Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Общественное мнение - это специфическое проявление общественного сознания, выраженное в оценках (как устных, так и письменных) и характеризующее явное или неявное отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства населения) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Молодежь является носителем обновленных систем представлений о ценностях и нормах окружающей действительности. В формировании этих представлений большую роль играют установки старших представителей той социальной среды, в которой выросли молодые люди. Существует еще и внешний контекст социализации, благодаря которому молодые люди могут критически переосмысливать те идейные постулаты, носителями которых являются, например, их родители, и таким образом, формировать собственную гражданскую позицию.
Стоит отметить, что в российской политической культуре молодежь практически никогда не рассматривалась в качестве участника политической жизни страны. Власть видела в ней резерв для пополнения собственных структур, а не самостоятельного фактора.
Степень изученности проблемы исследования. Исследованием феномена общественного мнения занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. В настоящее время проблема формирования общественного мнения существует как междисциплинарная и характеризуется многоуровневостью и множественностью подходов.
Эволюцию и роль общественного мнения в России рассмотрел в своей работе «Общественное мнение в России ХIХ века» (2013) В. Я. Гросул. В своей работе он затрагивал основные центры распространения общественного мнения среди широких слоев российского населения. Выявил основные вопросы, по которым складывалось общественное мнение и доказал, что важнейшим из них в ту эпоху был крестьянский. Автор пришел к выводу о том, что очень редко складывалось единое общественное мнение, как правило, одновременно существовало несколько общественных мнений, это зависело от разных географических регионов. Автор пытался проследить, как в течение всего века власть следила за настроениями общества; как на разных этапах истории, в зависимости от конкретных условий, она то позволяла им проявляться в форме общественного мнения, то ограничивала или вовсе запрещала подобные проявления. Рассмотренные факты позволяют заключить, что при всей своей самодержавности, российская власть нередко была вынуждена прислушиваться к голосу общества и учитывать его в своих решениях, причем касавшихся как внутренней, так и внешней политики. Б. З. Докторов внес огромный вклад в развитие общественного мнения. Он написал около четырех ста работ, в том числе: «Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов» (2008); «Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина» (2005); «Отцы-основатели. История изучения общественного мнения» (2006). В своих работах автор анализирует творческие судьбы тех, кто стоял у истоков современных опросов общественного мнения в США и России: Джорджа Гэллапа, Арчибальда Кроссли, Хэдли Кэнтрила, Элмо Роупера и Бориса Грушина. Уделял много внимания Б. А. Грушину – советский и российский философ, социолог, методолог исторических и социологических исследований. В память о нем издательство МГУ выпустило несколько томов, куда вошли множество его работ.
Среди зарубежных авторов, занимающиеся изучением проблемы общественного мнения, ярким представителем является Уолтер Липман – известный журналист, политолог и социолог. В его работе «Общественное мнение» (2004) рассмотрены формы существования, модели формирования и функционирования общественного мнения, механизмы воздействия на него средств массовой информации. Так же популярность получила книга «Общественное мнение. Открытие спирали молчания» (1996), которую написала Элизабет Ноэль-Ноймэн. В этом издании она представляет вниманию свою оригинальную теорию общественного мнения, которая подтверждена огромной практикой. В книге исследуются пути формирования общественного мнения, его влияние на социально-политическую жизнь общества. Подробно рассмотрен феномен «спираль молчания», влияющий на прогнозирование результатов политических выборов. Автор Д. В. Кузнецов в работе «Взаимодействие внешней политики и общественного мнения в США. Некоторые актуальные вопросы» (2010) рассмотрел, по мнению автора, ключевые вопросы, связанные с проблемой взаимодействия внешней политики и общественного мнения в США. Исследуется, историография проблемы, внешнеполитический механизм США и общественное мнение как его важнейший элемент, проблемы внешней политики в системе приоритетов американцев, проблемы использования военной силы в конфигурации американского общественного мнения, сущность и влияние на состояние общественного мнения после 1973 года так называемого «вьетнамского синдрома», проявления в общественном мнении США двух важнейших феноменов – «эффекта сплочения вокруг флага» и «эффекта CNN».
Таким образом, анализ степени изученности проблемы дает основание утверждать, что, несмотря на обширную литературу, в которой исследуется различные аспекты общественного мнения, эта все еще вызывает интерес у множества исследователей и писателей.
Объектом исследования выступает опрос общественного мнения.
Предметом исследования – опрос молодежи по вопросам политических ориентаций.
Цель исследования: проанализировать специфические черты опроса мнения молодежи по вопросам политических ориентаций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать опрос как метод изучения общественного мнения.
2. Раскрыть понятия и сущность общественного мнения.
3. Проанализировать вторичный анализ данных результатов опросов общественного мнения в России.
4. Проанализировать результаты социологического исследования по вопросам политических ориентаций студенческой молодежи.
В работе используются конкретные методы исследования: в теоретической части – метод синтеза и анализа, а также анкетный опрос в практической части работы.
Эмпирическая база исследования:
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретические аспект изучения общественного мнения
1.1 Опрос как метод изучения общественного мнения
Опрос – метод сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращения к людям с вопросами. Опрос заключается в том, что респонденту задают вопросы, ответы на которые позволяют получить необходимые сведения в зависимости от поставленных задач исследования. К основным признакам опроса можно причислить его массовость, которая обуславливается тем, что исследователю чаще всего требуется получить сведения о целой группе индивидов, их усредненное мнение, а не мнение отдельного индивида.
Исследование общественного мнения может проводиться с помощью различного рода операций, различных социологических методов: исследование документов, проведение наблюдений, беседы и другое. Мнение выявляется также в результате анализа итогов результатов выборов, окончательных итогов референдумов, при представлении законопроектов в результате народной законодательной инициативы и других процедур, позволяющих гражданам участвовать в политической жизни. Такие исследования дают возможность выявить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и установить способы, пути решения таких проблем.
Опросы могут быть национального, регионального и локального характера, либо они могут обращаться к какой-то социальной группе. Теоретически возможно опросить все население, и результаты в этом случае будут наиболее точными. Такая процедура была бы чрезвычайно громоздкой и дорогостоящей, а кроме того, более или менее значительная часть людей вполне уклонилась бы от участия в опросе.
Опросы общественного мнения используются в различных целях – политических, экономических, социальных и других. В политической сфере они служат орудием политической разведки, позволяющей выявить реакцию населения по многим вопросам: отношение к мероприятиям правительства, к позициям политических партий и отдельных лидеров, электоральные ожидания определенных социальных групп.
Другая функция опросов – служить инструментом обратной связи от общества к политическим силам. Выявление мнений слоев общества, определение их тенденций, динамики поведения людей важны для проверки отношения к мероприятиям власти и для их возможных корректировок. В то же время в зарубежной литературе признается наличие вторичного эффекта опросов общественного мнения, который заключается в том, что опубликованные данные опросов становятся средством воздействия на общественное мнение, могут влиять на сознание и поведение людей. Оба аспекта опросов – прямой и обратный – взаимно дополняют друг друга и учитываются при принятии властных решений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Андреенков В. Г. Методы сбора информации в социологических исследованиях: учеб. пособие / В.Г. Андреенков. М.: Наука, 2014. С. 47-48.
2. Антипов К. В., Баженов Ю. К. Баблик Рилейшнз / К. В. Антипов, Ю. К. Баженов. – М.: Дашков и К, 2015. – 148 с.
3. Артемов Г.П. Политическая социология: Учебное пособие / Г.П. Артемов. – М.: Изд-во Логос, 2014. – 280 с.
4. Артюхович Д.В. Проблемы политической социализации в современной России / Д.В.Артюхович // Сборник научных трудов. – Ставрополь: Изд-во СевКав ГТУ, 2014. – С. 30–33.
5. Баранова В.Н. Проблемы политической социализации молодежи в современной России / В.Н.Баранова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2018. – № 2. – С. 269 – 274.
6. Бойко Е.А. Микросреда и формирование правового сознания студенческой молодежи / Е.А.Бойко // Методология социологических исследований / Материалы Ломоносовских чтений – Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 99 – 104.
7. Бучкова А. И. Молодежные общественно-политические организации как агенты политической социализации современной молодежи в России / А. И. Бучкова // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во СибАК, 2012. – С. 37 – 42.
8. Бучкова А. И. Особенности процесса политической социализации молодежи в современной России (результаты исследования) / А. И. Бучкова // Глобальная социальная турбулентность и Россия: Международная научная конференция «Сорокинские чтения – 2011»: Сборник тезисов / Под. ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во Университетская книга, 2011. – С. 97 – 98.
9. Виноградова Е.В. Молодежь, ее место в современном мире. – Вестник Российского философского общества. – 2018. - № 2. С. 103-109
10. Вейт С. М. Сущность и структура общественного мнения / С. М. Вейт // Вестник Тамбовского университета. – 2009. – №7. – С. 238-241.
11. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д. П. Гавра. – СПб.: ИСЭП, 1995. – 235 с.
12. Гавра Д.П., Соколов Н.В. Исследование политических ориентации. / Д.П.Гавра // Социологические исследования. – 1999. – №1. – С. 66-77.
13. Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие / А. С. Готлиб. − М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 260 с.
14. Гросул В. Я. Общественное мнение в России ХIХ века / В. Я. Гросул. – М.: АИРО, 2013. – 560 с.
15. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. – С. 69-101.
16. Докторов Б. З. К попытке определения пространства американских методических исследований опросных технологий / Докторов Б. З. // Социология: методология, методы, математические модели. − 2005. − № 20. - С. 10-31.
17. Докторов Б. З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения / Б. З. Докторов. – М.: ЦСП, 2016. – 488 с.
18. Докторов Б. З. Первопроходцы мира мнений: от Гэлапа до Грушина / Б. З. Докторов. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2015. – 239 с.
19. Докторов Б. З. Реклама и опросы общественного мнения в США / Б. З. Докторов. История зарождения. Судьбы творцов. – М.: СЦП, 2018. – 618 с.
20. Зиновьева Т.Г. Проблемы гражданского воспитания в российской государственной молодежной политике / Т.Г. Зиновьева // Материалы Ломоносовских чтений – 2002. Ч.2. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 35 – 39.
21. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. – Социс. Социологические исследования. – 2018. - № 3. С. 124-128
22. Королько В. Г. Основы Паблик Рилейшнз / В. Г. Королько. – М.: Рефл-бук, 2019. – 528 с.
23. Кузнецов Д. В. Взаимодействие внешней политики и общественного мнения в США: некоторые актуальные вопросы / Д. В. Кузнецов. – М.: КомКнига, 2018. – 494 с.
24. Лукина М. М. Технология интервью / М. М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 191 с.
25. Маслова О. М. Познавательные возможности метода опроса / Методы сбора информации в социологических исследованиях. Социологический опрос / Под. ред. В. Г. Андреенкова и О. М. Масловой. М.: Наука, 2014. − 67 с.
26. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Мансурова Н. С. – М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 2014. – 352 с.
27. Селькова Е. П Социология общественного мнения: учебное пособие / сост. Е.П. Селькова. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2019. – 84 с.
28. Сикевич З. В. Социологическое исследование: практическое руководство / З. В. Сикевич. - СПб.: Питер, 2015. – 120 с.
29. Шапиро С.А. Лояльность как критерий типологии политической культуры современной России (к постановке проблемы) // Философские науки. – 2019/ - № 1. С. 48-54
30. Шишкина М. А. Баблик Рилейшнз в системе социального управления / М. А. Шишкина. – СПБ.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2018. – 444 с.
31. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М.: Добросвет, 2014. - 231 с.