Фрагмент для ознакомления
2
Диагностика начального уровня художественно-эстетического развития проводилась с помощью критериев С.Ю. Бабуновой [1, стр. 290]:
1) эмоциональная отзывчивость на все прекрасное, что есть в природе;
2) умение наблюдать и отмечать красоту объектов природы.
Методика №1. Диагностика эмоциональной отзывчивости на все прекрасное, что есть в природе с помощью анализа детских рисунков.
Инструкция: нарисуйте, пожалуйста, самое красивое, что, по вашему мнению, есть в природе.
Рисунки детей относились к определенному уровню художественно-эстетического развития. Описание уровней приведено в таблице 1.
Таблица 1. Уровни художественно-эстетического развития по 1 методике
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Описание Ребенок, охотно рисует, его рисунок отображает основную задачу. Цветовая гамма рисунка соответствует задуманному. Ребенок может описать то, что он нарисовал, может выделить «красивое» и «некрасивое».
Ребенок отвлекается от основной задачи, в понятия «красивое» и «некрасивое» вкладывает косвенное значение. Цветовая гамма не всегда соответствует задуманному образу. Рисунок логически не завершен. Объяснение своей работе ребенок может дать с помощью наводящих вопросов. Отказ от выполнения задания или его непринятие. Низкий уровень выставляется и тогда, когда ребенок не понимает задания.
Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2. Диагностируемые уровни художественно-эстетического развития по 1 методике
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Андрей +
Мария +
Станислава +
Елена +
Анжелика +
Григорий +
Олег +
Матвей +
Марина +
Константин +
Наглядно результаты диагностики представлены на рисунке №1.
Рисунок №1. Результаты диагностики по 1 методике
Выводы по 1 методике: большинство ребят с удовольствием рисовали свои произведения, трое человек, как нам показалось, не совсем заинтересовались заданием. Два человека начали работу и не довели даже до середины. По результатам проведенной методики получили следующие показатели: высокий уровень художественно-эстетического развития показали 50% дошкольников, средний уровень – 30%, низкий уровень – 20% от общего количества обследуемых детей.
Методика №2. Выявление умения наблюдать и отмечать красоту объектов природы. Наблюдение во время прогулки на участке.
Инструкция: ребятам предлагается обратить внимание на то, какие разные деревья растут на участке. Затем предлагается рассмотреть только березы и ответить на следящие вопросы.
Ответы детей относились к определенному уровню художественно-эстетического развития. Описание уровней приведено в таблице 3.
Таблица 3. Уровни художественно-эстетического развития по 2 методике
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Описание Дети активны, самостоятельны, внимательны в процессе ответов на вопросы. Заинтересованы в процессе наблюдения за деревьями, правильно выделяют характерные признаки, допускается один неверный ответ, если ребенок затем исправился сам Дети в целом участвуют в наблюдении за природным объектом, отвечают на вопросы (могут и не ответить), проявляют активность, инициативность, заинтересованность, но часто отвлекаются Отказ от выполнения задания или его непринятие. Низкий уровень выставляется и тогда, когда ребенок не понимает задания.
Результаты диагностики представлены в таблицах 4, 5.
Таблица 4. Результаты диагностики по методике №2 (верный ответ отмечен +, неверный -)
Какой высоты береза? Где ствол у березы широкий, а где — узкий? Ветки у березы толстые или тонкие? А листья можно достать? Какого цвета ствол березы?
Андрей + + + + +
Мария + + - - +
Станислава + + + + +
Елена + - + + +
Анжелика + + - - +
Григорий + + - - -
Олег + - + + -
Матвей + + + + -
Марина + + + + +
Константин - - - - -
Таблица 5. Диагностируемые уровни художественно-эстетического развития по 2 методике
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Андрей +
Мария +
Станислава +
Елена +
Анжелика +
Григорий +
Олег +
Матвей +
Марина +
Константин +
Наглядно результаты диагностики представлены на рисунке №2.
Рисунок №2. Результаты диагностики по 2 методике
Выводы по 2 методике: ребята активно участвовали в диалоге. В целом доказали свой уровень художественно-эстетического развития, выявленный по 1 методике. Большинство детей участвовали в опросе до конца. Григорий ответил на 2 первых вопроса, затем отказался беседовать и пошел играть, Константин изначально не проявил интереса к нашей беседе. Таким образом, получили результаты: высокий уровень художественно-эстетического развития показали 50% дошкольников, средний уровень – 30%, низкий уровень – 20% от общего количества обследуемых детей.
2.2. Реализация цикла занятий по повышению уровня художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Второй этап нашего исследования предполагает формирующий эксперимент. Для того, чтобы повысить уровень художественно-эстетического развития у детей среднего дошкольного возраста, выберем работу в изобразительном направлении. Апробируем цикл занятий «Поэтический образ природы в детском рисунке», основанный на методике Л.В. Компанцевой [6].
Цель занятий: повышение уровня художественно-эстетического развития.
Задачи:
1) создать на занятиях условия физической и психологической безопасности;
2) понизить уровень тревожности детей, внутреннее напряжение;
3) помогать раскрытию чувств детей;
4) формировать у детей чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы;
5) формировать умение понимать и ценить произведения искусства;
Программа включает в себя 14 занятий. Продолжительность занятий 25минут. Частота проведения 2 раз в неделю. По договоренности с руководством учебного заведения занятия проводились мной со всей средней группой в рамках НОД.
Ожидаемые результаты:
1) cформировать чувства прекрасного, эстетического вкуса;
2) понимание и верная оценка произведений искусства;
3) повышение общего уровня художественно-эстетического воспитания.
Тематическое планирование программы представлено в таблице 6.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1) Бабунова Е.С. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. – Магнитогорск. - 2015. – 329 с.
2) Большая психологическая энциклопедия. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psychology.academic.ru/7296/
3) Веракса Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2014. – [Электронный вариант] / Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf
4) Ветлугина Н.А. Системно-структурный подход в эстетическом воспитании детей. Теория и практика эстетического воспитания в свете решений XXVII съезда КПСС. – 1978. - С.49-53.
5) Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение. - 1978. – 59 с.
6) Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение. – 1985. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://izbakurnog.ru/vospitanie/item/f00/s00/z0000005/index.shtml
7) Нагорная Л.А. Художественно-эстетическое развитие в ДОУ. Приоритетные направления развития науки и образования. – 2014. – № 3 (3). – С. 98-100.
8) Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение. - 1973. – 245 с.
9) Сакулина Н.П. Игра и формирование художественных образов. Дошкольное воспитание. – 1964. - № 4. - С. 4-8.
10) Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение. – 1999. – 62 с.
11) Силантьева С.В. Театрализованная деятельность в ДОУ по ФГОС. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/blog19674/teatralizovanaja-dejatelnost-doshkolnikov.html
12) Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М.: Просвещение. – 1981. - 116 с.
13) Художественно-эстетическое развитие дошкольника направление развития ребенка и составная часть образовательного процесса дошкольной образовательной организации. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://megaobuchalka.ru/3/22765.html (дата обращения 11.07.2016).
14) Штырина И.А., Юркина А.Л. Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Апробация. – 2015. – №7 (34). – С. 115-116.
15) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf