Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Главной внутренний целью коммерческого предприятия является получение прибыли, поэтому вопросы, связанные с формированием и использованием прибыли, на данный момент являются значимыми для исследователей и специалистов. Доход является категорией, тесно связанной с прибылью, поэтому тоже представляет серьезный интерес для исследователей. Современная экономическая ситуация характеризуется кризисными явлениями, которые затрудняют получение прибыли и требуют более пристального внимания к вопросам анализа дохода и прибыли как информационной базе для принятия финансовых решений. Особенно важным является исследование вопросов анализа прибыли для предприятий сферы сервиса, поскольку они наиболее сильно пострадали от кризиса, вызванного пандемией Covid-19. Именно поэтому данная тема является очень актуальной.
Целью работы является анализ доходов и прибыли предприятия сферы сервиса и разработка на его основе предложения по повышению эффективности его деятельности.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть понятие и сущность категорий «доход» и «прибыль»;
2) изучить классификацию видов доходов и прибыли;
3) изучить методы анализа результатов финансовой деятельности предприятия;
4) дать организационно-экономическую характеристику ООО «Водоходъ»;
5) проанализировать доходы и прибыль ООО «Водоходъ»;
6) разработать предложения по повышению доходов организации.
Объектом работы являются доходы и уровень прибыли ООО «Водоходъ». Предметом работы является деятельность ООО «Водоходъ».
1. Теоретические аспекты анализа дохода и прибыли предприятий сферы сервиса
1.1. Понятие и сущность дохода и прибыли предприятий
Рассмотрим сущность этих понятий для более точного определения их места в экономической науке и практике. Поскольку данные категории достаточно давно являются центральными факторами для авторов, занимающихся проблемами повышения эффективности деятельности предприятий, то на данный момент сложилось несколько совершено четко сформулированных подходов к определению данных экономических категорий. Сначала определимся с категорией «доход».
По мнению некоторых ученных, под доходами предприятия следует понимать «поступление средств в распоряжение (хозяйственный оборот) предприятия» [4, c.50; 6, с. 543].
По мнению Г.В. Шадриной, «понятие «доходы» предприятия включает в себя и выручку, и прочие доходы, которые могут возникнуть у предприятия» [17, с. 275]. При этом выручка может возникать в результате основной деятельности предприятия и называться различными терминами, а именно:
1) объем продаж;
2) вознаграждение;
3) проценты к получению;
4) дивиденды;
5) роялти;
6) арендная плата.
Эта терминология зависит от сферы деятельности предприятия.
Рассмотрим более подробно категорию «прибыль». По мнению Бердниковой Л. Ф., прибыль является «ключевой экономической категорией, дающей достоверную оценку эффективности деятельности организации в целом» [7, c.330]. Ценность данного определения заключается в том, что оно прямо указывает на высокую значимость прибыли для функционирования предприятия и в тоже время раскрывает ее функциональное назначение. При этом такая трактовка прибыли является несколько однобокой, поскольку, как известно, прибыль является не столько оценкой, сколько внутренней целью деятельности предприятия.
Гаврилов В.В. считает, что под прибылью можно понимать то, что остается после вычитания из дохода суммарных затрат [9, c.11]. Это, можно назвать, наиболее классическим подходом к отражению сущности данной категории. Достоинством данного определения является устанавливаемая в нем взаимосвязь прибыли и других существенных категорий, отражающих экономическую сторону функционирования предприятия. Однако, этот подход имеет свои недостатки и достаточно формален, поскольку не дает ответ на влияние прибыли на развитие предприятии и ее роли в повышении эффективности предприятия.
Казакова Н.А. дает следующее определение прибыли [11, c.114]. По ее мнению, прибылью можно назвать – «часть денежных накоплений, которые создаются любыми предприятием, выраженная в денежном эквиваленте» [11, c.114]. Таким образом, здесь раскрывается очередной аспект этой комплексной экономической категории. Основной акцент в этом определении делается на то, что прибыль является источником формирования собственного капитала. Это очень важный момент, показывающий многоаспектность и значение прибыли для любого предприятия, поскольку для поддержания своих позиций на рынке оно должно развиваться, в том числе, за счет собственных средств. Это обуславливается необходимостью поддерживать определённый уровень финансовой устойчивости, на которую прямо влияет доля собственных средств в финансировании оборотных активов.
По мнению Колачевой Н. В. и ряда других авторов, под прибылью предприятия следует понимать то, что характеризует эффективность функционирования предприятия [12, с. 29; 13, с. 147]. Что, в целом поддерживает, концепцию предыдущего автора, немного расширяя рамки понимая этой категории.
Лукьянова Е. С. и Вагазова Г.Р. придерживаются мнения, что прибыль в качестве специфического феномена «отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности» [8, c. 13]. Этот подход к раскрытию сущности прибыли отражает ее взаимосвязь с основной операционной деятельностью предприятия. Именно из этого определения следует, что, несмотря на то, что прибыль является абсолютной величиной (по сравнению с, например, рентабельностью, которое является относительным показателем), она представляет собой универсальный показатель эффективности для любого вида деятельности, характерного для предприятия.
Автор Погодина Т.В. придерживается наиболее общей концепции в определении прибыли [15, с. 112]. По ее мнению, прибылью можно назвать – это «превышение всех доходов фирмы над её затратами» [15, с. 112]. Конечно, с формальной точки зрения, данный подход является наиболее простым и логичным. Его ценность заключается в том, что дает глубинное понимание прибыли в ее расчетном аспекте. Однако, как уже упоминалось выше, данным определением можно пользоваться только в прикладных целях, поскольку оно не содержит отражение комплексной и многоаспектной природы прибыли.
По мнению Авеева Э.В., прибылью необходимо считать результат предпринимательской деятельности, который показывает то, что доход за период превышает издержки [3]. Как видно, данное определение является развитием предыдущего подхода, озвученного Погодиной Т.В. [15, с. 112] Однако, некоторым отличием является то, что в этом варианте сделана попытка проследить взаимосвязь прибыли как экономической категории и хозяйственных процессов предприятия, которые приносят ей основной доход. Именно это делает определение прибыли менее утилитарным и пригодным для развития концепции ее применяя в деятельности современного предприятия.
Кроме того, развивая свою мысль дальше, Авеев Э.В. [3], отмечает, что прибыль выступает в качестве наиболее важного показателя финансовых результатов, характеризующих деятельность предприятия как субъекта предпринимательства, и, как мы уже отмечали ранее, данный автор концентрирует внимание на том, что она является целью предпринимательской деятельности.
Одним из направлений применяя термина прибыль является финансовой менеджмент. Поэтому логичным является рассмотрение мнения Н.Д. Корягина, который предполагает, что «прибыль» имеет следующее определение: прибыль – это «трудовой доход предпринимателя» [5, с. 247]. Данный подход является нетривиальным и помогает осознать ценность прибыли для предпринимателя и его наемных работников.
Таким образом, можно сделать вывод, что значение прибыли как экономической категории в деятельности современного предприятия очень велико. Она представляет собой комплексный, многоаспектный экономический феномен, раскрывающих эффективность деятельности предприятия, выступая одновременно, его внутренней целью. Обобщая все изученные подходы и концепции, отражающие сущность, прибыли сформулируем авторской определение данной категории.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (18.07.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
2. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 28.04.2017) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/2d52707f5a4d5314b9e470a9bf59cb826ec848dd/ (дата обращения 12.12.2019)
3. Авеев, Э.В. Анализ бухгалтерской отчетности как основа для принятия управленческих решений [Электронный ресурс] / Э.В. Авеев, В.С. Тостаева // Вестник ИКИАТ. – 2018. – №2 (33). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-buhgalterskoy-otchetnosti-kak-osnova-dlya-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy (дата обращения 18.01.2022)
4. Агеева, О. А. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч. Часть 2. Экономический анализ [Текст]: учебник для академического бакалавриата / О. А. Агеева, Л. С. Шахматова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 240 с.
5. Антикризисное управление [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.Д. Корягин. – М.: Юрайт, 2017. – 367 с.
6. Арутюнова, А.Е. Финансовая устойчивость как основа экономической безопасности предприятия / А.Е. Арутюнова, Е.В. Смирнова // Научные труды КубГТУ. – № 6. – 2018. – С. 543-552
7. Бердникова, Л. Ф., Финансовый анализ: понятие и основные методы [Текст] / С. П. Альдебенева, Л. Ф. Бердникова // Молодой ученый. – 2018. – №1. – С. 330-338
8. Вагазова, Г.Р. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия [Текст] / Г. Р. Вагазова, Е. С. Лукьянова // Молодой ученый. – 2018. – №11.3. – С. 13-15
9. Гаврилов, В.В. Использование методов экономического анализа в диагностике финансовой несостоятельности [Текст] / В.В. Гаврилов, Н.Ф. Щербакова // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – №13(412). – С. 11-23
10. Зуб, А.Т. Антикризисное управление [Текст]: учебник бакалавриата / А.Т. Зуб. – 2-е изд. перер. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 343 с.
11. Казакова, Н.А. Финансовый анализ [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Казакова. – М.: Юрайт, 2017. – 470 с.
12. Колачева, Н. В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа [Текст] / Н. В. Колачева, Н. Н. Быкова // Вестник НГИЭИ. – 2018. – №1 (44). – С. 29-36
13. Лукасевич, И.Я. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник для академического бакалавриата и магистратуры в 2х частях. Часть 1. / И.Я. Лукасевич – 4-е изд. исп. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 377 с.
14. ООО «Водоходъ» [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: https://vodohod.com/about/why-vodohod/
15. Погодина, Т.В. Финансовый анализ [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н.А. Казакова. – М.: Юрайт, 2017. – 351 с.
16. Финансовые показатели отраслей РФ: полный справочник [Электронный ресурс]. Режим доступа: – https://www.testfirm.ru/finfactor/grossmargin/ (дата обращения 08.02.2022)
17. Шадрина, Г.В. Экономический анализ [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 2-е изд. перераб. и доп. – / Г.В. Шадрина – М.: Юрайт, 2018. – 431 с.