Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена высоким уровнем внимания к коммуникационно-эмоциональной составляющей жизни современного человека. Несмотря на век технологий, повышение уровня цифровизации, переход значительной части человеческого взаимодействия в интернет-пространство, современное поколение все же стремится к личному общению, к изучению и пониманию себя самого, к интерпретации себя как единицы коммуникации с конкретным человеком или группой лиц в продуктивном ключе.
Как бы стремительно не происходила замена человеческого ресурса роботизированными и вычислительными машинами, ценность индивида как на профессиональном поле, так и в пространстве межличностных взаимоотношений, остается невероятно высокой, ведь большее количество профессиональной деятельности, так или иначе, предполагает вербальную и невербальную коммуникацию людей. Каждый из нас, наверняка, замечал, что некоторые люди значительно лучше справляются с собственными эмоциями, а иногда и с эмоциями других людей, в напряженных ситуациях.
Данные способности, безусловно, можно отнести к особенностям нервной системы и характера (темперамента), но окажется, что многие люди посвятили достаточно большое количество личного времени и сил, чтобы научиться держать контроль практически над любой ситуацией, требующей важных решений и глубокой отдачи. Такую возможность дает знание источника своих эмоций, что, в свою очередь, дает лучшее понимание других люде и причин, и последствий их поступков, так как безучастность к собственным чувствам обычно распространяется и на чувства коллег.
Размышляя над такими особенностями человеческого поведения, ученые пришли к выводу, что существует несколько видов человеческого интеллекта, из которых наиболее известными на сегодняшний день являются: коэффициент умственного развития (так называемый IQ) и эмоциональный интеллект.
В современном обществе, как правило, человек является носителем множества социальных ролей, что вынуждает его осуществлять коммуникацию с огромным количеством людей ежедневно. Постоянно меняющиеся политические и социально-экономические условия жизни современного общества, делают необходимой для человека способность к быстрой адаптации и своевременной реакции по отношению к нововведениями нестабильности. Для максимально эффективной адаптации требуется осознание и понимание не только собственных эмоций, но и эмоций окружающих. В современной профессиональной среде набирает популярность понятие soft skills или, так называемые, «мягкие навыки», то есть, социально-психологические навыки. Данные способности включает в себя понятие “Эмоциональный интеллект”. Этот аспект социальных наук является новым и малоизученным, но уже имеет ряд теорий и подходов для понимания его сути и непосредственно структуры эмоционального интеллекта.
В современных условиях развития общества эмоции имеют существенное значение в жизни людей. Управление эмоциями является важным навыком, от которого зависит успешность человека в разнообразных сферах его жизни. Эффективность этого управления находится в зависимости от уровня развития эмоционального интеллекта, который призван распознавать различные эмоции, контролировать их проявление, направлять эмоции в нужное русло.
Развитие эмоционального интеллекта важно в различных возрастных категориях. Следует отметить, что в период студенчества, когда молодые люди определяют для себя будущую профессию как одну из наиболее значимых сфер жизни, этот выбор во многом связан с эмоциональной активностью, а соответственно – с особенностями эмоционального интеллекта. При этом, рассматривая особенности выбора профессии, следует принимать во внимание, что все они предполагают различный уровень эмоционального восприятия, поэтому можно предположить, что для студентов, выбирающих для себя различные профессии, характерны разные особенности эмоционального интеллекта.
Всё вышеизложенное определило цель исследования: определить особенности эмоционального интеллекта у обучающихся различных направлений подготовки.
Объект исследования: эмоциональный интеллект личности.
Предмет исследования: особенности эмоционального интеллекта у обучающихся различных направлений подготовки.
Гипотеза исследования: у студентов, обучающихся по различным направлениям подготовки, особенности эмоционального интеллекта имеют свою специфику.
Цель исследования включает в себя последовательное решение следующих задач:
1. Охарактеризовать структуру и содержание эмоционального интеллекта.
2. Охарактеризовать факторы, определяющие особенности развития эмоционального интеллекта.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей развития эмоционального интеллекта у обучающихся разных направлений подготовки.
Методы исследования:
1) теоретический анализ научных источников;
2) эмпирические:
- Методика М. Холла на эмоциональный интеллект
- Опросник эмоционального интеллекта Д. Люсина
3) количественный и качественный анализ данных: определение и сравнительный анализ средних значений.
4) статистические методы обработки данных: непараметрический метод сравнения двух выборок с использованием U-критерия Манна - Уитни для независимых выборок.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы исследования эмоционального интеллекта
1.1. Эмоциональный интеллект как психологическая характеристика, его содержание и структура
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности» [3].
Ученые П. Саловей, Дж. Майери Д. Карузо определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать, вызывать эмоции, брать в работу эмоции и с помощью них повышать продуктивность мышления, осознавать эмоции, регулировать их для эмоционального развития. Эмоциональный интеллект представляет собой комбинацию четырех способностей» [26]. П. Саловей и ДЖ. Майер определили четыре составляющих эмоционального интеллекта - «ветви», которые можно обозначить как четыре основные способности или, как мы можем назвать их с точки зрения трудовой сферы, компетенции: 1.Восприятие, идентификация эмоций(своих и других людей), их выражение. Данная способность раскрывается как умение распознавать особенность личного эмоционального состояния по общему самочувствию, мыслям и чувствам, уметь идентифицировать эмоции других людей через оценку их невербальных (кинесика, экстралингвистические особенности, проксемика) сигналов, внешнего вида и даже произведений искусства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол. —1995. —No 1. —С. 111—129.
2. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. –2007. –No 5. –С.57-65.
3. Андреева, И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. –2008. –No5. –С. 83–95.
4. Андреева, И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. –2009. –No 4. С. 131
5. Андреева, И.Н. Эмоциональный̆ интеллект как феномен современной̆ психологии / И. Н. Андреева. –Новополоцк: ПГУ, 2011. –388 с.
6. Андреева, И.Н. Развитие эмоциональной компетентности в процессе подготовки психологов / И.Н. Андреева // Минск, 21-23 июня 2007 г. –Минск: БГПУ,2007. –С. 65-70.
7. Андреева И.Н. Структура и типология эмоционального интеллекта// диссертация–Минск,2017. –С. 138.
8. Белоконь О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством: дис. канд. псих. наук: 19.00.01 / О. В. Белоконь; Российский государственный гуманитарный университет. –Москва, 2008. –163 c.
9. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. No 1. С. 67–73.
10. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. –М.: Смысл; Издат. центр «Академия», 2004. –С. 544.
11. Вачков И.В. Психология тренинговой работы/ И.В. Вачков. –М., 2007. -С. 82.
12. Врис М. Кетс де. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. –С. 312.
13. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. –М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. –С.512.
14. Гилфорд Дж., «Три стороны интеллекта», 1965.
15. Гладких, А.Г. Эмоциональный интеллект молодых людей, уровень их адаптивности и степень социализации / А.Г. Гладких // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов, Санкт-Петербург, 20 –22 апр. 2006 г.; под ред. Б.В. Чеснокова. –СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2006. –С. 362 –364.
16. Горскова Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения: Тез. научн.-практ. конф. СПб. —1999. —С. 45—48.
17. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Даниел Гоулман, Ричард Бояцич, Энни Макки; Пер. сангл. -5 изд. -М.: Альпина Паблишерз, 2011. –С. 301.
18. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. / Исаева А.П. –Психология:лучшее, АСТ, 2010 –С. 473.
19. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Даниэл Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. –М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2008. –С. 478.
20. Гоулман,Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. –М. : Манн, Иванов и Фербер.-2013. –С. 123.
21. Дегтярев, А.В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в психологии / [Электронный ресурс] // Электронный журнал Психологическая наука и образование, 2012. No2. –С. 1-13.
22. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психологический журнал. 2008 No2.
23. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. -2 издание. –СПб.: Питер. -2011. –с. 93
24. Карпов А. В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма / А. В. Карпов, А.С. Петровская // Вестник интегративной психологии. —2006. —No. 4. —С. 42—47.
25. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. –Белгород, 2002. –С. 200
26. Луговский В.А., Психология профессиональной деятельности: учеб. –метод. пособие/В.А.Луговский, М.Н.Кох. –Краснодар: КубГАУ, 2015. –101 с.
27. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Отв. ред.: Д. В. Люсин, Д. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264-278.
28. Люсин Д.В. Современные представления обэмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. –С. 29–36.
29. Майер Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 123—129.
30. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов // Псков: ПГПИ, 2004 г. –60 С.
31. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии // С. Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2000. –С. 712
32. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. -No 1 (6). -С. 30-39
33. Ушаков, Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. –М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2009. –С. 11 –30.
34. Хлевная Е.А. Гарнов А.П. Эмоциональный интеллект как основа формирования профессиональных компетенций студента // Вестник Российской эко-номической академии имени Г.В. Плеханова –М.: 2011. No 4(40). С. –74 –79
35. Хлевная, Е.А Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта / Е.А. Хлевная, В.А. Штроо, Т.С. Киселёва // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» –2012. –No3.