Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЙ 5
1.1. Место политических прав и свобод граждан в системе конституционных прав и свобод индивида 5
1.2. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований: содержание, нормативно-правовая основа и место среди политических прав и свобод граждан 7
ГЛАВА 2. ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 10
2.1. Правила проведения. Отличия между акциями протеста и другими мероприятиями 10
2.2. Задержания и преследования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Свобода собраний является общепризнанным правом человека. Оно закреплено в Конституции РФ (ст. 31) и международных документах, таких как Всемирная декларация прав человека (ст. 20), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 21), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 11).
Свобода собраний тесно связана со свободой выражения мнения. Вместе они образуют основу гражданско-политических прав человека. Важность свободы собраний обусловлена тем, что это способ обратить внимание общества на проблемные вопросы до тех пор, пока они не привели к катастрофе. Это право дает возможность различным меньшинствам выражать свою точку зрения и участвовать в публичной дискуссии. Оно является одним из рычагов общества – позволяет воздействовать на власть, давать оценку принимаемым решениям и напоминать о политической ответственности.
Можно бесконечно долго говорить о том, насколько важна для общества свобода собраний. Вместе с тем в теории и на практике это право не является абсолютным. Свобода собраний может быть ограничена, но только в тех случаях, когда собрания перестают быть мирными, и угрожают безопасности людей.
В обязанности государства входит обеспечение правопорядка и безопасности. Это означает, среди прочего, выявление агрессивно настроенных участников или противников собраний, которые применяют насилие или угрожают его применением. При этом представители власти должны стремиться к «точечным» действиям против конкретных проявлений агрессии, не препятствуя собранию в целом. В то же время власти должны помогать гражданам реализовывать право на свободу собраний: реорганизовывать движение транспорта и пешеходные потоки, если это необходимо, защищать участников акций, если есть риск агрессии со стороны оппонентов, и т.д.
В России в 2004 г. был принят Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Он предусматривает процедуру согласования публичных мероприятий, в том числе места, времени и других условий акций, между организаторами и властями. По идее, эта процедура нужна как раз для того, чтобы власти помогли организаторам комфортно и безопасно реализовать свое конституционное право и предоставить возможность всем желающим выразить свое мнение. Но на практике все получилось немного иначе.
Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации права на проведение собраний, митингов и демонстраций.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие указанные общественные отношения, и практика их применения.
Цель: рассмотреть правовую регламентацию организации и проведения собраний, митингов, демонстраций шествий и пикетирования.
Задачи:
- изучить место политических прав и свобод граждан в системе конституционных прав и свобод индивида;
- рассмотреть право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований: содержание, нормативно-правовая основа и место среди политических прав и свобод граждан;
- показать право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на современном этапе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЙ
1.1. Место политических прав и свобод граждан в системе конституционных прав и свобод индивида
Одной из основ конституционного строя Российской Федерации выступает приоритет прав и свобод человека среди конституционных ценностей (ст. 2 Конституции РФ). При этом согласно ст. 64 Конституции РФ положения второй главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» составляют основы правового статуса личности в России [4]. По сей день в науке конституционного права не утихают дискуссии о соотношении правового статуса названных индивидуальных субъектов правоотношений – человека, личности и гражданина. Исследователи не сходятся даже в понимании этих субъектов.
Так, С.А. Авакьян понимает приведенные конституционные положения буквально и включает в конституционно-правовой статус личности систему закрепленных в конституционно-правовом законодательстве прав, свобод, их гарантий и обязанностей человека и гражданина [10, с.25]. Таким образом, он включает в понятие «личность» понятия «человек» и «гражданин». Напротив, А.М. Настолин четко разграничивает данные категории, не соотнося их друг с другом как части и целое. С его точки зрения конституционно-правовой статус человека представляет собой конституционно закрепленное его положение в обществе и государстве, позволяющее ему полноценно пользоваться естественными (принадлежащими каждому от рождения) правами для удовлетворения физиологических потребностей. При этом не каждый человек способен стать личностью – конституционно-правовой статус последней представляет собой конституционно закрепленное положение физического лица в социуме, наделенное государством правами, свободами и обязанностями, необходимыми и достаточными для реализации своих способностей и практических навыков во всех сферах социальной жизни. Наконец, содержание конституционно-правового статуса гражданина включает политические права, свободы и обязанности, при помощи которых гражданин принимает активное участие в осуществлении публичной власти. В системе все вышеуказанные права, свободы и обязанности составляют конституционно-правовой статус индивида [20, с.37].
Таким образом, политические права и свободы характеризуют правовое положение гражданина как члена политической общности, субъекта правоотношений, реализующихся в процессе осуществления публичной (государственной и местной) власти. Гражданин – физическое лицо, вступившее с государством в особую правовую связь, характеризуемую системой взаимных прав и обязанностей, именуемую гражданством (ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации») [8]. Современные конституции наделяют граждан широким кругом политических прав и свобод. Их система представлена комплексом следующих гарантированных государством юридически значимых возможностей гражданина, представляющих собой субъективные конституционные права и свободы:
- право на участие в выборах и референдуме (ч. 2 и 3 ст. 32 Конституции РФ);
- свобода мысли и слова (ч. 1-3 ст. 29 Конституции РФ);
- право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 и 5 ст. 29 Конституции РФ);
- право на объединение (ст. 30 Конституции РФ);
- право на проведение манифестаций (ст. 31 Конституции РФ);
- право на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления (ч. 1, 4, 5 ст. 32 Конституции РФ);
- право на обращение (ст. 33 Конституции РФ);
- право на сопротивление угнетению и защиту конституционного строя [4].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Консультант Плюс.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Консультант Плюс.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Консультант Плюс.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Консультант Плюс.
6. Постановление Правительства Ростовской области от 27.12.2012 N 1120 «О специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий на территории Ростовской области» // Гарант.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Консультант Плюс.
8. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
9. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
Литература
10. Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 238 с.
11. Алексеев С.С. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
12. Анисимов Л.Н. Конституционное право России. - М.: Академия, 2019. - 273с.
13. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования. - М.: РИОР, 2020.- 248 с.
14. Гулина О.Р. Правовая характеристика конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. - 160 с.
15. Додонов В.Н., Крутских В.Е. История законодательства в области реализации права граждан государства на мирные собрания. - М.: Прогресс, 2018. - 192 с.
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Академия, 2016. - 471с.
17. Лазарев В.В. Право граждан проводить мирные публичные мероприятия и свободно выражать свою позицию. - М.: Наука, 2019. - 316 с.
18. Манойло А.В. Принципы проведения и организация публичного мероприятия. - М.: Эксмо, 2017. - 270 с.
19. Матузов Н.И., Малько А.В. Конституционное право России. - М.: Академия, 2019. - 471с.
20. Настолин А.М. Конституционное право России. – М.: Прима, 2019. – 473.
21. Никулин В.В. Конституционное право России. - СПб.: Феникс, 2018. - 334 с. - СПб.: Феникс, 2018. - 334 с.
22. Рохлин В.И. Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. - СПб.% Феникс, 2018. - 305 с.
23. Туманов В.А. Конституционное право России. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
24. Червонюк В.И. Правовое содержание конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
25. Черкасов В.Р. Конституционное право России. – М.: Прогресс, 2018. – 457 с.