Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной российской практике регулирование выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг неразрывно связано с административной реформой, начатой в 2003 году, в которой центральное место занимает создание административных регламентов.
В России, где слабы традиции служения государственных институтов обществу, отсутствуют устойчивые механизмы ориентации деятельности государственных организаций на общественные нужды, необходима строгая и четкая формулировка государственных обязательств, что предполагается сделать в виде административных регламентов, внедрение которых дает как предприятиям, так и отдельным гражданам возможность контролировать процедуры рассмотрения их документов и обращений, создавая тем самым реальную основу для прозрачности ведомств.
Административный регламент - это официальный документ, регулирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям, в котором указываются перечни услуг, должностные обязанности, права, обязанности государственных служащих и их должностные инструкции. Целью использования административных регламентов является решение определенных задач, таких как: детальное регулирование деятельности сотрудников; обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти; борьба с коррупцией, снижение коррупционных факторов; оптимизация деятельности органов исполнительной власти, повышение ее эффективности. Актуальность данной темы обусловлена тем, что она связана с проводимой административной реформой, с оценкой ее результатов с точки зрения внедрения административных регламентов в деятельность налоговых органов, необходимостью теоретического изучения такого института административного права, как административные регламенты.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе разработки и реализации административных регламентов.
Предметом исследования является процесс разработки и внедрения административных регламентов.
Целью исследования является анализ административных регламентов предоставления государственных услуг.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач
изучить понятие и сущность административных регламентов;
раскрыть нормативное регулирование административных регламентов;
представить структуру административного регламента;
выявить недостатки административных регламентов;
предложить способы решения проблем.
Настоящее исследование проводилось с учетом достижений наук: теории управления, общей теории права, административного и административно-процессуального права. В работе использовались как общие, так и частные методы научного познания (диалектический, системный анализ, формально-правовой, сравнительно-правовой, исторический), а также другие методы исследования.
Последовательность решения исследовательских задач определила следующую структуру: введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Административный регламент в деятельности органов государственной власти
1.1. Понятие административного регламента
Административный регламент - утвержденный органом государственного управления нормативный правовой акт, регулирующий административные процедуры как совокупность действий должностных лиц и органов государственного управления по осуществлению ими своих управленческих функций. Следует отметить, что административный регламент является новым инструментом для отечественной административной системы по конкретизации реализации административных функций.
Регламенты государственных функций и государственных услуг – это документы официального характера, которыми определяются административная процедура реализации должностным лицом, структурным подразделением органа или органом публичного управления властной функции в конкретной сфере публичного управления или административная процедура предоставления государственной услуги заинтересованным субъектам – гражданам или организациям.
Усилия государства в современной России направлены среди прочего и на совершенствование организации публичного управления, в частности осуществляется детальная регламентация реализации государственных функций и предоставления государственных услуг должностными лицами, структурными подразделениями органов и органами публичного управления.
При этом в качестве инструмента оптимизации публичного управления по указанному направлению используется одна и та же форма упорядочения – административный регламент – как для оказания государственных услуг, так и для реализации государственных функций. Назначение административных регламентов – упорядочение процесса осуществления государственной функции, возложенной на должностное лицо, подразделение государственного органа или на государственный орган в целом, или детальное упорядочение процесса оказания государственной услуги по запросу заинтересованного лица государственным служащим. При этом необходимо отметить, что число осуществляемых системой государственного управления функций и предоставляемых услуг крайне велико, в связи с чем не представляется возможным обеспечить их централизованную регламентацию.
Иными словами, при разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственных функций и оказания государственных услуг наличествует элемент саморегулирования. Так, например, регламенты федеральных исполнительных органов разрабатываются ими на основании положений федерального законодательства и подзаконных актов, положения относительно конкретного исполнительного органа, а также на основании типового регламента.
Разработка и реализация регламентов по реализации государственных функций и предоставления государственных услуг направлена на повышение эффективности реализуемых функций и, соответственно, качества предоставляемых услуг.
Административные регламенты имеют большое значение в формах осуществления государственного управления. Такие действия являются широко распространенным видом воздействия на различные социальные отношения. Они связаны с деятельностью как юридических, так и физических лиц. Каждый юрист, финансист, менеджер, независимо от места работы (бизнес-структура, государственный орган, местное самоуправление и т.д.) постоянно имеет дело с актами администрации. Не являются исключением лица, которые выполняют приказы федеральных и региональных министров на работе или императивные приказы своих непосредственных начальников и соблюдайте запреты, связанные с пандемией коронавируса, или правила дорожного движения, руководствуясь сигналами светофора и/или жестами регулировщика дорожного движения.
Фактически, административные регламенты являются определенными инструментами для реализации форм деятельности государственного управления; они являются специфическими и признанными государственными правовыми рабочими элементами, способствующими осуществлению различных видов и форм управления. Закон - это, с одной стороны, определенный инструмент законодательной деятельности, а с другой - определенный результат осуществления законодательной деятельности. Приказы и другие акты правоприменения, принятые руководителями исполнительных органов, коллегией федеральных министерств, выступают в качестве инструмента реализации исполнительной формы государственного управления. Приговоры, постановления, судебные постановления и другие акты судебной власти являются инструментами судебной формы государственного управления. Акты, принятые государственными службами, а также акты прокурорского реагирования (протесты прокурора, предупреждения о недопустимости нарушения закона и т.д.), могут быть отнесены к надзорным формам государственного управления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета. – 1996. - № 12.
3. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. - № 31. - ст. 4179.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2020 № 509-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
6. Постановление Правительства РФ от 20 июля 2021 г. № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
7. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
8. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
9. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
10. Приказ Минобрнауки России от 27.04.2015 № 428 (ред. от 25.07.2017) «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче по ходатайствам образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций разрешений на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определению и изменению составов этих советов, определению перечня научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2015 № 37488) // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
11. Александров Н.Г. Основы теории государства и права. - М.: Госюриздат, 1963. - 563 с.
12. Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - 448 с.
13. Васильев Р. Ф. Акты управления. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 140 с.
14. Коренев А.П. Административное право России: учебник. - М.: Юрайт, 2010. - 268 с.
15. Кучерова Т.Е. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (вопросы общей теории): дисс. … канд. юрид. наук. - М.: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ, 2006. - 203 с.
16. Малько А.В. Теория правовой политики: монография. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 328 с.
17. Новоселов В.И. Законность актов управления. - М.: Юрид. лит., 1968. - 108 с.
18. Савостин А.А. Характеристика административно-правового акта как формы выражения метода регулирования общественных отношений // Юрист. - 2002. - № 2. С. - 53—56.
19. Черников В.В. Нормативные акты органов внутренних дел в системе правовых актов управления: Лекция. - М.: МЮИ МВД России, 1996. - 23 с.
20. Kelsen H. Reine Rechtslehre. Leipzig; Wien, 1934.