнейшую роль в зоне стран Южного Кавказа, что, не в последнюю очередь, определяется особенностями региональной политики Тбилиси. Современная политическая элита Грузии стремится показать себя как политического лидера региона, предлагая себя в качестве стратегического союзника и проводника региональных интересов западных стран. Именно поэтому любые политические или социально-экономические процессы в Грузии важны с точки зрения их влияния не только на ситуацию в стране, но и в Кавказском регионе в целом
Методы исследования:
1. Сравнение
2. Обобщение
3. Описание
Глава 1. Взаимоотношения России и Грузии в период Российской империи и Советского Союза
§ 1.1. Грузия и Российская Империя
Еще с конца XV в. Россия периодически пыталась установить отношения с северокавказскими и закавказскими политическими единицами. В западной части Кавказа Россия стремилась проводить свое влияние через кабардинских князей еще со времен женитьбы Ивана IV на кабардинской княжне Марии Темрюковне. Как отмечал в XIX в. Л. Юзефович, «кахетинский царь Александр I признал сюзеренитет Федора Ивановича…» .
Около 1603–1604 гг. состоялось посольство в Грузию, однако из-за «невежливого поведения» дьяка И. Леонтьева оно закончилось неудачно . Московская Русь предпринимала активные действия в непосредственной близости к пределам сфер влияния Турции и Персии, а иногда и внутри этих пространств. В 1567 г. на Тереке при впадении в него р. Сунжи возник укрепленный городок, что в Турции восприняли как угрозу собственной территории, поскольку с середины XVI в. Турция распространяла свое политическое влияние на кабардинских князей. Поэтому территория Кабарды долгое время являлась объектом постоянных конфликтов между Турцией, Крымским ханством и Россией.
Группы русских на северо-восточном Кавказе появились уже с XVI в., положив начало гребенскому казачеству.
К началу русско-турецкой войны в 1768 г. в восточной части Северного Кавказа российский рубеж был представлен Моздокской кордонной линией, которая проходила либо в непосредственной близости к линии, закрепленной в российско-турецком договором.
Результаты войны способствовали принятию российского подданства народами Северного Кавказа.
К концу XVIII в. отдельные племена Северного Кавказа находились в различных политических связях с Российской империей, в том числе были и враждебны ей.
Кючук-Кайнарджийский мирный договор, помимо Кабарды, также определял судьбу Грузии и способствовал обращению грузинского царя к Российской империи с просьбой о покровительстве . Подписание Георгиевского трактата между правительством Российской империи и грузинским царем произошло в 1783 году. Согласно этому трактату, Россия брала на себя обязанность защищать Грузию от внешних врагов и вводила на ее территорию войска, а Грузия, в свою очередь, обещала не вступать без ведома России в сношения с соседними государствами. По условиям этого трактата Россия должна была отвечать за политическое благополучие Грузии, от которой ее отделяло неконтролируемое пространство Северного Кавказа. У России появились серьезные причины для покорения региона.
С 1802 г. Осетия в военно-административном отношении вошла непосредственно в подчинение главноначальствующего в Грузии .
В условиях существовавшей административной системы это не означало присоединение Осетии к Грузии. Нуждаясь в беспрепятственном сообщении с Грузией по Военно-Грузинской дороге, российские власти старались обеспечить непосредственный контроль над беспокойной территорией. Ландшафтный барьер оказался помехой для российской власти. Проблемы коммуникации через Дарьяльское ущелье усугубляли ситуацию, поскольку в зимний период главноначальствующий не мог своевременно реагировать на инциденты, и произошло официальное разделение земель, населенных осетинами. Осетин, обитавших на южном склоне Кавказского хребта, причислили к Тифлисской области, а северные остались в ведении Владикавказа. Существенное влияние на административно-территориальное деление оказал географический фактор: трудности сообщения через Дарьяльское ущелье заставили Тифлисского главноуправляющего снять с себя ответственность за северные районы, теперь ставшие владикавказскими.
Вырисовывалась четкая картина разделения пространства на «свое» и «чужое». Обязательства перед Грузией и собственные интересы России толкали ее на покорение смежных, «чужих» территорий на Северном Кавказе. Бездействие на этом направлении грозило новой и уже окончательной потерей политического влияния России в Грузии.
Как указывали российской власти сами грузины, Восточная Грузия на протяжении долгого времени страдала от нападений лезгин, в результате которых огромные пространства становились безлюдными .
В 1840 г. всю территорию Закавказья разделили на Грузино-Имеретинскую губернию с центром в Тифлисе и Каспийскую область с центром в Шемахе. Область состояла из Шемахинского, Нухинского, Ленкоранского, Бакинского, Кубинского и Дербентского уездов. В 1846 г. она была преобразована в Шемахинскую губернию, и уже в 1859 г. из-за того, что сильное землетрясение разрушило Шемаху, центр губернии перенесли в Баку, переименовав губернию в Бакинскую. Северный район Шемахинской губернии был вытянут вдоль Каспийского моря, и Дербентский район соединялся с остальной частью губернии узкой полоской земли в районе устья р. Самур.
Позднее, в 1846 г. из Грузино-Имеретинской губернии выделили Тифлисскую и Кутаисскую губернии. В состав последней вошли: Кутаисский и Гурийский уезды, Абас-Туманский и Хертвисский участки Ахалцыхского уезда с городом Ахалцыхом, селения Горийского уезда, лежащие к западу от хребта Хепинисхеви и Мамисонского ущелья Осетинского округа, причислены Мингрелия, Княжеская Сванетия, приставство Самурзаканское.
В 1847 г. к ним присоединили вольную Сванетию, за исключением двух обществ 129, в результате чего на севере границы грузинской губернии прошли по Главному Кавказскому хребту.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Внешнеполитическая стратегия Грузии на 2019-2022 гг. // Министерство иностранных дел Грузии. URL: https://mfa.gov.ge/getattachment/MainNav/ForeignPolicy/ForeignPolicyStrategy/2019-2022-clebis-saqartvelos-sagareopolitikis-strategia.pdf.aspx (дата обращения: 25.12.2021).
2) Военная доктрина Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. // Официальный сайт Президента России//URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf (Дата обращения: 25.12.2021).
3) Конституция Социалистической Советской Республики Грузия, 28 февраля 1922 г. // Образование и развитие СССР: в документах / сост. Н. Т. Савенков; отв. ред. А. Косицын. М., 1973.
4) Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451/page/2 (Дата обращения 25.12.2021).
5) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (Дата обращения: 25.12.2021).
6) 250 Девять дней и «ночь Гаврилова» // Эхо Кавказа, 28.06.2019. URL:https://www.ekhokavkaza.com/a/30026393.html (дата обращения: 25.12.2021).
7) Айвазян А.С. Грузия: внешняя политика малого государства//Современная Европа, 2020. № 94. С. 80-91
8) Взаимодействие России и Грузии в области экономики// https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vzaimodeystvie-rossii-i-gruzii-v-oblasti-ekonomiki/ (дата обращения 25.12.2021)
9) Вигнанский М., Ни мира, ни войны. Только бизнес : как Россия и Грузия ищут формы сосуществования // Россия в глобальной политике. — 2018. — № 3. — С. 159-160
10) Дегоев В. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. Статьи, очерки, эссе. М., 2001.
11) Деникин А. И. Очерки русской смуты / предисл. Н. Ф. Бугая. М., 1991.
12) Запрет на авиасообщение между Россией и Грузией вступил в силу // Интерфакс, 08.07.2019. URL: https://www.interfax.ru/world/668244 (дата обращения: 25.12.2021).
13) История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней / гл. ред. Х. Г. Берикетов. Т. 2. М., 1967.
14) История Северной Осетии: ХХ век / Сев.-Осет. ин-т гуманит. и соц. исслед. им. В.И. Абаева Владикавказ. НЦ РАН и Правительства РСО-А. М., 2003.
15) Как Россия и Грузия скатились в новый конфликт // РБК, 25.06.2019. URL:https://www.rbc.ru/newspaper/2019/06/26/5d11cfbd9a7947ada15501f6 (дата обращения: 25.12.2021).
16) Кизикурашвили Н.В., Елисеев А.М. (ред.) Россия-Грузия: ключевые направления взаимоотношений, Российский совет по международным делам - Москва, Россия, 2014
17) Кортунов А., Утешение историей : порция оптимизма на мрачном фоне // Россия в глобальной политике. — 2018. — № 3. — С. 6-11.
18) Курылев К., Галоян Н., Станис Д., Бредихин А. Соблюдение баланса сил на Южном Кавказе // Мировая экономика и международные отношения. 2018. 62 (03). С. 108-118. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-3-108-118
19) Маркедонов С. Россия и постсоветские конфликты : стратегия и реагирование // Дружба народов. — 2018. — № 4. — С. 214-222.
20) Маркедонов С.М. Постсоветское пространство: распад или сохранение?// Вестник РГГУ, Серия: Политология. История. Международные отношения, 2017. № 8, с. 9‒16.
21) Парламент Грузии перестал считать Россию «главной угрозой» [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/546286#ixzz3MBpnHzTq (дата обращения: 25.12.2021).
22) Потто В. А. Кавказская война. В 5 т. Т. 5. Ставрополь, 1994.
23) Рябов А.В. Постсоветское пространство: факторы и циклы развития. Россия и новые государства Евразии, 2018. № 3, с. 67‒82.
24) Эмиров Р. М., Историческая мифология на службе идеологии межнациональных конфликтов // Власть. — 2018. — № 3. — С. 83-89.
25) Юзефович Л. Путь посла. Русский посольский обычай. Обиход. Этикет. Церемониал. СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2007
26) Nodia G.Divergent Interests: What Can and Cannot be Achieved in Georgia-Russian Relations, in: Kakachia K., Cecire M. (eds.) Georgian foreign policy: the quest for sustainable security, 2013. pp. 97‒11.