Фрагмент для ознакомления
2
обозначенным трём выделенным показателям. Родительская позиция и неадекватная и малогибкая, повышено устойчивая, непрогностичная.
По мнению А.С.Спиваковской, можно выделить три направления отношений, которые составляют любовь родителей к своему ребенку: это симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность. Сочетание этих компонентов позволяют представить, в зависимости от различных сочетаний, 8 типов родительской любви. Это любовь, отстраненная любовь, действенная жалость, любовь как вариант снисходительного отстранения, отвержения, презрения, любовь-преследование и отказ[31]. Иногда в поведении родителей мы можем видеть смешение нескольких отношений, но в целом данный подход позволяет определить какая установка в данный момент времени является для родителя доминирующей. Автор обращает внимание на тот факт, что нарушение системы семейного воспитания и дисгармоничность отношений в диаде мать и ребёнок, является основным фактором, вызывающим блокирующие последствия и обуславливающий возникновение неврозов у детей.
Э.Г.Эйдемиллер и В.В. Юстицкис сформулировали классификацию из 6 типов семейного воспитания детей, ведущих к различным проявлениям акцентуаций характера и психопатий. Представлены следующие типы воспитания: гиперпротекция, гипоопека, доминирующая гиперпротекция, (потворствующая гипопротекция), эмоциональное отвержение, жестокость и агрессия во взаимоотношениях, семейное воспитание по типу повышенной моральной ответственности[37].
Соколова Е.Т. выделяет ряд стилей детско-родительских отношений на основе анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач. Автор определяет такие варианты как, сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция и соперничество. Наиболее оптимальным вариантом в данном случае является сотрудничество, когда ребенок способен реализовывать свой творческий потенциал. На базе сотрудничества формируются основания самопринятия и психологической безопасности [38].
Помимо обозначенного, в процессе формирования личности ребенка в семье, помимо отношений и типов воспитания, весьма важным фактором является такое понятие, как «родительские директивы», которые в будущем могут привести к эмоциональным проблемам. Впервые рассмотрели это явление американские специалисты по трансактному анализу Роберт и Мери Гоулдинг. Как директива, у авторов рассматривается скрытый, косвенный приказ, который не формулируется словами и не представляется в действиях родителей, но в случае неисполнения его, ребёнок получает косвенное наказание. Авторы выделили 12 таких директив. Приведем пример.
Первая директива – «не живи». В бытовой речи она выражается в «приговариваниях», адресованных ребенку: «Глаза бы мои на тебя не глядели», «Чтоб ты сквозь землю провалился», «Мне не нужен такой плохой мальчик», и т.п. Расширенным вариантом такой директивы являются «воспитательные» беседы с ребенком на тему «Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет» (например: «Как я волновалась, когда ты в детстве заболел скарлатиной» или: «Поскольку я все силы отдавала тебе, то я так и не смогла выйти замуж»).Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребенком через возбуждение в нем хронического чувства базисной вины, связанной не с какими-то его конкретными поступками, а с самим фактом его присутствия в жизни матери.
При рассмотрении детско-родительских отношений важным является понятие социальной роли ребенка в семье. Роли могут быть различными и их содержание будет определяться потребностями родителей, которые ребёнок удовлетворяет. Реализуемых через ребёнка потребностей может быть целый спектр. Приведем несколько примеров: ребёнок может компенсировать неудовлетворенность супружеских отношений он будет выступать средством для усиления роли и/или своей позиции в семье одного из родителей; ребёнок может быть символом, знаком социального благополучия («у нас всё как у людей»); ребёнок может рассматриваться как элемент, связывающий семью и объединяющий ее, но только деструктивно («Мы не разводимся только ради тебя»); ребёнок может выполнять роль поддержки и опоры родителей («Ох, вот мы тебя растим и воспитываем, будет нам на кого опереться в старости»); ребёнок может являться даже заместителем одного из супругов в неполной семье («Нам никто не нужен, наша любовь идеальна, у меня есть ты, зачем нам ещё кто-то и т.д.). Очевидно что от наполненности и функциональных характеристик роли будет зависеть и формирование характера ребенка. В неблагополучных семьях роли детей часто бывают стереотипными и выявляются весьма четко. А.С.Спиваковская выделяет ряд таких ролей: «любимчик», «крошка», «примиритель», «козёл отпущения» и др. Вероятно, подобный «груз», наполненность роли, деструктивно повлияет на формирование и развитие личности ребенка. Здесь важно будет то, какую роль ребенок выполняет, и сочетание этой роли с особенностями его личности и характера. При выполнении одной и той же роли, ситуация может отличаться это может быть и относительно позитивная и отрицательная, деструктивная[39].
При наиболее неблагоприятных обстоятельствах у ребенка может быть сформирована невротическая личность. С.Чесс и А.Томас в 50-е годы провели исследование и доказали, что на развитие ребенка в семье влияет взаимодействие двух факторов: тип отношения к ребенку («любящий» или «нелюбящий») и тип темперамента ребенка, определяющий легкость или трудность его воспитания.
Таким образом, можно заключить, что детско-родительские взаимоотношения включают в себя достаточно сложное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров. А.И. Захаров выделяет пять параметров, определяющих содержание воспитательного процесса.
1. Интенсивность эмоционального контакта по отношению к детям (гиперопека, гипоопека, опека, принятие, непринятие).
2. Параметр контроля: разрешительный контроль, допускающий, ситуативный, ограничительный.
3. Последовательность – непоследовательность в предъявлении требований.
4. Степень эмоциональной устойчивости родителя в переживании совместных с ребенком аффективно окрашенных ситуаций.
5. Степень тревожности родителя во взаимодействии с ребенком.
Итак, от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит характер становления личности в подростковом возрасте и в дальнейшем его судьба. Стиль воспитания в семье определяет тип детско-родительских отношений, но при этом при одном и том же стиле воспитания детско-родительские отношения могут различаться. Так, при авторитарном типе воспитания требования могут предъявляться как последовательно, так и непоследовательно, а при либеральном типе воспитания контроль может совсем отсутствовать или быть ситуативным. Таким образом, детско-родительские отношения являются значимым фактором в формировании идентичности личности и определяют ее эффективности.
1.3. Формирование автономии подростков в общении со взрослыми
Большинство авторов сходятся в том, что подростковый возраст является периодом, когда личность сталкивается с двумя основными задачами.
1) достижение автономии и независимости от родителей;
2) формирование идентичности, определяющее творческое и независимое Я, гармонично соединяющее в себе различные элементы данной личности.
В позднем подростковом возрасте эмоциональная дистанция между тинэйджерами и их родителями в целом сокращается, здесь происходит скорее «примеривание на себя», а не отвержение родительских ценностей.
Семья является первичным институтом социального развития ребёнка, именно поэтому она играет настолько важную роль в его развитии и дальнейшей социализации. В частности, деструктивное воспитание в семье и снижение положительного отношения к матери (чаще всего по причине непринятия, агрессии с ее стороны), доминирование негативных характеристик при ее описании, коррелируют у подростков с общим ростом негативизма во всех социальных отношениях личности[19]. Гипотетически, описанный факт является базовым проявление тотального негативизма, к которому относится негативизм относительно всех социальных объектов, явлений и норм. По исследованиям негативное отношение к матери является значимым базовым показателем общего деструктивного развития личности.
Важно отметить, что формирование просоциального неагрессивного и ассертивного поведения в подростковом возрасте, взаимосвязано, с одной стороны, с механизмами отсутствия подкрепления негативных проявлений, с отсутствием активного наказания, а с другой стороны, с активным социальным научением ассертивному, неагрессивному, конструктивному поведению. Связано с обучением вариантам реализации потребностей собственной личности и разрешению противоречий. А.А.Реан определила, что наиболее выраженными различия между агрессивным и неагрессивным поведением подростков, проявляются не в предпочтениях агрессивных альтернатив, а именно в отсутствии знаний конструктивных вариантов решения проблем. А.А.Реан, также предложила векторную модель социальной адаптации личности (см.Приложение 1)[22]. Представленная на рисунке модель, построена на основе общего интегративного подхода. По сравнению с традиционными концепциями, в данной модели выделяются критерии социальной адаптации личности внутреннего и внешнего плана.
Процесс и результат социальной адаптация рассматривается не в рамках диады адаптация-дезадаптация(как в традиционных концепций), но более дифференцированно. Социальная адаптация реализуется в четырех плоскостях (см.Приложение 1):
- как полная дезадаптация;
- как адаптация по внешнему критерию;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь 2015. – 436с.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2006. - 232 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
4. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
5. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 288с.
6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
7. Ильин Е.П. Психология доверия. – СПб: Питер, 2013. — 288 с.
8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 354с.
9. Мамардашвили М. Сознание и цивилизация: Выступления и доклады / М.Мамардашвили. – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 384 с.
10. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 6 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985. – 393 c.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240с.
12. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Академия, 2014. – 272с.
13. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение / Под науч. Ред. Е.И. Николаевой, Н. Казариновой. СПб: Питер, 2013. – 512 с.
14. Николаева Е.И. Психология семьи / Е.И.Николаева. – Спб: Питер, 2012. – 336 с.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
16. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
17. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – М; Питер.2007. – 78 с.
18. Психология детства / Под редакцией А.А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2013. – 368 с.
19. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
20. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – с.88-93.
21. Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – с.3-8.
22. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинтейн. – СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
24. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека /С.И.Розум. – СПб.:Речь, 2006 – 365 с.
25. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2013. – 254с.
26. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: «Флинта», 1998. – 96с.
27. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 276с.
28. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с.
29. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков / Ю.В. Смык: дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 2014. – 198с.
30. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-воМГУ, 1989. – 215с.
31. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 304с.
32. Столин В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 1989. – №3. – с.16-37.
33. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.:Мецниереба, 1989. - 206 с.
34. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
35. Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 240с.
36. Фролов Ю.И. (сост.). Психология подростка. Хрестоматия. - Москва: Российское Педагогическое Агентство, 1997. - 526 с.
37. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Речь, 2009. – 275с.
38. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская: учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2015. – 352с.