Фрагмент для ознакомления
2
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ.
Данный Федеральный закон, как следует из его преамбулы, регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия подразделяются на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения .
В Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» закреплены права граждан Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Закреплено право каждого на доступ к объектам культурного наследия.
В настоящее время продолжают действовать отдельные положения законодательства об охране памятников истории и культуры советского периода. Это связано, прежде всего, с тем, что признание многих памятников истории и культуры объектами культурного наследия имело место еще в советское время в соответствии с действующим в тот период законодательством.
Кроме того, многие положения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требуют принятия нормативно-правовых актов органами исполнительной власти, обладающими необходимой компетенцией.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года .
Согласно п. 3 указанного документа «стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года — официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу».
Данный документ является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений с целью защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Основная задача Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Силы и средства обеспечения национальной безопасности должны быть сосредоточены на обеспечении национальной безопасности и в духовной сфере.
Российская Федерация для обеспечения национальной безопасности сосредоточивает свои усилия и ресурсы на таких приоритетах устойчивого развития, как наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства.
Одним из целевых ориентиров развития сферы культуры к 2020 году намечено обеспечение сохранности объектов культурного наследия (недвижимых памятников и нематериального культурного наследия) и их популяризация.
Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры к 2020 году должна обеспечить равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, а также активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.
Реализация поставленных задач — это совместная ответственность всех уровней власти .
Основные цели современного российского государства в сфере культуры:
– обеспечение условий для свободного развития каждого гражданина страны;
– защита культурного суверенитета страны и единой историко-культурной самоидентификации граждан и общества;
– обеспечение доступа граждан к накопленному национальному культурному богатству, сохранение, умножение и защита этого богатства, гарантия их права на сохранение исторически сложившейся культурной среды и привычной им среды обитания;
– сохранение и возвышающее развитие высших достижений отечественной и мировой культуры, преодоление угроз культурному достоянию, которые несут нормы и образцы общества потребления, массовой культуры, энтропийные тенденции цивилизации постмодерна, создание и распространение культурных образцов и идеалов общества познания и созидания;
– сохранение классических образцов мировой культуры, защита их от постмодернистской диффузии и обеспечение их экспансии и возрождения в остальном мире.
В этом отношении миссия Россия — создать в стране условия, при которых каждый человек имел бы реальные возможности стать подобным титанам Возрождения, а вне страны — обеспечить возрождение классической мировой культуры.
2.2. Современные проблемы сохранения культурного наследия, пути их решения
По мнению специалистов, для современного состояния сохранения культурного наследия характерны следующие проблемы.
Во-первых, актуальность сохранения культурного наследия продолжает быть преимущественно заботой узкой группы специалистов: историков, краеведов, музейщиков и реставраторов. Так, например, для историка и краеведа каждая деталь городского ландшафта рассматривается как уникальный исторический источник, а для предпринимателя старая деревянная застройка воспринимается с позиции неэффективного использования городской территории.
Вторая серьезная проблема, в рамках которой между собой не могут найти консенсус порой даже специалисты – это вопрос о том, что конкретно необходимо сохранить и в каком объеме.
Сегодня диапазон охранных практик колеблется от полной консервации и музеефикации до включения в современную городскую застройку и активной эксплуатации с изменением функционала здания.
В качестве третьей проблемы можно отметить недостаточное понимание властями всех уровней механизма использования потенциала (в том числе образного) культурного и природного наследия для формирования позитивного имиджа территорий и позитивной культурной идентичности, слабые наработки в области культурного брендинга территорий .
Кроме того, сохраняющаяся правовая неопределенность и недостаточное финансирование в отношении объектов и явлений культурного и природного наследия и слабость общественного движения в защиту наследия.
При этом, сохраняя историческое наследие невозможно «законсервировать» исторический центр. Такая позиция большинством архитекторов признается неплодотворной, хотя бы в силу того, что вследствие этого может наступить снижение активности в данном сегменте городского пространства, его обескровливание и постепенное отмирание. При этом центр имеет склонность оставаться местом концентрации культурной и жизни, социальной и деловой активности.
В современных условиях ценность памятника архитектуры не ограничивается исключительно его эстетическими качествами, а дополняется исторической и семиотической значимостью.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция)
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
3. Актуальные проблемы изучения и сохранения архитектурно-градостроительного наследия исторических поселений. Москва-Каргополь, 2016. С. 27-28.
4. Боголюбова, Н. М. Охрана культурного наследия: [международный и российский опыт][Текст] / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2014.- No 4(21). - С.6-13.
5. Вечное и преходящее в культурном наследии России. - М.: ИФРАН, 2010. - 152 c
6. Галкова О.В. Понятие «памятник культуры»: современные подходы к интепретации // Вестник МГУКИ. - 2009. - № 2.
7. Забелин И.Е. Опыты изучения русских древностей и истории. Ч.2. — М., 1873.
8. Каулен М.Е. Роль музеев в сохранении и актуализации нематериальных форм наследия // Культура памяти: Сб. науч. статей. С. 128.
9. Кондаков И.В. Культурное наследие в России: проектирование памяти // Мир культуры и культурология: Альманах научно-образовательного культурологического общества России. Вып. III. СПб.: Изд-во РХГА, 2013. С. 89-110.
10. Наследие великой культуры [Текст] // Дом культуры. - 2013. - No 10. -С.32-35
11. Нудненко Л. А. Проблемы правовой регламентации охраны памятников истории и культуры в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 39.
12. Памятники архитектуры в дореволюционной России: Очерки истории архитектурной реставрации / Под ред. А.С. Щенкова. — М., 2002.
13. Работкевич А. В. Нормативное обеспечение деятельности по охране объектов культурного наследия // Культура: управление, экономика, право. 2010. № 3. С. 2—3.
14. Слобцова, С. И. Сохранение культурного наследия как составляющая региональной культурной политики [Текст] / С. И. Слобцова // Вопросы культурологии. - 2013.- No 5. - С.78-81
15. Селезнева, E.H. В контексте макро- исторической динамики / Е.Н. Селезнева// Обсерватория культуры // 2006 .-вып. № 5. - С. 4-11.
16. Тлюняева А.А. Культурное наследие в информационном обществе: монография / А.А. Тлюняева, М.Т. Асланова. - Омск: СибАДИ, 2014. – С.48-49.
17. Чайковская, М. А. На страже культурного наследия [Текст] : / М. А. Чайковская // Культура: управление, экономика, право. - 2011. - No 3. - С.31-32
18. Шестова С. М. Развитие российского законодательства об охране памятников истории и культуры // Культура: управление, экономика, право. 2009. № 2. С. 65—71.