Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В период становления России как независимого, экономически развитого государства проблема развития ребенка приобретает особое значение. Глубокие знания, креативность, умение общаться, мобильность на сегодня более чем важные для каждого из нас. Развить задатки, которые помогут ребенку стать необходимой в обществе и самодостаточной, можно в процессе дидактических игр.
Педагогические и психологические исследования свидетельствуют, что содержание и способы активизации учебной деятельности в процессе использования дидактических игр все больше интересуют научно-педагогических работников. Дидактические игры соответствуют естественным потребностям дошкольников, поскольку сочетают в себе элементы обучения, прикладной, репродуктивной и творческой деятельности, позволяющий развивать эмоциональную сферу ребенка, его познавательные интересы, интеллектуальные и духовные потребности.
Несмотря на многочисленные исследования дидактических игр и их использования для улучшения эффективности обучения и воспитания, проблема исследования организационно-педагогических условий формирования познавательной активности детей дошкольного возраста является актуальной в связи с переосмыслением системы образования в РФ, предоставлением преимущества личностно - ориентированной технологии обучения и воспитания.
До недавнего времени считалось, что дидактическая игра в жизни дошкольника сама по себе не возникает, а существует в своеобразный познавательной деятельности детей, которая имеет игровые черты. В таком аспекте некоторые проблемы дидактической игры исследовались в трудах педагогов и психологов Р. Жуковской, Д. Менджерицкой, Н. Михайленко, А. Усовой, Д. Эльконина (взаимосвязь самодеятельности дидактической игры и ее педагогической организации), А. Запорожца, А. Сорокиной (самостоятельная деятельность как фактор определения природы дидактической игры).
Выдающиеся ученые-психологи Л. Выготский, Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, А. Запорожец заложили основы теории развития ребенка: раскрыли роль игровой деятельности, определили возможности и значение игры, обучения, труда в формировании личности ребенка-дошкольника в образовательном процессе, обусловили особенности становления в дошкольном возрасте различных видов деятельности и интеллекта.
В трудах ученых-педагогов Е. Аркина, Н. Аксариной, А. Леушиной, Н. Сакулиной, Е. Флериной и других разрабатывались содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, методы, формы организации, требования всестороннего развития ребенка на разных возрастных этапах (в том числе средствами игры).
В мире различных научных подходов к проблеме дидактической игры выполнялись исследования. Беспаловой, Ф. Блехер, А. Сорокиной, Е. Удальцовой (вопросы регламентации педагогом деятельности ребенка), Е. Тихеевой, Б. Хачапуридзе (дидактическая игра как средство решения интеллектуальных задач). В данных исследованиях трактовка дидактической игры в деятельности дошкольника почти полностью взрослым предлагается в виде определенной схемы, ее роль в образовательном процессе сводится к использованию определенных дидактических задач.
Качественно нового развития проблема дидактической игры претерпела в период модернизации дошкольного образования. Система дошкольного образования в современных условиях предоставляет предпочтение развивающим, воспитательным и учебным задачам. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса требует новых исследований в области функционального использования дидактической игры в образовательном процессе современного ДОУ.
Умелое использование игр повышает учебную активность детей, интенсивность мышление, память и воображение. Значительное количество исследований связана с различными аспектами улучшения эффективности обучения с помощью отдельных видов игр или их комплексов (Л. Артемова, А. Вербицкий, П. Пидкасистий, А. Янковская). Дидактические игры стали предметом особого внимания в трудах А. Макаренко, В. Сухомлинского, Л. Выготского, А. Леонтьева, А. Усовой, Л. Артемовой, Л. Венгер, Д. Эльконина, Г. Щукину, С. Шамовой и др.
Однако проблема организационно-педагогических условий использования дидактической игры в формировании познавательной активности у детей дошкольного возраста еще требует дальнейшего исследования. Поэтому темой нашего исследования являются: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей 3-4 лет».
Объект исследования - формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия использования дидактической игры в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Гипотеза - качество формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры улучшится, если придерживаться следующих организационно-педагогических условий:
1. Учет уровней развития познавательного интереса как условие формирования их познавательной активности.
2. Учет структурных компонентов дидактической игры и ее разновидностей в формировании познавательного интереса дошкольников.
3. Руководство педагогом дидактическими играми как условие формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически изучить организационно-педагогические условия формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста и практически разработать и проверить эффективность системы работы по их совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования познавательной
активности дошкольников в психолого-педагогической литературе;
2. Проанализировать особенности использования дидактической игры в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста;
3. Разработать критерии и показатели формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста средствами дидактических игр и определить уровни ее сформированности;
4. Теоретически обосновать и практически изучить организационно - педагогические условия использования дидактических игр в формировании познавательной активности дошкольников;
5. Разработать систему работы по использованию дидактических игр в формировании познавательной активности дошкольников и проверить ее эффективность.
1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса детей 3-4 лет средствами дидактической игры
1.1. Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературе
В научной литературе представлены точки зрения о сущности понятия «познавательный интерес». В психологической литературе под этим термином понимают положительное отношение субъекта к его деятельности; «сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению этих явлений, познанию их существенных свойств» [13, с. 15].
По мнению Т.А. Ильиной, познавательный интерес - это важнейшая область общего феномена интереса . Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес определяется и как «форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности» [12, с.67]. «Познавательное развитие» включает в себя: развитие любознательности и познавательной мотивации, познавательной активности, познавательного интереса . Исходя из этого, познавательное развитие дошкольников следует рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность [12, с.11].
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов обучения дошкольников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса , обучение становится продуктивным.
Познавательный интерес является средством обучения. Активизация познавательной деятельности дошкольника без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Поэтому процесс обучения необходимо систематически побуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей и как важный мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат. Это связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. В познавательном интересе включены, и волевые процессы, способствующие организации, завершению деятельности [12, с.41].
Современные ученые, рассматривают интерес, как личностное, образование, психический процесс, имеющий социальный характер и неразрывно связанный с потребностями и мотивами.
Психологи В.З. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов дают наиболее полное определение познавательному интересу.
Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развивающейся во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, включая в себе новые связи предметного мира [12].
А.В. Петровский, М.Т. Ярошевский определяют интерес, как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
В структуре познавательного интереса , формирование происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы. Интерес с психологической точки зрения, характеризуется как подвижность, изменчивостью, разнообразием оттенков и степени развития.
Большинство психологов относят интерес к категории направленностей, то есть к стремлениям личности к объекту или деятельности.
Интерес - это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особое состояние личности (например, радость от процесса учения, деятельности, стремление углубиться в познание интересующего предмета, познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).
На сегодняшний день вопрос интереса все шире исследуются в контексте разнообразной деятельности детей, что позволяет воспитателям успешно формировать и развивать интересы ребенка, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни в целом.
Познавательный интерес - это избирательная «направленность личности на предметы и явления окружающей действительности». Она характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та и ли иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими. Старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его область знаний. В этом случае интерес к предмету или деятельности не может носить характера подлинной познавательной направленности: он может быть случайным и поверхностным [12, 4].
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить.
Интерес выступает как, стимулятор деятельности. Предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Наиболее точная структура познавательного интереса представлена в работах Г.И. Щукиной. Она выделяла следующие компоненты познавательного интереса :
- Интеллектуальный компонент - выражающийся в направленности на познание объекта, стремление постичь его сущность;
- Эмоциональный компонент - проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту;
- Волевой компонент - рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражающейся в устойчивости интереса .
Познавательный интерес выражается в своем развитии различными состояниями. Условно принято различать следующие последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес. Хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепринятыми [39,40]. Любознательность характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного.
Стадия любознательности характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого на ступени развития познавательного интереса . На этой стадии интереса обнаруживается достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенность деятельностью. Дети, включаясь по собственному побуждению в деятельность, наталкиваются на трудности и сами начинают искать причины неудачи.
Любознательность становясь устойчивой чертой характера,
предоставляет большую ценность для развития личности.
Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью материала, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Познавательный интерес способствует проникновению личности
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду/ А.К. Бондаренко. - М.: Инфра - М, 2014. - 160с.
2. Венгер, В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / В.А. Венгер. - М.: ACT, 2015. - 258 с.
3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2013. - № 6. - С.62-76
4. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР № 287 от 04.04.2018). [Электронный ресурс]. - https://pravobraz.ru/federalnyj- gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.
5. Гришкова, Г. Н. Развитие познавательного интереса в игровой деятельности / Г.Н. Гришакова, И.Б. Юсубова // Начальная школа. - 2011 - № 11. - С. 41- 45.
6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М.: Гном - Пресс, 2013. - 144 с.
7. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Г. В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2016. - 128 с.
8. Журенко, Л. Ю. Модель развития познавательно-исследовательской деятельности у детей 3-4 лет с помощью дидактической игры / Л. Ю. Журенко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2020. – Т. 2. – № 12-2. – С. 242-247.
9. Зайков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. - М.: Педагогика, 2014. - 424 с.
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
11. Леонтьев, А. Н. Проблема развития психики / А. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 129 с.
12. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова. Дошкол. воспитание. 2013. № 11. С.26-29.
13. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2013. - 255 с.
14. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2016. - 84 с.
15. Минский, Е. М. От игры к знаниям / Е. М. Минский. - М.: Просвещение, 2014. - 182 с.
16. Моркова, Т. А. Основы дошкольной педагогики / Т. А. Моркова. - М.: Педагогика, 2014. - 380 с.
17. Мухатдинова, С. С. Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста / С. С. Мухатдинова, Е. А. Медведева, О. Л. Точилина, О. И. Харченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78613/ (дата обращения: 24.01.2022).
18.
19. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Общие основы психологии / Немов Р. С. - 2-е изд. - е. - М.: Просвещение: Владос, 2007. - 688 с.
20. Пахутина, Г. М. Игра как форма организации обучения / Г.М. Пахутина. - Арзамас, 2002. - 98 с.
21. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений /
В.А. Сластенин и [др.]. - 3-є изд., исп. и доп. - М.: Школа - Пресс, 2013. - 512 с.
22. Первушина, В. Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? / В. Е. Первушина. - СПб.: Вектор, 2007. - 287 с.
23. Перусинский, В. В. Игры - обучение, тренинг, досуг /
B. В. Прусинский. - М.: Новая школа, 2014. - 368с.
24. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2012. - 381 с.
25. Ратанова, Т.Л. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития / Т. Ратанова; Т. Ратанова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - с. 80 - 88
26. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии /
C. Я. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2014. - 488 с.
27. Самойлик, Г. А. Развивающие игры / Г. А. Самойлик // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2013. - № 24. - С. 25 - 29
28. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Академия, - 2013. - 256 с.
29. Сиденко, А. В. Игровой подход в обучении / А. В. Сиденко // Народное образование, 2013. - № 8. - С. 14 - 19.
30. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 544 с.
31. Стрелкова, Л. П. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Л. П. Стрелкова. - М.: Педагогика, 2015. - 128 с.
32. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. - М.: Знания, 2011. - 96 с.
33. Тихеева, Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е.И. Тихеева.
- М.: Л., 2013. - 182 с.
34. Тихеева, Е.И. Игры и занятия малых детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М., 2013
35. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2013. - 336с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155. // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: режим доступа: http://www.consultant.ru.
37. Шабаева, М. Ф. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических институтов / М. Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 2014. - 478 с.
38. Шаталов, Г. С. Способы повышения мотивации обучения / Г.С. Шаталов // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2013. - № 23. - С. 41 - 45.
39. Щедровицкий, Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры / Г. П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2013. - 164 с.
40. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике /
Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с.
41. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 2011. - 203 с.
42. Эльконин, Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний / Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2008. - 384 с.
43. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Владос, 2008. - 360 с.
44. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей [Текст] / В. С. Юркевич. // Вопросы психологии. 2014 №.