Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Баскетбол – одна из самых популярных игр в нашей стране. Для него характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановка, поворот, прыжки, ловля, бросание и вбивание мяча, осуществляемые в единоборстве с противниками. Баскетбол имеет не только оздоровительное и гигиеническое значение, но и воспитательное. Занятия баскетболом помогают сформировать усидчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, поэтому тема баскетбол как игровой вид спортаc всегда будет актуальной. Современная система физического воспитания школьников требует овладения большим объемом двигательных навыков.
Современные данные свидетельствуют о снижении двигательной активности учащихся средних классов. Основными причинами такого положения исследователи называют отсутствие мотивационной сферы в образовательных учреждениях, недостаточное формирование ценностного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни. Можно констатировать, что изучение мотивационного отношения детей среднего и старшего школьного возраста к физическому воспитанию является актуальным и своевременным.
Проблема преподавания баскетбола на уроках физической культуры в последние годы все чаще становится объектом специальных исследований методистов разных стран. Серьезный вклад в разработку этой проблемы внес такой ученый, как Гомельский А. Я., им был разработан ряд методик обучения баскетболу на тренировках, а также на занятиях физкультурой.
Одним из путей совершенствования организации школьной системы физической культуры является совершенствование физического воспитания через развитие у учащихся интереса к игре в баскетбол.
Объект исследования –учебно-тренировочный процесс школьников 15- лет на уроках физической культуры по баскетболу.
Предмет исследования – бросок мяча в кольцо.
Цель работы: теоретически обосновать особенности обучения броска мяча в кольцо учащихся 15 лет.
Задачи работы:
1. Рассмотреть возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста.
2. Проанализировать методические особенности обучения броска мяча в кольцо.
3. Охарактеризовать технологию обучения учащихся 15 лет на уроках физической культуры броску мяча в кольцо.
Методы исследования:
Анализ научно-методической литературы и программ физического воспитания.
Степень научной разработанности проблемы. Обзор научной литературы показывает, что в целом она позволяет вести анализ рассматриваемый проблемы.
В этом плане, исследовательский интерес представили научные работы российских авторов.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _________________________факультета, состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
1. Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста
Если обратиться к дефиниции возраста человека, то можно как сказать, что – это автономный период созревания индивидуума, который будет отличаться своим особенным своеобразием.
В научной литературе возрастные периоды формирования человеческого организма выделены на основе особенностей онтогенеза, а также специфических общественных процессов или культурных соображений.
Подростковый возрастной период является примером точнее всего онтогенетического выделения возраста, так как рассматриваемый возраст можно связать с началом пубертатного созревания. В этой связи в научной литературе выделяет подростковый возраст на ряд период. В общем можно подростковый возраст отнести к периоду от 1-12 лет до 15-17 лет.
Подростковый период – один из переломных на дороге к биологической зрелости индивида, что обуславливается началом полового созревания, морфологическими и физиологическими перестройками внутренних органов индивида.
К основным физическим особенностям подростков следует отнести следующие процессы:
- процесс увеличения роста, что приводит к незначительной потере координационных способностей, неловкости, несуразности, не всегда подросток может владеть своим телом;
- к процессу увеличения массы мышц и мышечной силы при значительно пониженных способностях к продолжительным физическим нагрузкам и концентрации, скорой утомляемости, что соответственно вызывает строгого дозирования нагрузок в этот период;
- процесс диспропорции сердечной и сосудистой систем, что обусловлено тем, что процесс увеличения объеме сердечной мышцы проходит очень стремительными темпами, нежели рост соответственных сосудов. Это может привести к некоторым функциональным нарушениям, таким как: появляется учащенное сердцебиение, повышается артериальное давление, возникают головные боли, головокружение, повышается утомляемость, могут быть потемнения глазах при острых движениях и пр.;
- процесс перестройки эндокринной и нервной систем, в рамках которой повышения секреции половых и других внутренних желез может привести к доминированию процессов возбужденности над процессами торможения, что может привести к раздражительности, несдержанности, неуравновешенности ребенка [15].
Процесс полового созревания и бурного физического развития определяют и т психологические особенности рассматриваемого возрастного периода индивида.
Отечественная возрастная периодизация в своих исследованиях использует основную теорию Л. С. Выготского [4. В соответствие с теорией Л.С. Выготского, процесс формирования состоит в присвоении индивидом социального и исторического опыта в следствие взаимного действия с окружающим миром и различными людьми.
Д.Б. Эльконин [15] считает, что к ведущим критериям выделения того или другого возрастного периода, следует отнести такие критерии, как:
- общественные обстоятельства формирования;
- ведущий тип действий;
- существенные возрастные новообразования.
Рассматриваемый возрастной период в своей социальной ситуации формирования будет отличаться:
- смещением области воздействия с семейного круга на круг сверстников;
-ведущей деятельностью для подросткового периода развития становиться общение;
- к основным новообразованиям подросткового возраста относятся чувство возмужалости, стремления к самоопределению, формирования Я-концепции.
Д.Б. Эльконин считает, что между возрастными периодами индивид остро ощущает возрастные кризисы перехода из одного периода в другой.
Итак, в подростковом кризисе характерными будут следующие ведущие признаки:
- негативизм, то есть постоянная отрицательная установка по отношению ко всему окружающему;
- стремление к анализу и самоанализу;
- подростковая депрессия, выражающаяся в появлении безразличия к окружающему миру, чувства пустоты, одиночества .
При чем, протекание кризиса подросткового периода может проходить по нескольким сценариям:
-«кризис независимости». Данный кризис, по мнению исследователей, может выражаться чувством сильно развитого негативизма, упрямством, грубостью, бунтарством, постоянным стремлением поступать по-своему, противостоянием авторитетам, ревностном отношении к личностному пространству;
- «кризис независимости». Сценарий «кризиса зависимости» может выражаться путем безмерного подчинения, возвращение к ребячьим формам поведения, подвластности от старших, несамостоятельности, инфантильности суждений, подчинению воззрению большинства .
Подростковый кризис одолевает 3 основные фазы:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю.М. Портнова. – М.: Физкультура и Спорт, 2009. – 350с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2008. – 464 с.
3. Витман Д.Ю. Современные подходы к обучению и совершенствованию бросков в кольцо в баскетболе /Д.Ю. Витман //Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте, 2021, С.54-56.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2013. – 1136 с.
5. Горбенко Н.П. Особенности подготовки велосипедистов индивидуальной гонки /Н.П. Горбенко //Современные здоровьесберегающие технологии,2016.-№5.-С.40-45.
6. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе: Атореф.дис…..доктора пед. наук. – М.1999. – 43с.
7. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства / Учебник для студентов высших учебных заведений. – Москва, 2004.
8. Костикова Л.В. Азбука баскетбола. – М.: Физическая культура и спорт, 2001.
9. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. – Волгоград, 2010. – 35с.
10. Кудряшов В.А., Рудакос В.И. Баскетбол в школе / Учебное пособие для учителей школ. – Л.: Учпедлит, 1988. – 154с.
11. Лях В. И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. 104 с.
12. Нестеровский Д. И. Интегральная подготовка баскетболисток высокой квалификации // Актуальные проблемы и современные технологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М.: РГУФКСМиТ, 2013. С. 96–98
13. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издательский центр «Академия», 2008.
14. Нурашева Ж.Б. Баскетбол. Техника бросков в кольцо /Ж.Б. Нуражеваа //Актуальные проблемы непрерывного образования, 2019, С.253.
15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2017. – 450 с.