Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что аспекты торговой деятельности русского купечества XVI–XVII веков недостаточно исследованы в научной литературе. Между тем, данный период является важным этапом в становлении и развитии отечественного купечества. Также важное значение имеет исследование тенденций формирования купеческого сословия и развития торговых отношений на примере конкретного региона, т.к., несмотря на распространение купеческой и торговой деятельности в Средние века и более поздний период на территории всей страны, данные процессы имеют определенную специфику, связанную с принадлежностью к той или иной географической территории.
Объектом исследования является процесс развития русского купечества XVI–XVII вв.
Предмет исследования – тенденции развития купеческой деятельности в Великом Устюге в XVI–XVII вв.
Цель настоящей работы заключается в исследовании особенностей развития купечества Великого Устюга на рубеже XVI–XVII вв.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть особенности становления и развития купеческого сословия в России;
2) охарактеризовать профессиональные знания и практические умения, применяемые в купеческой деятельности;
3) проанализировать структуру и тенденции развития привозного торгового рынка Великого Устюга в XVI-XVII вв.;
4) проанализировать особенности купеческой деятельности в сфере отпускной торговли Великого Устюга.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания спецкурсов и спецсеминаров по истории купечества в высших учебных заведениях.
Методы исследования: описание, аналитический метод, метод логического анализа, метод сбора фактов.
Теоретико-методологическую основу работы составляют научные труды исследователей, среди которых следует выделить исследование историка XIX века В.П. Безобразова, который, анализируя развитие русского предпринимательства, выделяет личностные и профессиональные качества, необходимые средневековому купцу для успешного ведения коммерческой деятельности. Вопросам личностных характеристик и профессиональных умений в сфере торговой деятельности посвящены исследования М.В. Гузаковой, А.Л. Кузевановой, М.В. Мальцевой, А.С. Ушакова. Исследователи подчеркивают такие неотъемлемые характеристики успешного средневекового купца, как честность, порядочность, трудолюбие, широкие знания в различных областях, умение работать с информацией и взаимодействовать с людьми.
Работы А.Н. Асаул, В.И. Бруновой и ее соавторов, Е.П. Хорьковой посвящены истории российского предпринимательства, в которой важное место занимает становление и развитие купеческого сословия. Исследование Е.П. Хорьковой содержит периодизацию отечественного купечества. Н.Б. Голикова подробно рассматривает историю становления привилегированных купеческих корпораций в России.
Важное место в структуре источников исследования занимают научные труды С.Н. Кистерева, в основе которых – материалы переписки купцов Великого Устюга XVI-XVII вв. с деловыми партнерами, торговыми людьми, приказчиками, а также с представителями иных социальных слоев. Данные исторические документы позволяют получить сведения не только о тенденциях и направлениях развития торговли в Великом Устюге на рубеже XVI-XVII вв., но и сделать выводы о личностно-профессиональном облике русского купца данного периода времени.
Также необходимо отметить научные источники, в которых нашло отражение исследование структуры, особенностей и тенденций развития торгового рынка Великого Устюга на рубеже XVI-XVII вв.: И.И. Любименко, И.С. Макарова, А.Ц. Мерзона, М.В. Фехнера и др.
Материалом исследования курсовой работы являются нормативные документы таможенных учреждений городов Устюжской четверти конца XVI – начала XVII вв. и другие документы.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Во введении обоснованы актуальность, практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены социальные аспекты купеческой деятельности в России в период
XVI–XVII вв. Во второй главе проанализированы основные направления торговой деятельности купечества Великого Устюга в XVI-XVII вв.
1 Социальные аспекты купеческой деятельности в России в период XVI–XVII вв.
1.1 Становление и развитие купеческого сословия в России
Эпоха становления купеческого сословия в России охватывает длительный период времени. По мнению В.И. Бруновой, купцов можно отнести к одним из первых представителей отечественного предпринимательства. Предпринимательство на Руси развивалось на базе городов, вокруг которых возникало множество торговых и промысловых поселений. Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры; отсюда пошла традиция ярмарочной торговли.
А.Н. Асаул подчеркивает, что купцы и предприниматели в Древней Руси не были отдельным сословием. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре). Круговорот торговой жизни сыграл существенную роль в освоении и объединении русских земель. Русские купцы торговали с Царьградом, с варягами, с арабами и другими народами.
Первый русский свод законов «Русская правда» возник в обществе, в котором торговля была очень важным занятием. В данном документе определены такие понятия, как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и др.; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.
Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси сопровождался широким развитием кредитных отношений.
Е.П. Хорькова, исследуя историю российского предпринимательства, выделяет шесть основных периодов. Период развития купечества в XVI–XVII вв. в своей периодизации исследователь обозначает как «Предпринимательская деятельность в Средние века». Временные рамки данного периода, по мнению Е.П. Хорьковой, охватывают XIV–XVII вв.
Характеризуя тенденции развития купечества в XVI–XVII веках, В.И. Брунова отмечает, что в данный период Россия обладала сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках вели оживленную торговлю тысячи купцов, шел интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны. В XVII веке в Москве торговое, купеческое, сословие из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских, или посадских, людей, которая в свою очередь разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы.
Самое почетное место принадлежало гостям. Звание «гостя» получали от царя самые крупные купцы, имевшие торговый оборот не менее 20 тысяч рублей в год. Они освобождались от уплаты пошлин, занимали высшие финансовые должности, были наделены правом покупать в свое владение вотчины. Н.Б. Голикова, анализируя особенности социального статуса привилегированной части купечества XVI-XVII, отмечает почти двухсотлетнюю историю данного сословия, а также его значения в формировании отечественной экономики и русского общества в целом.
Представители гостиной и суконной сотен занимали второе место в рассматриваемой иерархии и также пользовались большими привилегиями. Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, они выбирали голов и старшин для ведения своих дел. К низшему разряду купечества относились жители черных сотен и слобод. Они представляли собой ремесленные самоуправляемые организации, производившие и продававшие товары.
С.Н. Кистерев в одной из своих научных статей излагает результаты исследования переписки Устюжской четверти с администрацией подведомственных этому приказу городов, относящейся к началу XVII века. Исследователь отмечает документ, отражающий факт причисления к столичной служилой купеческой корпорации, известной под наименованием гостиной сотни, пашенного крестьянина Шельской волости Устюжского уезда Дмитрия Шара Момотова. Дмитрий Шар подал челобитную, в которой утверждал, что в соответствии с указом 3 марта 1630 г. он вместе с братьями был взят из Шельской волости в Москву и с того времени вместе с торговыми людьми гостиной сотни, к которой стал принадлежать, платит все положенные подати и исполняет все обязанности. По его словам, в Устюге и прочих городах у него не было ни дворов, ни лавок. Торгами и промыслами он нигде, кроме Москвы, не занимался. Единственной находившейся в его владении недвижимостью оставались расположенные в Шельской волости и Митропольем стане Устюжского уезда и в Онтропьеве слободе Усольского уезда деревни. Челобитчик просил освободить его от обязанности уплачивать с названных деревень всякие подати, включая мирские, ссылаясь на указ.
Анализируя данный документ, С.Н. Кистерев подчеркивает стремление Дмитрия Шара оставить за собой деревни по прежнему месту проживания. По мнению исследователя, причина может заключаться в неверии со стороны челобитчика в постоянство царской воли и стабильность своего нового положения члена гостиной сотни.
Таким образом, торговые люди, обретая более высокий социальный статус, стремились сохранить свои прежние землевладения и приобретали