Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические предпосылки экологического воспитания и просвещения в учреждениях социально-культурной сферы
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» в педагогической литературе
Становление экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики происходило на рубеже ХХ и ХХI веков. При этом все программы экологического воспитания детей учитывали традиционные методы, базирующиеся на натуралистических наблюдениях, использовании народных традиций (фольклор, сказки, игры, приметы) и строились в значительной степени на основе развития у детей чувства воображения.
И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Академик И. Д. Зверев пишет: «Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить «просвещением» школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании» [10, стр. 24].
А. П. Букин рассматривает экологическое воспитание как реализацию средового подхода в педагогике. По его мнению, экология дала науке новый подход к рассмотрению процессов и явлений, «применительно к педагогике его можно назвать средовым, а его реализацию экологическим воспитанием» [13, с. 53].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дается определение экологического воспитания. «Экологическое воспитание – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде» [22, стр. 66].
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Главная цель экологического образования и воспитания на современном этапе – формирование экологической культуры школьников, т.е. бережного эмоционально ценностного отношения к природе. Оно создается не только на основе фундаментальных экологических знаний о среде обитания человека, но и в процессе практического опыта детей в окружающей природной среде. В целом это позволяет детям устанавливать разумные взаимоотношения с природой и вырабатывает экологическое мышление, экологическое сознание и экологическую нравственность.
Экологическими можно считать только такие представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. Иными словами, представления детей о природе должны носить такой же системный характер, какой имеет сама природа. Они могут быть сформированы, если обучающая программа включает в себя [15]:
а) представления о связях организмов со средой обитания;
б) представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых элементов экологических систем по цепям питания;
в) представления о необходимости сохранения биологического равновесия в природе;
г) представления об экологическом значении природы в жизни человека и о роли человека в функционировании природы.
В результате экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культура, основанная на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающих его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.
С. С. Стечкина утверждает, что экологическая культура ребенка -это не только природоохранные знания, умения и навыки, но и особый внутренний мир. В его основе и лежит отношение детей к миру природы [21].
Экологическое образование на каждом этапе развития ребенка имеет свои цели, особенности и специфику. В данном аспекте актуальность приобретает преемственность, последовательность в модели непрерывного экологического образования, а также консолидация воспитательных усилий семьи и школы.
Познавательное направление содержания экологического воспитания представляет собой базово-образовательный фактор формирования экологической культуры личности. В педагогической литературе (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.А. Плешаков, Н.Н. Подьяков) отмечается, что у школьников можно успешно формировать обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями, взаимодействии общества и природы, т.е. целостности природы, взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, позволяющих осознать себя ее частью и быть готовым к экологически целесообразной антропогенной активности [13].
Необходимо выбирать наиболее эффективные способы, методы и формы организации экологического образования с целью формирования экологической культуры учащихся.
Таким образом, экологическое воспитание – это средство образования в сознании школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
1.2 Характеристика деятельности учреждений социально-культурной деятельности
Над феноменом социально-культурной деятельности (СКД) работали многие научные деятели из разных научных областей, как за рубежом, так и России, поэтому у данного понятия нет одной общепринятой интерпретации. Например, в начале 21 века советский и российский культуролог М. А. Ариарский считал, что СКД - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры [3, c. 24].
Определение социально-культурной деятельности насчитывает пятидесятилетнюю историю и рассматривается в нескольких научных подходах: культурологический, педагогический, социально- философский.
Изучив несколько определений, мы выделили основные и общие черты социально культурной деятельности.
Во-первых, содержание и направленность социально-культурной деятельности определяется ценностями культуры.
Во-вторых, социально-культурная деятельность в организационных и пространственно-временных параметрах занимает сферу свободного времени, это делает ее неповторимой, потому что по содержанию и функциям отличается от любой другой общественной деятельности.
В-третьих, социально-культурная деятельность реализуется активности ее участников, потому что направлена на удовлетворение социокультурных потребностей личности [11].
Ярошенко Н. Н. в своих научных работах выделяет социокультурной деятельности три значения: учебный предмет, определенной логикой и структурой; историческая отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков; общественная практика, в которой задействовано множество профессий и учреждений, в число которых входят культурно- просветительские, развлекательные и образовательные учреждения [24].
Одним из признаков социально – культурной деятельности как отрасли научных знаний, является объективность и предметность научного познания. Объект и предмет социально-культурной деятельности зависит от контекста выбранного направления исследования.
В наше время объект теории СКД определяют как: культурно обусловленные факторы жизнедеятельности человека; использование социально - культурных и социопедагогических методов воздействия на поведение человека; оптимизация духовного развития различных социальных групп, делящихся по возрастному, гендерному, региональному, этническому, религиозному, экономическому и политическому признакам [7]. В свою очередь, предметом теории социально-культурной деятельности являются очень важные, с теоретической и практической части, их свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
Функции социально-культурной деятельности направлены удовлетворение потребностей, интересов личности и потребности требования общества к ее развитию. В результате удовлетворения социальных потребностей сложились формы и виды СКД, основные направления ее функционирования.
Т. С. Киселева и Ю. А. Красильников выдели следующие функции социально-культурной деятельности: развивающая, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная [12].
Так же авторы утверждают, что эти функции носят объективный характер и «имеют своим содержанием определенные направления и стороны жизнедеятельности людей» [12, с. 23].
Если обратиться к трудам М. А. Ариарского, то мы увидим другой подход к определению функций СКД. Функции – «категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культурно- созидающие возможности общества и стимулирующим культурно- творческое развитие личности» [3, с. 33].Основными функциями являются: преобразовательно-созидательная, экологоохранительная, информационно-просветительная, интегративно-коммуникативная, рекреативно-игровая, адаптивно-нормативная, образовательно- развивающая.
Таким образом, после проведенного исследования социально-культурной деятельности, можно сделать вывод, что данная сфера является самостоятельной отраслью науки, занимающейся проблемами взаимодействия человека с культурными ценностями и организацией досуга в свободное время.
Любые учреждения социально-культурной сферы играют важную роль в воспитании детей. При посещении какого-либо учреждения, досуг должен быть сформирован в соответствии с поставленной целью: отдых, развлечение, творчество и так далее. Любое времяпрепровождение в учреждениях социально-культурной сферы должно носить определенный характер, цели и задачи.
Выводы после главы
Анализ различных трактовок определения «экологическое воспитание» позволяет нам обобщить и вывести рабочее определение, «экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.
Учреждения социокультурной сферы представляют собой место определённой концентрации социально-культурной деятельности детей и подростков в сфере досуга, место, где дети приобретают навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. Учреждения культуры для детей как социально-культурные институты осуществляют накопление и трансляцию культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни и являются элементом социальной структуры, изменяющимся под воздействием социально-экономической действительности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексахина, Е. М. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников / Е. М. Алексахина, В. С. Долгачева. – М. : Аванта, 2006. – 320 с. - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
2. Алиева, А.Н. Культурно-досуговая деятельность – универсальное решение / А.Н. Алиева // Управление персоналом. – 2016. – №6. – С. 16-19 - Библиогр. в конце ст. - Текст : непосредственный.
3. Ариарский М. А. Прикладная культурология/ М. А. Ариарский. – СПб: СПбГУКИ. – 2001 – 342 с. - ISBN 5-8276-0063-6. - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
4. Брутова, М. А Педагогика дополнительного образования : учебное пособие /М. А. Брутова. - Архангельск : САФУ, 2014. – 217 с. - ISBN 978-5-261-00877-4. - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
5. Васильева, Г. А. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие/ Г. А. Васильева; Институт культуры и социальных отношений международного университета бизнеса и новых технологий.- Ярославль, 2005. – 159 с. - ISBN 5-93002-116-3. - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
6. Вумек Джеймс П. Роль учреждения культуры в воспитании / Вумек Д. П., Джонс Д. – М. : Альпина Пабл., 2016. – 262 с. - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
7. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учеб. пособие / Е. И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ, 2002. – 511 . - ISBN 5-902517-05- Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
8. Егоренков, Л. И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие / Л. И. Егоренков. – М.: Прометей, 2006 – с. 35-41. - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
9. Захлебный, А. Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации / А. Н. Захлебный // Педагогика. –2003. - №9. – С.16-22. - Библиогр. в конце ст. - Текст : непосредственный.
10. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении / И.Д. Зверев Новый аспект образования. – М.: 2007.– 24 с. Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
11. Иващенко, Н. С. Учреждения культуры и их влияние / Н. С. Иващенко. В сборнике: Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития сборник научных трудов : к 110-летию профессора Теодора Борисовича Поляка. Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. Москва, 2016. - С. 109-115. - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
12. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. - 539 . - ISBN 5-94778-058-5 Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
13. Кобылянский, В. А. Формирование экологической культуры и проблемы образования / В. А. Кобылянский // Педагогика. - 2000 - № 1 - С. 32 – 41. - Библиогр. в конце ст. - Текст : непосредственный.
14. Лихачев, Б. Т. Экология личности / Б. Т. Лихачев.- Педагогика. – 2004 - №2. – С.19-21. - ISBN 978-5-691-01654-7 - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
15. Моисеев, Н.Н. Экология и образование / Н. Н. Моисеев. – М.: ЮНИСАМ, 2006. – 190 с. - ISBN 5-86986-028-8 - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
16. Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Л. П. Молодова. – Минск : Асар, 2004. – 48 с. - ISBN 5-94916-018-5 - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
17. Печко, Л. П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л. П. Печко // Педагогика. – 2001 - №3. – С. 29-32. - Библиогр. в конце ст. - Текст : непосредственный.
18. Сенкевич, В. М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений / В. М. Сенкевич // Советская педагогика. – 2000 - №5. – С.15-19. - Библиогр. в конце ст. - Текст : непосредственный.
19. Симонова, Л. П. Экологические игры в дополнительном образовании / Л. П. Симонова //Дополнительное образование.- 2003.- № 12.- С.27-33. - - Библиогр. в конце ст. - Текст : непосредственный.
20. Социально-культурная деятельность: теоретические и технологические основы: коллективная монография / Бабаян А. В., Богданова Э. Н., Григорьева А. В. и др. : под ред. Е. В. Ефимовой, А. В. Бабаян ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Пятигорский государственный университет. - Пятигорс : ПГУ, 2019. - 198 с.; 21 см.; ISBN 978-5-4220-1005-9. - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
21. Стечкина, С. С. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/02/24/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-mladshikh-shkolnikov-vo (дата обращения 2.01.2022). - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : электронный.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. - Текст : непосредственный.
23. Экологическое образование в условиях модернизации российского образования / Г. А. Ягодин [и др.] ; [гл. ред. Г. А. Ягодин] ; Департамент образования г. Москвы, Московский ин-т открытого образования, Центр экологического образования и устойчивого развития. - Москва : МИОО : Московские учебники, 2009. - 224 с. - (Августовский педсовет).; ISBN 978-5-94898-313-4 - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.
24. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально культурной деятельности: Учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. – 55 с. - ISBN 978-5-94778-300-1. - Библиогр. в конце справ. ст. - Текст : непосредственный.