Фрагмент для ознакомления
2
государственной монополии во внешней торговле в России привёл к тому, что сферу распределения и обращения продукции заполнили многочисленные хозяйственно самостоятельные торговые, транспортные, посреднические, финансовые и прочие предприятия, непосредственно участвующие в продвижении товара к потребителю
Практика внешнеторговой деятельности России на мировом рынке в 1990-х гг. показала возрастание значения торгового флота страны (он осуществляет 93% перевозок в международном сообщении от общего числа перевозок (571,0 млн. т) и 7% каботажных) в обеспечении перевозок экспортных и импортных грузов и потребовала активизации деятельности по развитию и укреплению морского торгового судоходства.
Контролируемый Россией торговый флот на 60 % состоит из судов под «удобными» флагами. Под флагом РФ находится 1130 судов (вместимостью 1 тыс. т. и выше) общим дедвейтом 5,747 млн. т.: 215 танкеров, 718 сухогрузов, 28 балкеров, 27 химовозов, 35 нефтерудовозов, 11 судов RORO и 7 наливных судов. В действительности РФ контролирует 430 морских судов дедвейтом около 10 млн. т. Причём основная часть находится в распоряжении Совкомфлота (59 судов и 4,586 млн. т) и Новороссийского судоходства (55 судов и 3,366 млн. т.). При этом уход под «удобные» флаги не означает, что суда уже не принадлежат России.
Основными направлениями перевозок морским транспортом грузов РФ являются:
отправка грузов через Балтийское море, в основном через порт Санкт-Петербург, в Германию (Гамбург) и затем в страны Северной Америки или Испании, Ближнего Востока и Индии;
транспортировка грузов через порты Черного моря, в основном через Новороссийск, а также в Турцию, Италию, Испанию и страны Ближнего Востока;
перевозка грузов через порты морей Северного Ледовитого океана, в основном через Мурманск и Архангельск в порты стран Скандинавского полуострова и Гамбург;
отправка грузов через порты Тихоокеанского побережья, в основном, через Петропавловск-Камчатский и Находка в Японию, Китай и страны Юго-Восточной Азии.
МТК «Север-Юг» предполагает несколько маршрутов следования грузов с использованием разных видов транспорта, касательно морского транспорта - это транскаспийский через порты Астрахань, Оля, Махачкала в порты Ирана, Туркменистана и Азербайджана.
В общем объёме грузооборота российских портов (454,6 млн. т) на долю экспортных грузов приходится 343,9 млн. т. (75,6%), импортных - млн. т. (9,3%), транзитных - 39,4 млн. т. (8,7%), каботажных - 29,3 млн.т. (6,4%).
В структуре экспорта преобладают наливные грузы (сырая нефть)
55% перевозок. В структуре экспортных сухих грузов (45% от экспорта) основными грузами являются: уголь - 53 млн. т. (34%), металлы - млн. т. (16%), минеральные удобрения - 11,7 млн. т. (8%), лесные 8,9 млн. т. (6%). Объём перевалки импортных грузов вырос на 14,4% до 42,1 млн. т. Из них сухие грузы составили 41,8 млн. т, или 99,3% от общего объёма. Около 50% импортных сухих грузов составляют грузы в контейнерах. Также вырос в 1,5 раза до 7 млн. т. объём импорта таких генеральных грузов, как цемент, строительные грузы, машины и оборудование и т. д.
В результате основная часть грузов перевозится трамповым судоходством (75%), т. к. экспорт составляют в большинстве массовые грузы, на линейное же судоходство, которым перевозятся генеральные грузы, преобладающие в импорте, приходится меньшая доля перевозок. Одной из причин такого незначительного показателя линейных перевозок является отсутствие обратной загрузки.
Ожидается, что к 2020 г. потребность в перевалке российских грузов в морских портах составит 950 млн. т., а к 2030 г. - более 1200 млн. т. Основными видами грузов, перевозимых морем, по-прежнему останется продукция топливно-энергетического комплекса (сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и уголь), а также продукты низкой степени переработки - химические грузы, металлы, лесобумажная продукция.
В России преобладают компании, специализирующиеся на трамповом судоходстве. Примером является корпорация PRISCO и транспортная группа «Новошип». Наливной флот корпорации PRISCO состоит из 20 танкеров суммарным дедвейтом 1 766 тыс. т., построенных на разных верфях мира, и одного балкера. Кроме того, Приморское пароходство в рамках совместных предприятий эксплуатирует суда для обслуживания морских нефтедобывающих платформ и береговых терминалов, и суда для транспортировки сжиженного природного газа.
Флот группы «Новошип» (ОАО «Новороссийское морское пароходство») состоит из 56 современных судов суммарным дедвейтом 4.65 млн. т. и средним возрастом 6,7 года. Рыночная стоимость действующего флота составляет примерно 3,19 млрд. долл. США. Танкеры составляют 99,4% тоннажа флота, обладая средним возрастом - 6,6 года. Оставшиеся 0,6 % тоннажа флота - единственный балкер компании - «Леонид Соболев» возрастом 24 года, который осуществляет перевозки угля, зерна, цемента, руды и мелассы. Приоритетами компании являются: развитие российского флота, безопасность, наличие высококвалифицированного персонала и социальная ответственность. Численность рабочих мест для моряков и берегового персонала составляет 4,5 тыс. 15 дочерних компаний «Новошипа» работают в морском и береговом бизнесе на юге России.
По структуре танкерный флот группы «Новошип» представляет собой - 29 судов класса Aframax суммарным дедвейтом 3 163 тыс. т., 22 судна класса Handymax суммарным дедвейтом 930 тыс. т. и 2 судна класса Suezmax суммарным дедвейтом 320 тыс. т. Танкеры компании в основном построены на верфях Кореи, Японии и Хорватии и выполняют перевозки под флагами Либерии и частично Мальты и России. Компания «Новошип» оперирует практически по всему миру, в основном - акватории Средиземного моря и Индийского океана. Основными перевозимыми типами грузов являются сырая, неочищенная нефть, нефтепродукты, растительные масла, жиры и меласса.
Одними из примеров российских ТНК, владеющих своим флотом, являются:
российская нефтяная компания «ЛУКойл», которая имеет 55 танкеров и судов других типов, общей грузоподъёмностью - 1 млн. т.;
российская горно-металлургическая группа «Норильский никель», владеющая 8 многоцелевыми сухогрузными судами дедвейтом по 18,5 тыс.т.;
российская нефтяная компания «ТНК-BP» также обладает собственными судами, преимущественно танкерами;
- российская нефтяная компания «Роснефть» в составе своего флота имеет несколько танкеров, в том числе и усиленного ледового класса дедвейтом по 30 тыс. т.
Российская судоходная компания «Совкомфлот» обладает флотом в размере 59 судов дедвейтом 4,586 млн. т., в том числе около десятка судов класса Panamax, Aframax и Suezmax. Хотя существуют также и компании, которые занимаются линейными перевозками: примером является транспортная группа FESCO, которая из 32 специализированных судов (включая 6 зафрахтованных) общей вместимостью 28 тыс. teu и контейнерным парком размером более 50 тыс. teu, имеет разветвлённую агентскую сеть по всему миру. На линиях Rо-Rо работает флот из 5 судов (включая 2 зафрахтованных) общей вместимостью 2700 ед. авто. Постоянно улучшая структуру флота, транспортная группа FESCO построила 9 контейнеровозов общей вместимостью 20 000 teu.
Транспортная группа FESCO располагает также и трамповым флотом, численностью 39 транспортных единиц (балкеры - дедвейтом свыше 20 тыс. т., ледокольно-транспортные суда, накатные суда типа Rо-Rо и универсалы-лесовозы). Флот работает практически по всему миру: в Антарктиде, на Балтике, в водах Южной Америки и у берегов Африки. Примерно половина тоннажа задействована в Тихоокеанском бассейне.
В перспективе ожидается, что увеличение добычи нефти и других природных ресурсов будет способствовать росту российского экспорта и тем самым станет стимулом к увеличению количества судов и их грузоподъёмности (преимущественно для трамповых перевозок) у транспортных компаний и флота ТНК, большую долю которого составляют танкеры.
При сырьевой направленности импортной торговли, в которой основную долю во внешнеторговых перевозках с участием морского транспорта составляют массовые грузы: нефть и нефтепродукты, навалочные и насыпные грузы, металлы, лес и т.п., превалируют системы доставки груза на зарубежные порты. Причём значительная часть внешнеторговых грузов перевезена морским транспортом с участием железнодорожных перевозок. В основном транспортировки экспортных грузов осуществляются на условиях ФОБ (международный торговый термин; от англ. FOB, Free On Board - бесплатно на борт судна) через российский морской порт.
Вместе с тем в перспективе значительно возрастёт доля генеральных грузов, особенно грузов в контейнерах. Крупные партии в контейнерах пойдут по проходящим на территории России продолжениям международных транспортных коридоров в направлениях Восток - Запад и Север - Юг. И хотя, как полагают эксперты, контейнерные перевозки в России будут увеличиваться очень быстро, подавляющего преимущества экспорта сырья в объёме морских перевозок они не поколеблют.
Для усвоения увеличивающихся потоков грузов предусматривается значительное наращивание производственных мощностей отечественных морских портов. Наиболее крупное строительство намечено в портах Мурманск, Балтийск, Новороссийск, Тамань, Оля, Восточный, Ванино.