Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В настоящее время все больше и больше людей сталкиваются с такой ситуацией как конфликт, и это не мудрено, ведь сегодняшний кризис привел к массовым конфликтам как между людьми, так и странами. Люди теряют работу, становятся более неуравновешенными, руководители урезают зарплату, и это не может не привести к конфликтной ситуации между определенными людьми. Еще одной причиной конфликтных ситуаций с давних времен является появление разногласий между людьми разного возраста. В каждой организации есть такая проблема, которую необходимо своевременно решать и понимать.
Актуальность исследования заключается в том, что решение конфликтов является неотъемлемой частью взаимодействия людей, и от того, насколько эффективным будет это решение, зависит будущее организации.
Целью данного исследования является исследование причин возникновения и способов разрешения конфликтов в ООО «Рилас».
В соответствии с целью определены основные задачи:
- изучить понятие и элементы конфликтов;
- рассмотреть основные виды конфликтов и причины их возникновения;
- исследовать методы разрешения конфликтов;
- изучить характеристику предприятия ООО «Рилас»;
- проанализировать влияния конфликтных ситуаций на работу трудового коллектива организации ООО «Рилас»;
- провести анализ влияния конфликтных ситуаций на эффективность функционирования организации.
Объектом исследования является организация ООО «Рилас».
Предмет исследования – трудовые конфликты, практика их возникновения и разрешения.
Рассмотрением и изучением конфликтов занимались многие исследователи. Среди них выделяют таких как: Е.В. Авдеевв, В.К. Андреева, А.Я. Анцупова, Ф.М. Бородкина, И.Е. Ворожейкина, Н.В. Гришин, А.И. Донцова, В.В. Дружинина, В.П. Дурина и др. Представляют интерес и работы зарубежных авторов, таких как Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. и др.
Научная новизна полученных результатов состоит в следующем:
-предложены признаки классификации трудовых конфликтов;
-определены методы разрешения и причины возникновения конфликтов в организации;
-определены основные виды возникновения и разрешения конфликтов в организации;
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе описываются теоретические и методологические аспекты разрешения конфликтов в организации. Подробно описывается понятие и элементы конфликтов. Изучаются основные виды и причины возникновения конфликтов. Определяются методы разрешения конфликтов.
Во второй главе рассматриваются краткая характеристика организации ООО «Рилас». Подробным образом исследуется анализ влияния конфликтных ситуаций на работу трудового коллектива и на эффективность функционирования организации.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты разрешения конфликтов в организации
1.1. Понятие конфликта и его элементы
Организационная среда по своей сути противоречива. Конфликт - это конфликт противоположных целей, интересов, мнений и позиций проблем взаимодействия. Конфликты - неотъемлемая часть человеческой деятельности и существования. Они определяются характером подразделения и особенностями организационной деятельности.
Конфликты возникают в процессе взаимодействия и общения между людьми, поэтому их столько же, сколько людей. Вся история межличностных отношений - это бесконечная история конфликтов и борьбы. О неотвратимости и естественности конфликта свидетельствует высказывание К. Динсона: «Если в вашей жизни нет конфликта, проверьте, есть ли у вас пульс». [1, с. 350]
«Конфликт» - латинское слово, означает «столкновение», несоответствие между двумя или более сторонами, наличие у них противоречивых позиций по этому поводу. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной стороны (человека, группы или организации в целом) противоречит интересам другой стороны. Менеджер в силу своей роли обычно находится в центре конфликта в организации и должен разрешить его всеми имеющимися в его распоряжении средствами. [1, с. 85]
В среднем руководители тратят около 20% рабочего времени на разрешение различных конфликтов. Чтобы эффективно управлять конфликтами, вам необходимо знать, какие конфликты возникают, как они протекают и как эти конфликты могут быть разрешены.
Субъектами конфликта являются участники которые могут действовать как отдельные лица, группы людей и организации. Предмет конфликта - это то, к чему стремятся действия каждой из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие.
Цель конфликта возможность отстаивать свое мнение, чтобы убедиться, что конкретная точка зрения принята.
Список элементов конфликта:
1) два участника или две стороны конфликта;
2) взаимная несовместимость ценностей и интересов сторон;
3) поведение, направленное на разрушение планов, интересов противоположной стороны;
4) применение силы для воздействия на другую сторону;
5) противодействие действий, поведения сторон;
6) стратегия и тактика конфликтного взаимодействия;
7) личностные характеристики участников: агрессивность, авторитет и т. д. [2]
Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Самыми важными являются природа, структура, причины и динамика. Чтобы понять суть конфликта, важно определить его ключевые характеристики и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения.
Можно выделить две основные особенности.
1. Конфликты всегда возникают из-за противоположных мотивов или суждений. Эти мотивы и суждения являются предпосылкой для конфликта.
2. Конфликт - это всегда противостояние субъектов социального взаимодействия, характеризующееся взаимным вредом.
На основании вышеизложенного сформулируем необходимые и достаточные условия возникновения (начала) конфликта.
К ним относятся:
- наличие объектов социального взаимодействия, имеющих противоположные мотивы или мнения;
- состояние противостояния между ними.
В большинстве случаев конфликт связан с угрозами, конфликтами, войнами и т. д. Поэтому конфликты следует избегать и разрешать сразу же после их возникновения. Однако во многих ситуациях конфликт помогает выявить различные точки зрения, предоставить дополнительную информацию, выявить больше альтернатив или проблем и т. д.
Это делает процесс принятия групповых решений более эффективным и дает людям возможность выражать свои мысли и, следовательно, свою личную жизнь. Чтобы удовлетворить потребность в уважении и авторитете.
Таким образом, конфликт может стать функциональным и повысить эффективность организации. Это может быть связано с риском, что приведет к снижению личной удовлетворенности групповым сотрудничеством и организационной эффективностью. Роль конфликта во многом зависит от того, насколько эффективно им управлять.
1.2. Основные виды конфликтов и причины их возникновения
Разделение конфликта на деструктивное и конструктивное довольно условно. Конфликты могут считаться разрушительными и конструктивными в течение ограниченного периода времени, поскольку они мешают или препятствуют достижению корпоративных целей всей организации.
Разделение конфликта на конструктивное и деструктивное довольно условно. Конфликты могут считаться конструктивными и разрушительными в течение ограниченного периода времени, поскольку они мешают или препятствуют достижению корпоративных целей. [3, с. 25]
1. Конфронтационная (военная) – стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации чужого интереса.
2. Компромиссная (политическая) – стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая сторона пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный).
3. Коммуникативная (управленческая) – выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но их интересы (консенсус), и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения сообщества, различия. Конфликт начинается с конфронтационной фазы, а заканчиваются коммуникативной.
Таким образом, конфликт можно определить и как процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации. Все вышесказанное говорит о том, что конфликт содержит в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Задача любой организации – научиться управлять им и пользоваться его позитивными элементами в полной мере.
Так же можно выделить четыре основных типа конфликтов в организации:
1. Внутриличностный конфликт или конфликтные уровни психики. Одной из наиболее распространенных форм является конфликт ролей, когда к человеку предъявляются противоречивые требования относительно результата его работы. Интеллектуальные конфликты также могут возникать, потому что производственные требования не соответствуют личным потребностям или ценностям. Внутриличностный конфликт также может быть реакцией на рабочую нагрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой удовлетворенностью работой, низкой уверенностью в себе и организацией, а также стрессом. [4, с. 150]
2. Межличностные конфликты. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. В большинстве случаев это борьба менеджеров за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время на использование оборудования или утверждение проектов. Межличностные конфликты также
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцупов А.Я, Конфликтология. Учебник для вузов/А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов.- М.:ЮНИТИ, 2016. – 551с.
2. Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации // Менеджмент в России за рубежом.– №5.
3. Большаков А.Г. Конфликтология организаций.Учебное пособие / А.Г.Большаков, М.Ю.Несмелова. – М.: М3 Пресс, 2015. – 182 с.
4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: ИНФРА – М, 2017. – 288 с.
5. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.:ЭКСМО, 2015 – 186 с.
6. Гончаров, В. В. Руководство для высшего управленческого персонала в XXI веке. В 4-х т. Т. 3.Учебное пособие / / В. В. Гончаров. - 6-е изд., доп. – Москва : МНИИПУ, 2016.-18с.
7. Драгомирецкая О. Умение слушать и умение быть услышанным. Учебное пособие / – Журнал «Top-Manager».январь 2017. – с. 167.
8. Емельянов С.М.. Практикум по конфликтологии. Учебное пособие / – 2-е изд. Доп. и перераб. – СПБ. : Питер, 2015.-400 с.
9. Мескон М.Х., Альберт Мю, Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. – 2-е изд. – М .: Дело, 2017. – 800 с.
10. Морозов М.А. Конфликтология. Учебное пособие // – М.: М3 Пресс, 2015. – 182с.
11. Островсая С.И. Управлении конфликтами в организации: Учебное пособие// – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС.2018.-115с.
12. «Разрешение конфликта». Конфликтология./ журнал «Кентавр»№4, 1994– М.: ИНФРА – М, 2015. – 288 с.
13. Свергун О.А. Препарируем конфликт // Кадровик, 2015. - №9. – 17с.
14. Н.Ю.Хрящева. Менеджмент и конфликты. Конфликтология. //ГромоваО.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.:ЭКМОС - 2016.-320с.
15. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологиях, экономики и менеджмента.// Самара: Издательских Дом «Бахрах - М»,2017.- 768с.
16. Арнольд Минделл, Конфликты: фазы, форумы и способы разрешения. – М3 Пресс, 2010. – 12с. [Электронный ресурс]: официальный сайт электронной библиотеки – URL: http://psyznaiyka.net/confrechenie.html?id=11 (дата обращения: 08.11.2019).
17. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 177с. [Электронный ресурс] : официальный сайт электронной библиотеки – URL: https://studme.org/41287/menedzhment/sposoby_razresheniya_konfliktov (дата обращения: 08.11.2019).
18. Александрова, Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. – М.: Луч, 1993.-250с. [Электронный ресурс] : официальный сайт электронной библиотеки – URL: http://yurpsy.com/files/ucheb/konflikt/06.htm (дата обращения: 09.11.2019).
19. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 67с. [Электронный ресурс] : официальный сайт электронной библиотеки – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-preodoleniya-professionalnyh-konfliktov (дата обращения: 10.11.2019).
20. Конфликтология. Учебное пособие. Схемы и комментарии. Автор: Анцупов, Баклановский. – М.: Луч, 2015.-250с. [Электронный ресурс] : официальный сайт электронной библиотеки – URL: https://moluch.ru/archive/179/46373/ (дата обращения: 12.11.2019).
21. Психология труда. Ульянина О.А. Психолого-педагогические исследования. [Электронный ресурс]: (дата обращения: 20.11.2019).
22. Лукаш Ю. А. Наименование: Внутрифирменные конфликты, или трудовая конфликтология в бизнесе. [Электронный ресурс] : официальный сайт электронной библиотеки – URL: http://ormvd.ru/pubs/102/the-causes-andconditions-of-occurrence-of-interpersonal-conflicts-in-official-bodies-ways-oftheir- (дата обращения: 27.11.2019).