Фрагмент для ознакомления
2
Профессиональная деятельность сотрудников опасных профессий нередко напрямую связана с экстремальными условиями. Это способствует возникновению у сотрудников излишней психоэмоциональной нагрузки и влиянию разного рода стрессогенных факторов. Такого рода особенности порой оказывают существенное влияние на личностные характеристики сотрудников, а также способны приводить к возникновению у них профессиональной деформации.
При этом эффективность функционирования отдельных профессиональных сфер, сопряженных с экстремальными условиями, в первую очередь определяется именно состоянием кадрового потенциала. Основной целью психологической подготовки является формирование профессионально-психологической подготовленности и повышение готовности сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях. Поэтому особую значимость приобретает работа психологов, помогающая эффективно преодолеть психологические сложности при решении профессиональных задач в экстремальных условиях. То есть специальная психологическая подготовка специалистов. Ее важность делает рассмотрение темы «Психологическая подготовка как элемент психологического обеспечения отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях» актуальным.
Цель данной работы – выявление сущности и особенностей психологической подготовки в качестве элемента психологического обеспечения отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях.
Названная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
- рассмотреть психологическую подготовку как комплекс мероприятий для формирования мотивации служебной деятельности в экстремальных условиях;
- охарактеризовать психологическую подготовку как инструмент воздействия на готовность сотрудников к экстремальным условиям;
- проследить взаимосвязь психологической подготовки и психологического обеспечения как направлений практики психологов служебной деятельности;
- выявить особенности психологического обеспечения сотрудников в экстремальных условиях;
- изучить психологическое обеспечение отбора сотрудников для осуществления деятельности в экстремальных условиях;
- раскрыть особенности психологической адаптация и дезадаптации сотрудников в экстремальных условиях.
Объект исследования – работа психолога с сотрудниками, профессиональная деятельность которых протекает в экстремальных условиях.
Предмет исследования – особенности психологической подготовки как элемент психологического обеспечения отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как В.В. Авдеев, Ю.Н. Буряк, В.П. Вахов, Ю.М. Забродин, Г.А. Зозуля, А.Г. Караяни, И.Н. Коноплева, М.В. Корехова, В.М. Крук, А.М. Ксенофонтов, В.Л. Кубышко, Е.О. Лазебная, А.Г. Маклаков, А.Р. Маржохов, А.В. Мещерякова, Е.Л. Николаев, Т.М. Потговичева, А.П. Сложеникин, Б.А. Смирнов, В.Н. Смирнов, А.М. Столяренко и др.
Методы исследования – анализ публикаций по рассматриваемой теме, метод сравнения, метод логической группировки выявлен информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. Профессиональная подготовка как формирование психологической системы деятельности в экстремальных условиях
1.1. Психологическая подготовка как комплекс мероприятий для формирования мотивации служебной деятельности в экстремальных условиях
При рассмотрении вопросов, напрямую связанных с психологической подготовкой сотрудников для формирования у них мотивации служебной деятельности в экстремальных условиях, в первую очередь необходимо раскрыть само понятие «психологическая подготовка». В этом отношении А.М. Столяренко психологическую подготовку характеризует в качестве процесса и одновременно в качестве комплекса методов и форм обучения. Названный исследователь указывал, что психологическая подготовка являет собой научно организованный и одновременно эффективно осуществляемый процесс по формированию, повышению, а также поддержания максимально высокого уровня у сотрудников психологической подготовленности к решению возложенных на них оперативно-служебных задач в экстремальных условиях [27, c. 75].
А.М. Столяренко считал, что отношение практически к любому экстремальному событию исключительно как негативному в жизнедеятельности индивида является ошибочным с точки зрения фило-и онтогенеза человека. Процесс развития человеческих свойств в истории человечества происходило и происходит сегодня в каждом индивиде при преодолении им имеющихся противоречий между требованиями жизни и одновременно наличными возможностями, а также низменно ведет к совершенствованию его возможностей. А.М. Столяренко экстремальность воспринимал в качестве показателя особого состояния такой системы, как «человек в ситуации», которая изменяется в конкретном диапазоне в прямой зависимости от степени подготовленности человека, а также выбора им поведенческой линии [27].
Несмотря на то, что объективно экстремальные условия сотрудника включает опасности, угрозы, сложности; тем не менее сотрудник обладает правом выбора добровольности принимать в ней участие, имеет возможность добиться успеха, к экстремальным условиям относясь именно как к необходимому элементу своей профессии. В этом случае вектор профессиональной деятельности, а значит и подготовки, направлен будет не на преодоление так называемой «экстремальности», а вовсе на ее познание (или оценку), ее осмысление, наконец, творческое преобразование. На основе этого можно прийти к заключению, что экстремальные условия профессиональной деятельности сотрудников не противостоят объективно им, а при этом определяют их профессиональную деятельность. Они выступают в качестве необходимых компонентов профессиональной деятельности сотрудников. Данный факт был положен в основу концепции осуществления профессиональной психологической подготовки сотрудников к деятельности в экстремальных условиях, и позволил выстроить систему их подготовки непосредственно на принципе применения фактора экстремальности в качестве обучающего компонента.
При этом под концепцией психологической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях можно понимать систему научно обоснованных и затем проверенных максимально общих положений, которые характеризуют ее цели, задачи, алгоритм, внутреннюю структуру, а также принципы и модель. В формировании концепции психологической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях, можно включить следующие этапы: теоретический, эмпирический, а также экспериментальный [13, c. 98].
При этом теоретический этап подразумевает разработку единого методологического подхода для проведения исследовательской работы. Основное его содержание заключаются в изучении следующих вопросов: наличии в психологической теории и практике концептуальных подходов в эффективном осуществлении психологической подготовки сотрудников, деятельность которых происходит в экстремальных условиях.
В свою очередь эмпирический этап связан с подбором инструментария и последующем проведении эмпирического исследования. В процессе него важно изучить организационно-ситуационные и содержательные факторы, условия динамики, закономерности, а также механизмы проявлений необходимых для успешной служебной деятельности в экстремальных условиях профессионально-значимых качества сотрудников. Наконец, экспериментальный этап должен осуществляться в процессе занятий непосредственно в системе служебной подготовки, психологических тренингах, а также психологических практикумов. На обозначенном этапе следует апробировать используемые методики, детализировать разработанные программы подготовки, а также уточнять все полученные результаты [4, c. 270].
Подчеркнем также, что непосредственный этап психологической подготовки рассматривать необходимо в качестве единого психологического тренинга. На данном этапе должны приобретаться навыки и умения сотрудниками по преобразования имеющихся экстремальных условий в наиболее приемлемые для деятельности. Происходит мобилизация сотрудников и рабочих профессиональных группы. При этом в качестве конечной целью подобного преобразования выступает адаптивное своего рода «погружение» психики сотрудников непосредственно в процесс грядущей служебной деятельности [23, c. 103].
В целях достижения необходимого результата – то есть быстрейшей и успешной адаптации сотрудников к профессиональным действиям в экстремальных условиях, применяются факторы необычности, внезапности, максимально быстрого изменения условий такой деятельности, а также противодействия условного преступника, длительности эмоциональных и психических нагрузок.
Основные вспомогательные средства психологической подготовки для формирования мотивации служебной деятельности в экстремальных условиях показаны нами в таблице 1.
Таблица 1
Основные вспомогательные средства психологической подготовки для формирования мотивации служебной деятельности в экстремальных условиях
Наименование Цель Вспомогательные средства
Кабинет групповой психологической регуляции Более глубокое освещение специфики служебной деятельности в экстремальных условиях Не требуются
Специально организованные беседы, просветительские лекции, метод мозгового штурма
Кабинет индивидуальной релаксации Осуществление у сотрудников мышечного расслабления, а также снятия психического напряжения через применение психофизиологического оборудования Интеллектуальное массажное кресло типа Infinity, Cardio;LEDЖК-телевизор со специальной подборкой релаксационных видео и аудио программ; специальный аппарат психоэмоциональной коррекции «АПЭК-3», аромалампы
Кабинет групповой психологической регуляции Специализированное помещение, необходимое для проведения психологических мероприятий Активациометр модели АЦ-6, Массажное кресло Indigo; домашний кинотеатр, цветодинамическое проекционное устройство «Цветодин-300», аппарат аэроинопрофилактики, аромалампа; Пузырьковые колонны, система;
Кабинет тренинговой работы Проведение групповой формы работы (тренинговых занятий) Не требуются.
Специально организованные тренинговые занятия
То есть психологическая подготовка сотрудникам к действиям в экстремальных условиях – это совокупность мероприятий, реализуемых процесс формирования и последующего развития: знаний, навыков, умений, а также профессионально значимых качеств сотрудников, наконец, характеристик профессиональных групп, являющихся по своей природе экстремально-психологическими. Сотрудники, которые прошли психологическую подготовку, при выполнении своей служебной профессиональной деятельности максимально эффективно разрешают возникающие психологические проблемы, которые были вызванные особенностями функциональных обязанностей.
1.2. Психологическая подготовка как инструмент воздействия на готовность сотрудников к экстремальным условиям
На современном этапе для профессионального обучения, а также повышения профмастерства применяется целый комплекс методов, а именно: теоретический, практический, а также модульные. Тем не менее задача организации занятий, направленных на формирование психологической готовности, а также успешной профессиональной адаптации сотрудников к экстремальной деятельности остается пока еще не до конца решенной.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеев, В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: учебное пособие / В.В. Авдеев. – Москва: ВЮЗШ, 2008. – 214 с. – Текст: непосредственный.
2. Буряк, Ю.Н. Психологическое обеспечение деятельности частного охранного предприятия: пособие в 2-х частях / Ю.Н. Буряк, А.А. Кочин, Г.М. Кочергин. – Санкт-Петербург, 2004. – 100 с. – Текст: непосредственный.
3. Вахов, В.П. Особенности психического состояния сотрудников ОВД, работающих в экстремальных условиях / В.П. Вахов, В.Н. Волков, И.В. Колос. – Домодедово, 2012. – 43 с. – Текст: непосредственный.
4. Забродин, Ю.М. Основные направления исследования деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях / Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. – Москва: Наука, 2005. – С. 268-274. – Текст: непосредственный.
5. Зозуля, Г.А. Психологическая подготовка сотрудников спецподразделений к действиям в экстремальных ситуациях / Г.А. Зозуля. – Текст: непосредственный // Научный портал МВД России. – 2011. – № 1. – С. 124-133.
6. Караяни, А.Г. Психологическое обеспечение служебной деятельности: элементы концепции / А.Г. Караяни. – Текст: непосредственный // I Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской Федерации: сборник материалов. - Москва: НЦКУС МЧС России, 2013. – С. 16-23.
7. Караяни, А.Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности / А.Г. Караяни. – Текст: непосредственный // Юридическая психология. – 2013. – № 3. – С. 22-26.
8. Коноплева, И.Н. Детерминанты психологической готовности к применению оружия сотрудниками правоохранительных органов / И.Н. Коноплева, Н.В. Богданович // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 2. URL:http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n2/27875.shtml (дата обращения: 09.01.2022). – Текст: электронный.
9. Корехова, М.В. Оценка выраженности психологической дезадаптации у сотрудников органов внутренних дел / М.В. Корехова, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова. – Текст: непосредственный // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2011.– № 3. – С. 80–82.
10. Корехова, М.В. Факторы психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности: автореф. дис. … канд. психологич. наук / М.В. Корехова. – Санкт-Петербург 2013. – 26 с. – Текст: непосредственный.
11. Крук, В.М. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы: учебно-методическое пособие / В.М. Крук, А.Ю. Федотов. – Москва: НУК ИУ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. – 120 с. – Текст: непосредственный.
12. Ксенофонтов, А.М. Особенности адаптационных реакций на экстремальную ситуацию сотрудников милиции разных национальностей / А.М. Ксенофонтов, И.И. Беликов, А.П. Сложеникин // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. – Архангельск, 2006. – №2. – С.56-57. – Текст: непосредственный.
13. Кубышко, В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел / В.Л. Кубышко. – Текст: непосредственный // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 95–103.
14. Лазебная, Е.О. Субъективная оценка успешности процесса посттравматической стрессовой адаптации / Е.О. Лазебная. – Текст: непосредственный // Психология психических состояний: сборник. статей. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. – Вып. 6. – С. 337-351.
15. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков. – Текст: непосредственный // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16–24.
16. Маржохов, А.Р. психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях / А.Р. Маржохов. – Текст: непосредственный // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7. – С. 112-113.
17. Мещерякова, А.В. О психологической подготовке курсантов в условиях современного специализированного вуза / А.В. Мещерякова. – Текст: непосредственный // Тезисы докладов и сообщений участников научно-теоретической конференции. – Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2006. – 147 с.
18. Мещерякова, А.В. Психолого-правовая оценка готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях / А.В. Мещерякова. – Текст: непосредственный // Философия права. – 2015. – № 3 (70). – С. 106–110.
19. Николаев, Е.Л. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов / Е.Л. Николаев, Е.Ю. Лазарева. – Текст: непосредственный // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2013. – № 9. – С. 18–32.
20. Потговичева, Т.М. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях / Т.М. Потговичева, О.В. Бровчук. – Текст: непосредственный // Психодиагностика в правоохранительных органах. – 2002. – №1. – С. 74-81.
21. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие / сост. А.С. Морозов. – Москва: ДГСК МВД России, 2011. – 307 с. – Текст: непосредственный.
22. Психология в деятельности сотрудника полиции: учебник / сост. С.К. Замин. – Москва: Московский ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2019. – 307 с. – Текст: непосредственный.
23. Сложеникин, А.П. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности: автореф. … дис. канд. психологич. наук / А.П. Сложеникин. – Санкт-Петербург 2009. – 22 с. – Текст: непосредственный.
24. Смирнов, Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б.А. Смирнов, Е.Е. Долгополова. – Москва: Академия, 2017. – 210 с. – Текст: непосредственный.
25. Смирнов, В.Н. Социально-психологическая реадаптация сотрудников ОВД в постэкстремальный период / В.Н. Смирнов. – Текст: непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 1 (48). – С. 71–74.
26. Смирнов, В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях / В.Н. Смирнов. – Москва, 2007. – 198 с. – Текст: непосредственный.
27. Столяренко, А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел / А.М. Столяренко. – Москва: Академия МВД России, 2007. – 340 с. – Текст: непосредственный.
28. Шойгу, Ю.С. Организация деятельности психологической службы МЧС России / Ю.С. Шойгу. – Текст: непосредственный // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 1 (7). – С. 131–133.