Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Трудно представить жизнь современного человека без использования косметики. Косметика не имеет пола и возраста, ею пользуются и новорожденные дети, и пенсионеры, и мужчины, и женщины, и все-все слои общества. Ассортимент косметики широк и разнообразен. Производители косметики также разнообразны.
В настоящее время производством косметической продукции в России занимаются более 120 компаний. Среди них есть как давно известные, так и множество новых, но уже зарекомендовавших себя, постоянно расширяющих ассортимент. Косметические компании в России включают: ОАО "Свобода" (Москва), "Заря" (Москва), "Новая заря" (Москва), концерн "Калина" (Екатеринбург), "Северное сияние" (Санкт-Петербург), "Невская косметика" (Санкт-Петербург), "Грим" (Санкт-Петербург), "Сувенир" (Краснодар), "Линда" (Москва), "Гармония Плюс" (Москва), "Зеленая мама" (Москва).
Но, тем не менее, большое количество косметической продукции ввозится в Россию из других стран. Вытеснение этого вида отечественных товаров с рынка импортными было вызвано низкой конкурентоспособностью отдельных российских товаров, несовершенным дизайном упаковки, отсутствием информации о товарах, а иногда и низкими потребительскими свойствами.
Насыщение российского рынка импортными товарами вынудило отечественных производителей повысить конкурентоспособность своей продукции. Новая исследовательская деятельность, разработка передовых технологий, художественный дизайн, рекламные мероприятия, современный подход к информации о продукции и другие исследования способствовали возрождению отечественной косметической промышленности, увеличению спроса на российские товары.
Но, несмотря на все усилия отечественных производителей, в настоящее время около 60% косметической продукции импортируется. Косметическая продукция, ввозимая в Россию, не всегда соответствует всем основным показателям качества, поэтому тема данной работы достаточно актуальна.
По мнению экспертов, косметические средства сегодня являются перспективной и развивающейся группой товаров.
Проблема качества продукции является универсальной в современном мире, и от того, насколько успешно она будет решена, зависит экономическая и социальная жизнь страны и потребителя.
В современных рыночных условиях, при наличии большого ассортимента, потребителям важно уметь правильно оценить необходимые товары и выбрать самые качественные.
Объект исследования работы – товароведная оценка лака для ногтей.
Предмет исследования – конкурентоспособность косметических товаров.
Цель работы – исследование товароведной характеристики и оценки качества декоративной косметики для рук.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие качества и показатели качества товаров;
-изучить методы оценки качества товаров;
-описать факторы, формирующие качество товаров;
-дать характеристику показателей качества (на примере лака для ногтей);
-проанализировать товароведную характеристику лака для ногтей;
-исследовать результаты оценки качества (на примере лака для ногтей).
В работе использовались органолептические, математические методы исследования.
Глава 1. Качество товаров
1.1 Понятие качества и показатели качества товаров
Существует большое разнообразие определений понятия "качество", а также его восприятий. Например, субъективная концепция и восприятие качества могут отражать степень удовлетворения потребности. Мнение о качестве меняется со временем, оно зависит от уровня информации об объекте, от технических средств определения характеристик объекта и т.д.
Понятие "качество" впервые было изучено Аристотелем в III веке до нашей эры. Он определял качество как различие между объектами или дифференциацию по признаку "хорошо-плохо" [13].
Гегель определял качество как определенность, идентичную бытию, поэтому нечто перестает быть тем, чем оно является, когда оно теряет свое качество.
Шухарт считал, что качество складывается из объективных физических характеристик и субъективной стороны - восприятия этой вещи.
Исикава утверждал, что качество - это свойство, которое действительно удовлетворяет потребителей.
В китайском языке иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов: "баланс" и "деньги". Так что качество идентично понятию "высококлассный", "дорогой" [24].
В соответствии с ГОСТ 15467-79 качество продукции - это совокупность свойств продукции, определяющих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением.
Согласно MS ISO 8402-86, качество - это набор свойств и характеристик продукта или услуги, которые дают им возможность удовлетворять обусловленные или ожидаемые потребности.
В целом категория качества отражает важный аспект объективной реальности объекта - определенность. Качество объекта не сводится к его отдельным свойствам, а связано с объектом в целом, охватывает его полностью и неотделимо от него.
Часто используются нестандартизированные (бытовые, рекламные) термины "качество", связанные с понятием "хорошо-плохо", "лучше-хуже", "выше-ниже", иногда с происхождением объекта ("японское качество", "настоящее качество" и т.д.) [1].
Следует отметить, что термин "качество" не используется изолированно для выражения превосходных степеней и количественных характеристик при проведении технических оценок. Для выражения этих ценностей следует использовать качественное прилагательное или обобщенную меру потребительской ценности. Например, используются следующие термины:
- относительное качество - объекты классифицируются в соответствии со степенью их превосходства или в сравнительном смысле; "уровень качества в количественном смысле - используется при статистическом контроле приемки;
- показатель качества, используемый в тех случаях, когда проводятся точные технические оценки. В 1986 году Международная организация по стандартизации ИСО сформулировала условия качества для всех отраслей промышленности и предприятий. В 1994 году терминология была уточнена, в частности, при уточнении термина "качество" термин "свойства" был исключен из его определений в предыдущие годы [17].
Качество - это набор характеристик объекта, связанных с его способностью удовлетворять определенные и планируемые потребности.
Качество товара - это набор характерных свойств, формы, внешнего вида и условий использования, которыми должен обладать товар, чтобы соответствовать своему истинному назначению. В настоящее время сформировалось концептуальное видение качества, в том числе качества товаров, как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу успешного развития человека и всего общества [22].
Следует отметить, что в настоящее время основным терминологическим документом в области оценки и управления качеством товаров (продукции, работ) является международный стандарт ISO (ИСО) 9000. Словарь, который максимально объясняет и стандартизирует термины, касающиеся качества товаров (продукции, работ, услуг) и того, как они применяются в области управления качеством продукции.
В обиходе само слово "качество" означает разные понятия: качество - это соответствие требованиям; а качество - это степень совершенства. Таким образом, качество - это набор характеристик объекта, связанных с его способностью удовлетворять установленные и ожидаемые потребности. В то же время объект понимается как нечто такое, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Таким образом, объектом может быть, например, деятельность или процесс; продукт; организация, система или отдельный человек, или любая их комбинация [9].
Используются следующие группы показателей:
-Показатели назначения характеризуют свойства продукта, которые определяют основные функции, для которых он предназначен, и определяют сферу его применения.
- Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии характеризуют свойства продукта, отражая его техническое совершенство с точки зрения уровня или степени потребления им сырья, материалов, топлива и энергии.
- Показатели надежности. Надежность - это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки. Надежность изделия, в зависимости от назначения и условий его использования, включает надежность, долговечность, ремонтопригодность и сохранность.
Надежность - это свойство объекта непрерывно поддерживать рабочее состояние в течение некоторого времени или некоторых событий.
Долговечность - это свойство изделия поддерживать рабочее состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта [15].
Ремонтопригодность - это свойство изделия, которое заключается в приспособляемости к предотвращению и выявлению причин отказов, повреждений, а также техническому обслуживанию и восстановлению рабочего состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта.
Стойкость - это свойство продукта сохранять ценности надежности, долговечности и ремонтопригодности во время и после хранения или транспортировки.
Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) продукта на этапах функционального процесса в системе "человек - продукт - среда использования".
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения продукции. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. В качестве критерия эстетической оценки берется ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составленный экспертами на основе базовых образцов [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амиров, Ю.Д., Печенин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика. – М. : Краснодар, 2017. – 55 с.
2.Антинескул Е. А., Гарипова А. Р., Ясырева А. А. Теоретические основы товароведения. – Пермь, 2019. – 101 с
3.Басовский Л. Е. Управление качеством: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2018.- 253с.
4.Бедель С. Сравнительная оценка качества лаков для ногтей // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2019 – С. 221-216
5. Бобровников, Г.Н. Качество продукции и научный прогресс. – М. : Издательство стандартов, 2021.– 520 с.
6. Версан, В.Г. Интеграция управления качеством продукции. Новые возможности к перехода к рынку. – М. : СПб УЭФ, 2018. – 75 с.
7. Грибанова И. В. Товароведение: учеб. пособие. - Минск: Респ. ин-т. проф. образования (РИПО), 2016. - 360 c.
8.Ермолаева Е.О. Контроль качества продукции и услуг: учебное пособие. – Кемерово, 2019. – 160 с.
9.Казяева И.А. Факторы, оказывающие влияние на качество продукции // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 6 – С. 33-39
10.Калачев, С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2018. - 463
11. Клепа, М. С. Повышение качества. – М.: Инфра-М, 2012. - 75 с.
12. Ламбен, Жан – Жак. Менеджмент, по управлению качеством продукции. Маркетинг. – М.: Молот, 2019. –107 с.
13. Лебедев, В. Г. Системы управления качеством. – М.: Бруно, 2017. – 81 с.
14.Леонович, Д. С. Теоретические аспекты понятия качества продукции и ценообразования. Особенности оценки качества для научно-технической продукции // Молодой ученый. - 2020. - № 11.4 (91.4). - С. 149-152.
15.Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Изд-во Омега-Л, 2016. - 400с
16. Минько Э. В., Теоретические основы товароведения. - Саратов: Профобразование, 2017. - 156 c.
17. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2016. – 488 с.
18.Осетров В.О. Продукция косметическая для ухода за ногтями. Общие технические условия.– М.: Стандартинформ, 2020. – 86 с.
19.Салимова Т. А. Управление качеством: учебник.- М.: Омега - Л, 2017.- 376с.
20.Сыроижко, В. В. Оценка качества выпускаемой продукции и эффективность деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2019. - № 18 (77). - С. 452-454.
21.Тарасова, Т. В. Качество продукции // Молодой ученый. - 2021. - № 35 (377). - С. 47-48.
22. Чечеткина Н.М., Путилина Т.И., Горбунева В. В. Товарная экспертиза. - Ростов-на-Дону «Феникс» 2020.-512с.
23.Шацких Е.А. Факторы, влияющие на качество продукции // Альманах современной науки и образования.- 2020. - № 12. - С. 140-142.
24.Шевелёва Г.И. Контроль качества продукции: Учебный комплекс. – Кемерово, 2016. – 140с.
25.Яковлева Л.А., Кутакова Г.С. Товароведение парфюмерно-косметических товаров. Учебник для вузов. - СПб.: Лань, 2021. – 273 с.