Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста. В 2018 году Россия занимала 31 место среди стран, участвующих в исследовании.
На современном этапе развития общества интерес к чтению снижается. Этому способствуют информация загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. Качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. Низкий уровень культуры чтения определяет ключевую проблему в образовании. Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает огромное значение как для образования, так и для государства.
В настоящее время главная задача современной школы заключается в воспитании динамичной личности, которая готова к самообразованию, саморазвитию, умеющей овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Одной из ключевых составляющих такой личности является читательская грамотность.
Таким образом, перед школой ставится новая задача – пробудить интерес к сознательному чтению литературы, что является средством формирования и развития личности учащегося.
Читательская грамотность является одним из планируемых результатов
обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом. Требования к уровню читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией» и обобщенных планируемых результатах освоения основных учебных программ по всем предметам и определяются следующими позициями:
– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
Уроки литературы в школе имеют наибольший потенциал и возможности по формированию читательской грамотности.
Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью повышения уровня читательской грамотности среди учащихся, а также понимания, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
С целью конкретизации темы и соблюдения условий эксперимента была выбрана определенная возрастная категория – 5 классы.
Объект исследования – читательская грамотность учащихся.
Предмет исследования – процесс формирования читательской грамотности на уроках литературы в 5 классе общеобразовательной школы
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование читательской грамотности на уроках литературы в 5 классе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «читательская грамотность» в психолого-педагогической литературе».
2. Изучить формирование читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы
3. Выявить уровень читательской грамотности на уроках литературе в 5 классе
4. Разработать комплекс упражнений на развитие читательской грамотности на уроках литературы у учеников 5 классах
Теоретико-методологическую базу работы составили труды: Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, М.А. Пинской, Т.В. Тимковой, О.Л. Обуховой и Г.А. Цукерман.
В нашей работе были использованы следующие методы:
Теоретические методы: моделирование педагогических ситуаций и процессов, анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Эмпирические методы педагогических исследований: беседа, наблюдение, изучение педагогической документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ № 34
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Анализ понятия «читательская грамотность» в психолого-педагогической литературе
В последнее время смещение научных интересов в сферу информационных технологий оставило на периферии внимание к проблематике чтению, к письменной и книжной культуры в контексте информационного общества.
Выработка умений ориентироваться в литературе, пользоваться современными информационными коммуникациями (Интернет, системою дистанционного обучения и т.д.), проводить поисково-исследовательскую деятельность (находить, воспринимать, анализировать, оценивать, систематизировать, сопоставлять различные факты и сведения), применять на практике полученные в процессе изучения языка и литературы знания, приобретенные умения и на привычки. При этом понятие «компетентность» употребляют в значении «приобретенная в процессе обучения интегрированная способность ученика, состоит из знаний, умений, опыта, ценностей и отношения, которые могут целостно реализовываться на практике «"[7].
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».[33]
Под грамотностью понимается степень овладения человеком навыками чтения и письма на родном языке. В отечественной педагогике термин «читательская грамотность» появился в 2000-х годах, когда российские образовательные учреждения первый раз приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).[60]
Большинство российских исследователей рассматривает читательскую грамотность с позиций деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
В Российской национальной программе поддержки и развития чтения обозначенное понятие трактуется как «совокупность знаний и навыков, которые позволяют индивиду подбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях »[4]
По мнению Н.В.Чепелевои, сущностный признак этой категории составляет «комплекс личностных и интеллектуальных качеств читателя, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с текстом, адекватно понимать произведение, вступая в диалог с автором, оценивая прочитан
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамовская, Л.Н. Системность читательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве / Л.Н. Абрамовская // Человеческий капитал, 2013. №11 – 185 с.
2. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) Москва: Академия, 2003. – 128с.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2011. – 159 с.
4. Белькова, А.Е. Методические способы формирование читательского интереса: сборник научных статей / А. Е. Белькова, П. А. Чубак // Молодой ученый, 2016. – 1842 с.
5. Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов педвузов / М. Ю Бухаркина, Е.С. Полат. – Москва: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
6. Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Л.В Чернец., В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Чернец Л.В. – Москва: Высшая школа, 2006. – 680 с.
7. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 359 с.
8. Гудков, Л.Д. Литература как социальный институт: статьи по социологии литературы / Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин. – Москва: Новое литературное обозрение, 2004. – 352 с.
9. Дети и подростки в мире книжной культуры: сборник научных трудов / под ред. Н.Е. Добрынина; сост. А.И. Лебедева. – Москва: РГБ, 1993. – 127 с.
10. Добрынина Н.Е. Изучение читателей – детей и подростков в России XIX– XX вв.: учеб. пособие для вузов. – Москва: Школьная библиотека, 2006. – 144 с.
11. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / Л.П. Доблаев – Москва: Педагогика, 2002. – 356 с.
12. Дубин, Б.В. Чтение в России. Тенденции и проблемы / Б.В. Дубин, Н.А.; под ред.: Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. – Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества: Левада- Центр, 2008. – 80 с.
13. Дудова, Л.В. Формирование круга чтения современного школьника: методические рекомендации и материалы / Л.В. Дудова, Н.Е. Кутейникова. – Москва: Шк. кн., 2008. – 88 с.
14. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – Москва: Просвещение, 2011. – 223с.
15. Зуева, Е.М. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Е.М. Зуева. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 336 с.
16. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за
17. 100 лет: Хрестоматия / под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. ПИ РАО. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – 432 с.
18. Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский // Русский язык – Москва: Логос, 2004. – 28 с.
19. Колганова, Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности школьников / Н.Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – 228 с.
20. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – Санкт-Петербург: Каро, 2009. – 367 с.
21. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. – Москва: Просвещение, 1980. – 352 с.
22. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина; – Москва: Просвещение, 1984. – 256 с.
23. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумина. — Москва: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010. — 284 с.
24. Новиков, А.М. Н73 Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268с.
25. Орлова, В.А. Рекомендации по повышению читательской компетенции в рамках национальной программы поддержки и развития чтения / пособие для работников образовательных учреждений. – Москва: Педагогика, 2008. – 136 с.
26. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528 с.
27. Пинская, М.А. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности школьников? // М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова // Вопросы образования. – 2009. – 112 с.
28. Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т. Д. Полозова. – Москва: Просвещение, 2008 – 120 с.
29. Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО: сборник тезисов международной научно-практической конференции. 7 апреля 2016 года // Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2016. – URL: http://irost45.ru/materialy_konferencijj_i_pedagogicheskikh_chtenijj/ (дата обращения: 09.01.2021)
30. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – Москва: Баласс, 2013. – 128 с.
31. Сорочкин, Б.Ю. Дети и культура / Б.Ю. Сорочкин, Е. Савицкая, А. Вартанов. – Москва: КомКнига, 2007. – 286 с.
32. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897. Зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644. – Москва: Издательство Просвещение, 2019. – 61 с.
33. Цукерман, Г.А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2011. – 179 с. – Библиогр.: с. 123–150.
34. Цукерман, Г.А. Становление читательской грамотности, или Новые похождения. Тяни-Толкая / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалёва, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2015. – 368 с.
35. Цукерман, Г.А. Хорошо ли читают российские школьники? / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалёва, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2007. – 289 с.
36. Чудинова, В.П. Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы трансформации / В.П. Чудинова // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам международной конференции. Санкт-Петербург, июнь, 2002. - Москва: Рудомино, – 2003. – 128 с.
37. Шапиро, Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5 – 9 классы: - Москва: Издательство «Первое сентября», 2002 – 112 с
38. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин. – Москва: Институт практической психологии, 2018 – 186 с.