Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Со дня рождения великого русского писателя А.С. Пушкина прошел уже ни один век, но память о нем и о его великих произведениях продолжает жить, и слава его продолжает расти не только в России, но и по всему миру. Путешествие в русскую литературу начинается в самом раннем детстве со «Сказок» Пушкина, место действия которых всегда – Древняя Русь с ее рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.
Выбранная тема актуальна именно потому, что популярность Пушкина и выдвигаемых им идей не иссякает и для современной жизни. Мотивы, а именно любовь, верность, преданность, жадность, предательство и прочее, которые присутствуют на страницах его историй весьма прозрачны, но они также интересны и для современного общества. Фундаментом, на котором осуществились творческие порывы Пушкина в сказках, стало выявление жанровой основы, способной соединить народнопоэтическую культуру с литературой. Это обуславливает актуальность данной работы: анализируя сказку Пушкина, мы сможем понять оригинальность авторского стиля, увидеть, что Александр Сергеевич Пушкин – настоящий певец любви, божественного высокого чувства, которым озарены все его творения, в особенности сказки, написанные, казалось бы, в поучение «добрым молодцам», но имеющие в своей основе такие сложные, порой необъяснимые любовные мотивы.
А.С. Пушкин в России стал давно уже национальным символом. Его произведения включены во все имеющиеся школьные учебники по литературе, строчки произведений разобраны на цитаты. Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе не обязательно думаем о его заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы, основатель реализма. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир – целый мир! – создал Пушкин, как прекрасен и многообразен этот мир, как в нем все полно жизни, чувства, глубокой правды
В каждом городе России можно встретить улицу или площадь Пушкина; на тех территориях, где поэт жил и работал или просто бывал, устроены музеи. Но, к сожалению, есть и оборотная сторона медали такой славы – Пушкин, которого превратили в отлитый бронзовый памятник, стал превращаться в мертвый стереотип.
Так случилось и с его сказками, воспринимаемыми как нечто несерьёзное, детское, как будто знакомое хорошо, вроде бы всем понятное и рассчитанное в общем для чисто поверхностного чтения.
Как известно, именно литературная сказка получила особую популярность и признание в эпоху романтизма. Романтикам было присуще особое внимание к национальным основаниям культуры, воплощающимся в фольклоре. Писатели находили различные формы романтизации народного материала. Достаточно хорошо известно, какое место занимала в романтизме народная тематика вообще. Разработка ее привела к особому направлению художественной деятельности и проявилась в различных жанрах. С этим направлением связано и развитие литературной сказки.
Не секрет, что и литературная, и народная сказки представляют некое зашифрованное послание для потомков. За яркими, простыми образами и незамысловатым сюжетом скрываются серьёзный смысл и сущностные и очень глубокие представления. Умеющему внимательно читать сказку, чувствовать и проникать в ее сокровенные глубины открывается понимание чего – то очень важного и в устроении мира в целом, и в человеческом существовании.
Несмотря на значительное число научных работ о творчестве великого русского поэта, освещающих разнообразные аспекты изучения его художественного наследия, заявленная тема еще не привлекала внимания литературоведов, и, следовательно, проблема существования единого мотива в различных по времени создания сказках А.С. Пушкина с фольклорной основой, проблема изменения, движения этого мотива в связи с развитием его творческого метода еще не решена. Поэтому целью данного исследования является анализ особенностей раскрытия любовных мотивов в сказках А.С. Пушкина, выделения и исследования своеобразия движения названного мотива, определить его значение в художественном мире поэта, в динамике его творчества. В этой работе были поставлены следующие задачи:
– обобщить и систематизировать литературоведческие работы и мнения, которые касаются выдвинутой темы, обозначить направления развития исследования;
– проследить за наличием и развитием фольклорного мотива любви в творчестве А. С Пушкина от его первой до последней сказки;
– указать на особенности художественного использования данного мотива А.С. Пушкиным;
– обозначить нравственные проблемы, решаемые поэтом на основе народной этики, отраженной в русском народном творчестве
Предметом исследования является фольклорный мотив любви, который по касательной проходит в сюжетных линиях в сказках А.С. Пушкина. Объект – сказки А.С. Пушкина.
Методы и приемы исследования. Основным методом исследования в
работе является сравнительно-типологический метод.
Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы.
ГЛАВА1. АВТОРСКАЯ СКАЗКА В ЛИТЕРАТУРНОМ РАЗВИТИИ: ОТ СОБСТВЕННО ФОЛЬКЛОРНОЙ ОСНОВЫ ДО ПРЕОБЛАДАНИЯ АВТОРСКОГО НАЧАЛА
1.1. Жанровое своеобразие и особенности литературной сказки
Среди множества разнообразных памятников народного устного творчества – песен, пословиц поговорок значительную роль играют сказки. Сказка, как ее определяет ее В. Пропп: «чудесная история, отражающая элементы истории, быта народа, в среде которого возникла» Народные сказки являются ключом к познанию окружающего мира. Это были самые ранние повествование, которые содержали знания об устройстве вселенной, социальных законах. Е.М. Мелетинский видит в сказке мифологическую основу, и предлагает рассматривать и анализировать ее исходя из мифа. Именно этим объясняется присутствие в сказочных повествованиях элемента чудесного. Исследованию народной русской сказки посвящено много работ, это свидетельствует о той роли, которую выполняла сказка.
Сказка условно подразделяется на два вида: сказка литературная и фольклорная. Как известно, слово «сказка» происходит от русского слова «сказывать», «говорить», что говорит о фольклорных истоках и «устности» его жанра. Эта двойственность (письменная фиксация устного сказания) представляет вполне закономерную, определенную сложность исследования жанра и обусловливает актуальность данной проблемы.
По мнению многих исследователей (М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, М.М. Мещеряковой, В.А. Бегака), литературная (или авторская) сказка совершенно уникальное видовое образование. Опираясь на древнейшие представления, авторская сказка ориентирована не только на жанры народной сказки, но и на ассимиляцию элементов предшествующей культурной традиции (литературные сказки предшественников и «классиков» жанра – Г.Х. Андерсена, А.С. Пушкина и др.). В ней также используются идейные принципы и сюжетно-композиционные модели повести, философского романа, утопии, притчи, басни и других литературных жан
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 1. Аникин В.П. Мир былин и сказок [Текст] // Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / В.П.Аникин - М., 2019. – 450 с.
2 Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2-х т. Т. 1– М.: Учпедгиз, 1958. – 479 с.
3 Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.
4 Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. – М.: Художественная литература, 1981. – 295 с.
5 Бонди С. Сказки Пушкина // Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10 –ти т. Т. 3. - М.: Худож. лит., 1975. – С. 467 – 475.
6 Вацуро В.Э. «Сказка о золотом петушке» (Опыт анализа сюжетной семантики) // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 15. – СПб: Наука, 1995. – С. 122 – 133.
7 Медриш Д.Н. Взаимодействие двух словесно-поэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема // Русская литература и фольклорная традиция. Сборник научных трудов. – Волгоград, 1983. – С. 3 – 16.
8 Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье: Сказки Пушкина и народная культура. – Волгоград: Перемена, 1992. – 144 с.
9 Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика. – М., 2003. – 312 с.
10 Пропп В.Я. Русская сказка. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. – 336 с.
11 Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1976. – 375 с.
12 Петрунина Н.Н. Фридлендер Г.М. Над страницами Пушкина. - Л.: Наука, 1974. -349 с.
13 Севачин А.А. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс. – Москва: «Знание».- 2005. – 319 с.
14 Сумцов Н. Ф. Исследования о поэзии А. С. Пушкина. Харьковский университетский сборник в память А. С. Пушкина, Харьков, 2005.- 399 с.
15 Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. – Москва: «Книга».- 2007.- . 619 с.
16 Худяков И. А. Великорусские сказки т. III. Москва: «Этно-М».-2004.- 437 с.