Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Любое предприятие заинтересовано в повышении эффективности своей деятельности и увеличении прибыли. При этом большое значение имеют две части предприятия: управляющая и управляемая.
Основная функция управляющей системы – создать действенные стимулы труда для управляемой системы.
Для повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников необходимо понимать их мотивацию.
Сегодня имеется колоссальное количество способов мотивации сотрудников, причем постоянно появляются новые способы и системы. Но при этом стимулы, которые актуальны сегодня для сотрудников, завтра могут быть им неинтересны.
Обилие литературы по проблемам мотивации персонала сопровождается многообразием точек зрения на действенность и эффективность отдельных методов и форм мотивации. Что, несомненно, предопределяет большой интерес к проблемам мотивации человека к деятельности, в том числе профессиональной.
В России процесс формирования систем стимулирования труда происходит в сложных социально-экономических условиях. В стране не так много успешных предприятий. На каждом из них стараются создать свою собственную модель мотивации и стимулирования с учетом реальных условий экономической среды.
Актуальность темы исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью мотивации персонала современных организаций и отсутствием эффективной системы мотивации.
Степень разработанности темы исследования. Информационной базой для написания данной работы послужили труды отечественных авторов по изучаемой проблематике исследования, наиболее известными из них являются: А.В. Филиппов, Г.В. Щекин, Т.Ю. Базаров, В.Р. Веснин и др.
В отечественной литературе современные проблемы управления персоналом и его развития стали предметом глубокого изучения таких ученых, как: Т. Ю. Базаров, Н. А. Волгин, И. Б. Дуракова, А. Я. Кибанов, М. И. Магура, Ю. Г. Одегов, С. И. Сотникова, С. И. Шекшня и др.
Различные аспекты зарубежного опыта управления персоналом и возможностей его применения в России рассматривали такие отечественные ученые и исследователи, как: Н. А. Волгин, В. В. Гончаров, П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов и др.
Объект исследования – управление персоналом.
Предмет исследования – мотивация как функция управления.
Цель исследования – рассмотреть мотивацию как функцию управления.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие и сущность мотивации;
2) Изучить теории мотивации персонала;
3) Выделить факторы, влияющие на мотивацию персонала в организации;
4) Провести анализ мотивации персонала ООО «Феникс»;
5) Разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала ООО «Феникс».
Методы исследования: метод анализа, синтеза, сравнения, наблюдения, опроса.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы в практической деятельности рассматриваемой организации и организаций со сходной деятельностью при совершенствовании трудовой мотивации персонала.
Структура данной работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
1 Теоретические аспекты мотивации как функции управления
1.1 Понятие и сущность мотивации
Мотивация – это внутренний процесс человека, связанный с сознательным выбором определенного типа поведения, которое определяется под воздействием комплекса факторов, имеющих внешний (стимулы) и внутренний (мотивы) характер .
Под мотивом понимают то, что способно вызывать определенные действия человека.
Мотивация представляет собой процесс, который начинается с физиологических или психологических потребностей, создающих побуждение или мотив, который активизирует поведение или действие, стремящееся к достижению цели или вознаграждения, которое удовлетворяет по итогу возникшие потребности.
Мотивы человека, которые формируются при воздействии многих обстоятельств, могут «включиться» под воздействием стимулов. Основываясь на внутреннюю мотивацию, человек действует более спокойно, быстро, добросовестно, тратит меньше сил, качественнее усваивает задачи, знания .
Под потребностями понимают то возникающее и находящееся внутри человека, что является достаточно общим для многих людей, но при этом обладает определенным индивидуальным проявлением у отдельного человека .
Выделяют внутренние и внешние мотивы. Под внутренней мотивацией понимают то, из-за чего люди прикладывают свои усилия, действуя изо дня в день, пытаясь улучшить собственную жизнь и жизнь других людей.
Внутренняя мотивация состоит из:
мечты, стремления к самореализации; стремления к творчеству;
самоутверждения, востребованности;
убежденности;
любопытства;
личностного роста;
потребности общения.
Внешняя мотивация состоит из:
денег;
карьеры;
статуса, признания;
престижной вещи (например, дом, автомобиль);
возможности путешествовать .
Сочетаясь, различные мотивы, которые влияют на поведение человека, образуют его мотивационную структуру, отличающуюся индивидуальностью у каждого человека и обусловленную многими факторами: пол, возраст, образование, воспитание, уровень благосостояния, социальный статус, должность, личные ценности, отношение к труду, работоспособность .
Для успешности и эффективности руководства нужно хотя бы относительно знать содержание основных мотивов поведения подчиненных и способах оказания воздействия на них (как развивать желательные, ослаблять нежелательные) и возможных результатах данных усилий .
Выделяют три основных вида мотивации работника:
1) работники, которые ориентированы, прежде всего, на содержательную и общественную значимость трудовой деятельности (так называемая, нематериальная мотивация);
2) работники, которые ориентированы преимущественно на оплату трудовой деятельности и иные материальные ценности (так называемая, материальная мотивация);
3) работники, для которых характерна сбалансированность значимости различных ценностей .
Таким образом, мотивация – это процесс, с помощью которого субъект управления оказывает влияние на объект управления с целью побуждения его к работе для достижения определённых целей, тем самым удовлетворяя их личные желания и потребности.
1.2 Теории мотивации персонала
Теории мотивации подразделяются на содержательные и процессуальные теории.
В основе содержательных теорий – выявление потребностей людей посредством изучения содержания и объема работы, которую они выполняют.
Теориями содержания мотивации, в первую очередь, внимание уделяется тому, как различными группами потребностей оказывается влияние на поведение людей .
К широко признанным концепциям этой группы относят:
теорию иерархии потребностей А. Маслоу,
теорию двух факторов Герцберга,
теорию приобретенных потребностей Д. МакКлелланда .
Согласно теории А. Маслоу человека мотивирует удовлетворение потребностей, подразделяющихся на пять видов:
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Аверина, В.В. Проблемы и особенности стимулирования персонала организации в современных условиях Электронный ресурс / В.В. Аверина // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018001068 (дата обращения: 20.01.2022).
2. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.
3. Батурин, В.К. Общая теория управления: Учебное пособие / В.К. Батурин. - М.: Юнити, 2017. - 487 c.
4. Бойко, Ю.И. Мотивация и стимулирование труда как объективный фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях становления и развития рыночных отношений [Электронный ресурс] / Ю.И. Бойко, М.А. Коробкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 236-240. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46061.htm (дата обращения: 20.01.2022).
5. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
6. Гелета, И.В. Экономика и социология труда: Учебное пособие / И.В. Гелета. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 448 c.
7. Гусева, А. В. Изучение основных причин текучести кадров в коммерческих организациях и методы предотвращения текучести кадров / А.В. Гусева // Молодой ученый. – 2017. – №15. – С. 360-366.
8. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: Уч. / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева. - М.: Инфра-М, 2019. - 384 c.
9. Земедлина, Е.А. Теория управления: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. - М.: Риор, 2017. - 752 c.
10. Иващенко, М.А. Понятие и сущность мотивации персонала [Электронный ресурс] / М. А. Иващенко // Современные научные исследования и инновации. – 2018. – № 6. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/06/86706 (дата обращения: 20.01.2022).
11. Ким, С.А. Теория управления: Учебник для бакалавров / С.А. Ким. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 c.
12. Кокарева, М.Е. Мотивация и стимулирование персонала к труду в организации / М.Е. Кокарева, А.И. Торопова // В сборнике: Промышленное развитие России: проблемы, перспективы сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. – 2017. – С. 224-226.
13. Коробко, В.И. Теория управления: Учебное пособие / В.И. Коробко. - М.: Юнити, 2015. - 383 c.
14. Макарова, Е.А.Исследование мотивации персонала: отечественный и зарубежный опыт / Е.А. Макарова, М.М. Голубева // Вестник ТИУиЭ. – 2017. – № 2 (26). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivatsii-personala-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 20.01.2022).
15. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 492 c.
16. Мотивация персонала: основные виды и методы. Система мотивации персонала [Электронный ресурс] // Blog.iteam.ru. – URL: https://blog.iteam.ru/motivatsiya-personala-osnovnye-vidy-i-metody-sistema-motivatsii-personala/ (дата обращения: 20.01.2022).
17. Николаева, И.И. Зарубежный опыт мотивации персонала / И.И. Николаева // Human Progress. – 2018. – № 7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-motivatsii-personala-1 (дата обращения: 20.01.2022).
18. Овчинникова, А.С. Современные подходы к разработке систем мотивации и стимулирования персонала / А.С. Овчинникова, А.А. Собуцкая // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 638-641.
19. Система мотивации персонала: примеры и разработка [Электронный ресурс] // Бизнес.Ру.– URL: https://www.business.ru/article/193-sistema-motivatsii-personala-primery-i-razrabotka (дата обращения: 20.01.2022).
20. Система мотивации персонала: примеры и разработка [Электронный ресурс] // HR-portal.ru.– URL: https://hr-portal.ru/article/sistema-motivacii-personala-primery-i-razrabotka (дата обращения: 20.01.2022).
21. Сухов, В.Д. Основы менеджмента: Практикум: Учебное пособие / В.Д. Сухов. - М.: Академия, 2017. - 256 c.
22. Тавокин, Е.П. Теория управления: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2019. - 47 c.
23. Тебекин, А.В. Теория управления: Учебник / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2019. - 64 c.
24. Терновская, А.Д. Мотивация в менеджменте / А. Д. Терновская, В.С. Мостовая, А.А. Ларина // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 898-900.
25. Хижняк, А.Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.