Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственное управление распространяется на все общество и все сферы общественной жизни – политическую, экономическую, социальную, духовную. Оно связано с выработкой механизмов регулирования отношений между малыми и большими социальными группами, отдельными индивидами и удовлетворением их многообразных духовных и материальных потребностей.
В настоящий момент банковская система считается неотъемлемым элементом экономики РФ, а также осуществляет наиважнейшие функции путём аккумуляции и перераспределения денежных средств в экономике.
Важнейшим принципом организации и функционирования банковской системы в РФ является принцип ее государственного регулирования.
Особая роль банковской системы в экономике страны требует наибольшего внимания со стороны государства. Цели и задачи при выборе режима государственного регулирования финансового сектора напрямую связаны с политической ситуацией и динамикой экономического и социального развития страны, а методы регулирования могут различаться в зависимости от потребностей.
В современных условиях развитие банковского сектора в большей степени подвержено различного рода фактора, что в целом заставляет Банк России адаптировать меры по регулированию банковского сектора с учетом современных реалий. Развитие финансового кризиса, а также последствия пандемии проверяют российские банки на прочность и надежность своего функционирования. Несмотря на сложные условия ведения бизнесе банковский сектор показал устойчивость и целевые ориентиры на дальнейшее взаимодействие с реальным сектором экономки. На фоне санкции и ограничений банкам приходится регулировать свою деятельность с учетом собственного капитала, достаточность которого является одним из ключевых объектов регулирования и контроля со стороны Банка России.
Объект исследования – банковский сектор РФ.
Предмет исследования – регулирование банковского сектора в РФ.
Цель и задачи исследования. Цель работы – анализ особенностей государственного регулирования банковского сектора в РФ.
Задачами курсовой работы являются:
– охарактеризовать сущность, цели, задачи и необходимость государственного регулирования банковского сектора в РФ;
– определить основные направления государственного регулирования банковского сектора в РФ;
– дать общую характеристику банковского сектора РФ на современном этапе;
– изучить современные тенденции государственного регулирования банковского сектора в РФ;
– выявить проблемы государственного регулирования банковского сектора в РФ и предложить пути их решения.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, обобщение, описание, систематизация, диалектический метод, метод индукции и дедукции.
Информационная база. Теоретической основой написания курсовой работы послужили труды отечественных авторов по теме исследования, научные статьи из периодической печати. При подготовке исследования также использовались действующие нормативные правовые акты по исследуемой проблеме, официальные данные из интернет-источников.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования банковского сектора в РФ
1.1. Сущность, цели, задачи и необходимость государственного регулирования банковского сектора в РФ
Государственное регулирование банковского сектора – это осуществле-ние специально уᡃполномоченᡃными органами нормативного и индивидуально-властного воздействия на банковскую систеᡃму в целях упорядочения деятель-ности элементов банковской системы, защиты прав и законных интересов лиц, взаимодействующих с элеᡃментами банковской системы, а также формирования и поддержания устойчивого правопорядка в сфере банковской деятельности [11].
В теории принято выделять три уровня регулирования банковской си-стеᡃмы: международный, макроуровень и микроуровень (саморегулирование).
Следует отметить что, межгосударственные соглашения в банковской сфере будь то многосторонние, двусторонние, по линии центральных банков и в других формах, направлены лишь на гармонизацию норм и правил нацио-нального регулирования, либерализацию деятельности банковского сектора и регламентацию требований к ним в разных странах. При этом определяющим в регулировании банковской сферы все-таки является национальный уровень.
Макроуровень регулирования банковской системы связано с регулированием государством всех макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. При этом воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк Российской Федерации (далее – Банк России). В рамках макроэкономического государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве. Микроуровень или саморегулирование банковской деятельности базируется на внутренних правилах и процедурах конкретного банка и нацелено на реализацию стратегии банка, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Для стабильного функционирования банковского системы и экономики государства в целом необходимо осуществлять контроль и надзор для обеспе-чения надежности и стабильности деятельности, как отдельного банка, так и всей банковской системы. Банкротство и последующее закрытие банков чрева-то разорением малого и среднего бизнеса, наносит ущерб крупному бизнесу и влечёт потерю сбережений физических лиц-вкладчиков.
В этом случае сложившаяся ситуация непременно вызывает пристальное внимание со стороны государства и требует оперативного вмешательства для устранения негативных последствий в финансовой сфере. Всё это является предпосылками для пристального внимания государства за происходящими процессами в банковском секторе экономики, а также положения банков на финансовом рынке, так как проблемы одного (особенно системообразующего) банка могут в целом сказаться на всей банковской системе, вызвав цепную ре-акцию по всей банковской системе.
Таким образом, следует выделить цели государственного регулирования банковской сферы:
– поддержание финансовой системы страны в стабильном состоянии, что выражается в обеспечении платежеспособности и финансовой устойчивости банковских учреждений;
– предотвращение системных кризисов, когда банкротство нескольких кредитных институтов приводит к краху всей финансовой системы государ-ства;
– надлежащая защита участников финансового рынка от убытков, могу-щих возникнуть в результате недобросовестного поведения (банкротства, мо-шенничества и иных злоупотреблений) со стороны финансово-кредитных учреждений [12].
Следует обобщить и подчеркнуть, что приоритетной целью государ-ственного регулирования банковской сферы является обеспечение устойчиво-сти и надёжности банковской системы РФ, которая способна противостоять финансово-экономическим кризисам, как в масштабе государства, так и в ми-ровой экономике, противодействуя поражению финансовой системы государ-ства.
Как считают многочисленные исследователи, основной целью государ-ственного регулирования банковской деятельности является поддержание оп-тимального вектора развития всей банковской сферы в целом, обеспечивая при этом интересы вкладчиков и кредиторов [19].
Следует констатировать тот факт, что поддержка банковского сектора в РФ обусловливает решение комплекса задач, это в частности:
– формирование достаточных условий для развития банковской сферы деятельности;
– привлечение средств граждан и предприятий, организаций;
– укрепление финансового состояния банков, повышение уровня их капитализации и прозрачности при осуществлении деятельности;
– расширение операций банков для поддержки реальных отраслей рос-сийской экономики.
Необходимость пристального внимания государства за процессами, про-исходящими в банковской системе, вытекает из сущности деятельности банков и их ведущего положения на финансовом рынке. Высокий уровень финансовой взаимозависимости, опора на легко изымаемые денежные средства, многократное превышение активов над величиной собственного капитала всегда угрожают банку потерей ликвидности и кризисом платежеспособности. Следует отметить, что проблемы одного банка быстро могут оказаться проблемами всей банковской системы, так как банкротство одного банка вследствие изъятия привлеченных банковских ресурсов, способно вызвать цепную реакцию по всей банковской системе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. – 1996. – № 23.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Российская газета. – 1998. – № 148-149.
4. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.12.2021) «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. – 1996. – № 27.
5. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. – 2002. – № 127.
6. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. – 2003. – № 253.
7. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О национальной платежной системе» // «Российская газета. – 2011. – № 139.
8. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 2019. – № 172.
9. Положение Банка России от 22.06.2021 № КБН-2021 «О Комитете банковского надзора Банка России» (утв. решением Совета директоров Банка России, протокол от 21.05.2021 № ПСД-11) // Вестник Банка России. – 2021. – № 40.
10. Указание Банка России от 20.11.2019 № 5320-У «О внесении изме-нений в Указание Банка России от 8 октября 2018 года № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. – 2019. – № 83.
11. Аникеева, Е.А. Государственное регулирование банковского секто-ра Российской Федерации в условиях нестабильности / Е.А. Аникеева // Пути и методы адаптации экономики региона и предприятий в условиях пандемии и связанных с ней кризисных явлений: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, аспиран-тов, студентов и практиков. – Калуга: Калужский филиал ФГБУ ВС «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2020. – С. 15-20.
12. Ахметов, М.М. Современные тенденции в области государственного регулирования банковского сектора на примере Центрального банка РФ / М.М. Ахметов // Трибуна ученого. – 2020. – № 10. – С. 8-18.
13. Бундина, К.С. Государственное регулирование банковской деятельности в РФ / К.С. Бундина // Modern Science. – 2019. – № 12-1. – С. 69-74.
14. Гаммацаева, А.К. Проблемы и пути совершенствования государ-ственного регулирования банковской деятельности в России на современном этапе / А.К. Гаммацаева, П.Г. Исаева // Globus. – 2020. – № 5(51). – С. 89-91.
15. Добрышкина, К. В. Государственное регулирование банковской деятельности в России / К. В. Добрышкина // Молодой ученый. – 2020. – № 25 (315). – С. 160-163.
16. Ермоленко, О.М. Современные реалии развития банковского сектора: вектор дальнейшего развития / О.М. Ермоленко // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 34 (2). – С. 93-97.
17. Князева, А.П. Государственное регулирование банковской деятельности / А. П. Князева, С. А. Рузметов // Молодой ученый. – 2021. – № 35 (377). – С. 92-94.
18. Макарян, В.Э. Государственное регулирование деятельности ком-мерческих банков в РФ / В.Э. Макарян // Modern Science. – 2020. – № 12-1. – С. 124-129.
19. Набиев, С.А. Совершенствование административно-правового ре-гулирования банковской деятельности в современной России / С.А. Набиев // Вестник Поволжского института управления. – 2019. – №2. – С. 57-65.
20. Российская экономика в 2020 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 42) / [Под науч. ред. д-ра экон. наук Кудрина А.Л., д-ра экон. наук Мау В.А., д-ра экон. наук Радыгина А.Д., д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г.]; Ин-т Гайдара. – Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. – 712 с.
21. Термелева, А.Е. Государственная политика в сфере регулирования банковской деятельности / А.Е. Термелева, И.П. Бештанова // Экономика, управление, право: теоретические и практические аспекты: межвузовский сборник научных трудов / Под общей редакцией А.Г. Плеханова. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2020. – С. 5-14.
22. Статистика территориального присутствия действующих кредит-ных организаций и их подразделений [Электронный ресурс]. – URL: https://cbr.ru/admissionfinmarket/statistics/ (дата обращения: 29.01.2022).
23. Статистические показатели банковского сектора Российской Феде-рации [Электронный ресурс]. – URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ (дата обращения: 29.01.2022).