Фрагмент для ознакомления
2
7) Профессиональная консультация. Профессиональная консультация в основном предназначена для старших подростков с целью профессиональной ориентации, с учетом характерных особенностей, темперамента, склонностей, интересов, возможностей и потребностей индивида. Профессиональное консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как психологический процесс.
Профессиональная консультация несет просветительскую цель, позволяя вникнуть в суть различных профессий, содержание трудового процесса, требования к работникам и перспективы развития отрасли в целом, статус профессии и механизм получения образования в рамках определенной трудовой деятельности [18].
8) Анализ продуктов познавательной и трудовой деятельности школьника.
9) Поисковая и творческая деятельность, реализуемая самими школьниками в учебной и во внеурочной деятельности.
Подобный подход социально-педагогического сопровождения выступает в качестве неотъемлемого элемента системы образования.
Глава 2. Игровая деятельность как один из способов решения задач службы социально-педагогического сопровождения
2.1. Функции игровой деятельности как способа решения задач службы социально-педагогического сопровождения
Игра наряду с трудом и ученьем, является одним из главнейших видов деятельности человека. Г.К. Селевко определяет игру как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [13].
1) Игротерапия – это самый распространенный способ коррекции эмоциональных трудностей в дошкольном возрасте. Игры привлекают внимание психологов, педагогов, философов, этнографов, искусствоведов. Играть любят взрослые и дети. Игровая деятельность зародилась еще в глубокой древности.
Е.А. Покровский одним из первых описал понятие игры и установил, что сущность данного понятия меняется у каждого народа. В Древней Греции «игра» представляла собой детские действия «ребячества», боловства. В еврейском понимании «игрой» называли анекдотичные шутки. Римляне во время «игры» придавались веселью и радости.
Постепенно в понятие игры стало включаться все, что связано с принятием на себя каких-либо ролей. Начиная от детской игры в «Дочки-матери», заканчивая сценической постановкой. В рамках нашей работы нас интересует лишь детская игровая деятельность. Ведь с динамикой игры сплетено развитие детской психики.
Исследования детской игры составляют огромный список. Игровая деятельность изучена психологами с разных позиций: есть труды, посвященные воспитательным возможностям игры, дидактическим и деловым играм. Особую ценность составляют игры коррекционного характера, направленные на нормализацию тех или иных качеств детской психики.
Теория детских игр начала разрабатываться мыслителями Х1Х века: Г. Спенсером, Ф. Шиллером, В. Вундтом. Доказывая свои эстетические, психологические и философские теории, они использовали понятие игры как одного из вездесущих жизненных явлений, а возникновение игры связывали с рождением искусства [13].
В. Вундт обосновал самую четкую точку зрения на появления игр. Но, как некоторые иные исследователи, Вундт заблуждался в том, что источником игры является наслаждение. Игра у человека - это создание деятельности людей, при котором в ней определяется социальная основа –нормы и правила человеческих взаимоотношений (Д.Б. Эльконин).
Современные ученые рассматривают игру в качестве особого вида деятельности. К.Д. Ушинским доказано, что содержательная сторона игр накладывает отпечаток на личность человека, особенно ребенка.
Некоторые ученые предпринимали попытки рассмотреть игру в качестве деятельности, не зависящей от социальных условий. Такой точки зрения придерживались следующие авторы: З. Фрейд, К. Гроос, А. Адлер. Эти теории в качестве вывода приводят идею о том, что выбор ребенком объекта для подражания происходит инстинктивно, на уровне подсознания.
Основной вывод в теории игр о том, что в дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью принадлежит великим российским психологам: Л.С. Выготскому [6], А.Н. Леонтьеву, А.В. Запорожцу, С.Л. Рубенштейну. Так же их заслугой является вывод о том, что благодаря игровой деятельности, ребенок формирует у себя такие свойства, которые помогают ему перейти к более высокой стадии развития.
Игровая деятельность выполняет ряд функций. Опишем их [13]:
1) развлекательная функция - основная функция игры, заключающаяся в доставлении удовольствия, воодушевлении, пробуждении интереса;
2) коммуникативная функция, заключающаяся в освоении диалектики общения, самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
3) игротерапевтическая функция, заключающаяся в преодолении разнообразных трудностей, возникших в иных видах жизнедеятельности;
4) диагностическая функция, заключающаяся в выявлении отклонений от нормы в поведении, самопознании в процессе игры;
5) функция коррекции, заключающаяся во внесении позитивных изменений в структуру личностных показателей;
6) функция межнациональной коммуникации, заключающаяся в усвоении единых для всех людей социально-культурных ценностей;
7) функция социализации, заключающаяся во включении в систему общественных отношений, усвоении норм человеческого общежития.
2.2. Методические основы проведения игр в системе социально-педагогической работы
Игровая деятельность в системе социально-педагогической работы имеет свою специфику. Её особенности отражены в профилактической, превентивной направленности игры. Игра приобретает совершенно специфичные цели, являясь средством организации детского досуга, предупреждения асоциального поведения школьников. Целеполагание подобных игр выстраивается с основой на развитие конкретных личностных качеств, на демонстрацию творческого состояния участников, их позиций и возможных перспектив развития.
Проигрывание ситуаций, привлечение участников игры к ситуации выбора является реальным путем развития творческой личности. Следует отметить, что игровые технологии требуют тщательной подготовки педагога и правильного содержательного отбора.
В младшем школьном возрасте имеются свои особенности проведения игр. Младший школьный возраст характеризуется яркостью и непосредственностью восприятию, легкостью вхождения в образы. Учащиеся с легкостью вовлекаются в разнообразную игровую деятельность, самостоятельно организуют групповые игры, воспринимают неимитационные игры [21].
Игровая модель учебного процесса сопровождается созданием проблемной ситуации. При этом проблема проживается участниками в ее игровом воплощении.
Во время игры дети работают согласно игровым правилам. Во время ролевой игры ребята следуют логике своей роли. Во время имитационно-моделирующей игры вместе с ролью начинают действовать правила имитируемой реальности. Игровая обстановка реорганизует роль социального педагога, он должен сбалансировать роль организатора, помощника и соучастника общего действия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1) Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. – Саратов. - 2003. – 107 с.
2) Активное слушание. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psihomed.com/aktivnoe-slushanie/
3) Бездухов В.П., Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. - Самара: СамГПУ. - 2000. – 69 с.
4) Бобылева А.А. Технология социально-педагогического сопровождения гуманистической ориентации школьника. – 2010. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sotsialno-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-gumanisticheskoy-orientatsii-shkolnika
5) Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д.: РГПУ, 2000. - 352 с.
6) Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 2015. -500 с.
7) Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие./ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова Л.М. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
8) Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как? – М.: АСТ. – 2016. – 304 с.
9) Детская графология и рисунки. – 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.razlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/jazyk_pocherka_ili_problemy_na_bumage/p11.php
10) Дмитриев И.В. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. – 2005. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/k-a.htm
11) Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учр. высш. проф. обр./ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова.– М.: Академия, 2012. – 256 с. – URL: http://www.studmed.ru/ilyasov-ii-struktura-processa-ucheniya_eef51e8f32c.html#
12) Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. - СПб.: Петербург - XXI век: ЗАО Пресс – Атташе. – 1997. – 160 с.
13) Калинина И.В. Игровые технологии в социально-педагогической деятельности волонтеров. – 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-v-socialnopedagogicheskoy-deyatelnosti-volonterov-468121.html
14) Кобозева В.Г. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательной интеграции. – М.: Участие. – 2013. – 276 с.
15) Марушкина Т.В. Система работы социального педагога в школе. Фестиваль «Открытый урок». – 1 сентября. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/530471/
16) Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Просвещение. - 2004. – 507 с.
17) Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности. – Ульяновск. - 2006. – 104 с.
18) Понятие профессиональной консультации. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.telenir.net/psihologija/psihologija_truda_konspekt_lekcii/p7.php
19) Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/1261-soczialno-psixologicheskij-trening-mezhlichnostnogo-obshheniya
20) Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса. Психология и педагогика социального воспитания: материалы науч.-практ. конф. – Кострома. - 2005. - С. 322-329.
21) Тренинги по психологии, психологические упражнения и игры для детей и подростков. – 2015. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8632-psikhologicheskie-treningi-dlya-detej-i-podrostkov.html
22) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
23) Функции социального педагога. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nikonorova.21412s14.edusite.ru/p3aa1.html