Фрагмент для ознакомления
2
быть приостановлен до завершения проверки, представления дополнительно запрошенных документов, но не более чем на три месяца (ч. 7, 8 ст. 22 Закона N 400-ФЗ; п. 38 Правил N 884н; п. 13 Регламента).
По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (п. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).
2.2. Пенсия по старости работающих пенсионеров
До недавнего времени законодательство о трудовых (страховых) пенсиях по общему правилу каких-либо ограничений при выплате пенсий работающим пенсионерам не устанавливало. И определение размера названной пенсии, и ее выплата производились по единым принципам независимо от того факта, работает или нет правомочный гражданин. Таким образом, можно было констатировать, что уже достаточно длительное время факт осуществления работы не играет сколь-нибудь значимой роли при назначении и выплате пенсий, формируемых в рамках системы обязательного пенсионного страхования.
Данная ситуация кардинально изменилась в связи с вступлением в силу с 1 января 2016 г. положений Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», который в том числе внес изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Отныне на основании части 12 статьи 21 Закона N 400-ФЗ выплата страховой пенсии производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных новой статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ. Выплата страховых пенсий работающим гражданам будет осуществляться без учета сумм индексаций, которые имели место в период осуществления ими трудовой и (или) иной деятельности. Здесь можно долго спорить, насколько такое решение законодателя соответствует конституционным принципам пенсионного обеспечения, правовой природе страховой пенсии, имеются ли социально-экономические условия для ограничения выплаты пенсии во время работы в настоящее время и т.д.
Понятно, что позиции в таком споре у разных специалистов могут быть диаметрально противоположными. Кстати, статья 26 Конвенции МОТ 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения», вопрос о ратификации положений которой рассматривается органами государственной власти России, устанавливает, что законодательство государства может предусматривать приостановление выдачи пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход; может также предусматриваться сокращение пособия при системе, основанной на страховых взносах, когда заработок получающего его лица превышает установленную сумму, или при системе, не основанной на взносах, когда заработок получающего его лица, его прочие средства или совокупность таковых превышают установленную сумму. Тем самым международное право социального обеспечения предусматривает возможность введения ограничений при выплате пенсий работающим пенсионерам. В нашем же случае речь идет не о приостановлении выплаты пенсий в полном объеме, а ее части, размер которой фактически поставлен в зависимость от количества лет осуществления гражданами работы после назначения пенсии.
Итак, начнем рассмотрение новых правил с норм, регулирующих вопросы права на выплату пенсии в период работы в том или ином размере.
На основании части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Часть 2 указанной статьи устанавливает, что пенсионерам, осуществляющим работу, при возникновении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение выплачивается исходя из выплачиваемого на день его установления размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом N 400-ФЗ, с учетом увеличения, имевшего место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В случае возобновления работы пенсионерами после осуществления увеличения размера пенсии страховая пенсия выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Учитывая изложенные законодательные нормы, перечислим основные положения, имеющие значение при определении сумм пенсии, подлежащих выплате во время трудовой деятельности.
1. Выплата пенсий без учета увеличения производится в отношении тех граждан, которые осуществляя трудовую и (или) иную деятельность, подпадают под режим обязательного пенсионного страхования. Здесь правило достаточно простое: если в период осуществления работы у гражданина должен образовываться страховой стаж и должны возникать пенсионные права, то он признается работающим.
2. Порядок выплаты пенсий, закрепленный в новой статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, распространяется на страховые пенсии, фиксированную выплату к ней (с учетом повышения фиксированной выплаты), назначенные правомочным лицам, в том числе военным пенсионерам - получателям страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты, а также к доле страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим. При этом имеются в виду страховые пенсии любого вида. Каких-либо исключений льготного характера для получателей страховых пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца не предусмотрено.
3. При назначении страховой пенсии используются актуальные стоимость индивидуального пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты, в том числе при назначении в беззаявительном порядке страховых пенсий по старости получателям страховых пенсий по инвалидности. В дальнейшем при определении сумм страховой пенсии, не подлежащих выплате в связи с работой, учитываются суммы, полученные в результате индексаций страховой пенсии, имеющих место после ее назначения.
4. Суммы, полученные в результате имевших место после назначения пенсии перерасчетов размера страховой пенсии, фиксированной выплаты, установления повышения, выплачиваются с применением правил, предусмотренных статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ. К примеру, «добавка» к пенсии в связи с перерасчетом с 1 августа соответствующего года на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета о неучтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента страховых взносах определяется исходя из актуальной стоимости пенсионного коэффициента, вместе с тем выплате работающим пенсионерам будет подлежать сумма «добавки», определенная без применения коэффициентов индексации, которые имеют место в период их трудовой деятельности.
5. При прекращении пенсионером работы суммы его пенсии выплачиваются в размере с учетом всех увеличений и индексаций, которые имели место в период трудовой деятельности.
6. Если пенсионер, прекративший работать, в связи с чем суммы его пенсии, подлежащие выплате, были определены с учетом пропущенных за время трудовой деятельности увеличений, возобновил работу, то суммы выплачиваемой ему пенсии не могут быть уменьшены. Таким образом, при определении сумм пенсии, не подлежащих выплате работающим пенсионерам, учитываются индексации, которые имеют место именно в период их последней работы. Никакого уменьшения сумм пенсии исходя из коэффициентов индексации, которые были в период предыдущего отрезка трудовой деятельности граждан до увольнения, при возобновлении ими работы не предусматривается.
Рассмотрим организационно-процедурные нормы Закона. И здесь главным следует признать вопрос, на основании каких сведений, документов территориальные органы ПФР признают гражданина работающим.
Этот вопрос можно подразделить на две части: сведения, используемые в момент «старта» Закона, так называемый переходный или стартовый
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». Заключена в г. Женеве 28.06.1952 // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета, N 296, 31.12.2013.
5. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
6. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
8. Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 5.
9. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.
10. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Собрание законодательства РФ, 13.10.2014, N 41, ст. 5545
11. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» // Собрание законодательства РФ, 18.07.2011, N 29, ст. 4479.
12. Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» // Российская газета, N 235, 19.11.2003.
13. Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета, N 6, 16.01.2015.
14. Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» // Российская газета, N 6, 16.01.2015.
15. Постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 48, 27.11.2006.
16. Алиев А. Пенсионный парашют. Решит ли отмена накопительной части проблемы российской пенсионной системы? // ЕxреrtОnlinе. 27.07.2012.
17. Березина Е. Из чего складывается наша будущая пенсия // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. 2016. N 6. С. 10.
18. Кузнецова В.П. Выход на пенсию работника // Отдел кадров коммерческой организации. 2016. N 10. С. 49.
19. Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года // СПС «КонсультантПлюс».
20. Чирков С.А. О новых правилах выплаты пенсий работающим пенсионерам с 2016 года // СПС КонсультантПлюс. 2016.