Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и её правовое регулирование» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить следующее.
Проблема реализация права на доступную среду для граждан-инвалидов выступает одной из злободневных социальных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Большая часть этой незащищенной категории граждан не имеет определенной возможности в абсолютной мере удовлетворить даже свои основные потребности. Проблема отсутствия доступной среды и государственной поддержки инвалидов продолжает оставаться острейшей, а сама задача развития доступности признана одним из первостепенных направлений отечественной государственной политики.
Трудности интеграции инвалидов в различные сферы общественной жизни поставило на повестку дня сложные и многообразные проблемы. Их решение требует не только практического, но и научного анализа, связанного с необходимостью осуществления комплекса мероприятий по предоставлению инвалидам доступной среды обитания с учетом имеющегося законодательства и международных стандартов.
На сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, так как социологической диагностики не осуществлялось, и курсовая работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Теоретические источники темы исследования в сфере социальной защиты -инвалидов включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере социальной защиты инвалидов.
Целью курсовой работы является изучение особенностей формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и ее правовое регулирование.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие и порядок установления инвалидности;
- обозначить правовое регулирование прав граждан на доступную среду;
- выделить проблемы реализации права инвалидов на проживание в приспособленном жилом помещении;
- рассмотреть судебную практику по обеспечению прав инвалидов на доступную среду.
Объектом исследования представляются совокупность организационно-правовых отношений, которые складываются при формировании, функционировании и развитии права граждан-инвалидов на доступную среду жизни.
Предмет исследования включает основы, принципы и механизмы реализации права на доступный уровень жизни.
Методологические основы работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основной части (две главы), заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. Теоретические основы прав граждан-инвалидов на доступную среду
1.1 Понятие и порядок установления инвалидности
Статья 7 Конституции РФ провозгласила нашу страну социальным государством, политика которого нацелена на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное становление личности.
Необходимо иметь в виду, что под достоинством понимается публично-правовая, а также конституционная и международно-правовая ценность, которая универсальна по своему характеру и которая стоит в одном ряду с такими базовыми ценностями, как свобода, жизнь, здоровье и безопасность личности .
Основной приоритет нашего государства - это выполнение социальных обязательств перед гражданами. Несмотря на экономические трудности, в настоящее время предпринимаются меры по социальной поддержке граждан, сохраняется традиционный статус социального государства.
Как показывает практика, социальные приоритеты всегда были в центре внимания государства. При формировании бюджетов страны, в весьма сложные для России годы, проводилась принципиальная линия на сохранение этих приоритетов. И какие бы трудности ни обрушивались на российскую экономику, делалось максимум возможного, чтобы кризисные штормы и бури не нарушили социальную стабильность в государстве, чтобы не пострадали граждане России и прежде всего дети, инвалиды, ветераны. Именно из так называемых кризисных бюджетов был рожден материнский капитал, повышены пенсии, решены вопросы жилья для ветеранов и расширены льготы для инвалидов.
Таким образом, в стране сохраняется принцип социальных гарантий, который предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг, и государственная политика концентрируется на воплощении правовых норм, зафиксированных в Конституции РФ, что служит основой консолидации общества. Роль государства в защите уязвимых групп населения возрастает, функция социального обслуживания льготных категорий граждан становится все более разнообразной и качественной.
Признание гражданина инвалидом выполняется бюро медико-социальной экспертизы непосредственно по месту жительства, которое к тому же осуществляет комплексную оценку состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.
В ходе комплексного оценивания исследуется наличие таких условий, как:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, определенное заболеваниями, последствиями травм либо дефектами;
- ограничение жизнедеятельности, т.е. полная либо частичная утрата гражданином способности либо возможности выполнять самообслуживание, независимо передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться либо осуществлять занятие трудовой деятельностью;
- надобность в мерах социальной защиты, в том числе и реабилитацию.
Закрепление понятия «инвалид» отмечается в ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ), на основании которой данное лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, определенное заболеваниями, следствиями различных травм либо дефектами, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и вызывают надобность его социальной защиты .
В том случае, если гражданин по состоянию своего здоровья не может находиться во время проведения экспертизы, то медико-социальная экспертиза может быть осуществлена на дому либо в стационаре, где данный гражданин проходит лечение, или заочно.
Для осуществления экспертизы гражданин имеет право на привлечение любого специалиста, с правом совещательного голоса.
Социальная пенсия инвалидам определяется на весь период инвалидности, установленный бюро медико-социальной экспертизы. До восемнадцати лет детям-инвалидам не устанавливают группу инвалидности, им дается общая категория «ребенок-инвалид», это дает право на максимальную социальную пенсию по инвалидности, которая приравнивается к первой группе инвалидности. Когда такому ребенку исполняется восемнадцать лет, то он обязан пройти переосвидетельствование уже во «взрослом» бюро медико-социальной экспертизы, ему определят группу и установят степени ограничения и сумма его социальной пенсии по инвалидности полностью зависит от группы.
Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Статья 19 Закона о социальной защите инвалидов содержит нормы о том, что:
- органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования;
- общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов;
- органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.
1.2. Правовое регулирование прав граждан на доступную среду
Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод должно осуществляться, в том числе, и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международ
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.09.2021)// Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4563.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 28.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
4. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ. - 07.05.2012. - № 19. - Ст. 2280.
5. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ. - 08.12.2014. - № 49 (часть VI). - Ст. 6928.
6. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 27.07.2020) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» // Собрание законодательства РФ. - 06.02.2006. - № 6. - Ст. 702.
7. Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 (ред. от 10.02.2020) «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (вместе с «Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме») // Собрание законодательства РФ. - 25.07.2016. - № 30. - Ст. 4914.
8. Приказ Минстроя России от 28.02.2017 № 583/пр «Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2017 № 47563) // Электронный ресурс: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 24.01.2022.
9. Постановление Правительства Москвы от 24 мая 2016 г. № 271-ПП «Об организации предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда города Москвы» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 24.01.2022.
Судебная практика
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой» // Собрание законодательства РФ. - 29.01.2018. - № 5. - Ст. 796.
11. Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2009 № 32-Г09-7и // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 23.01.2022.
12. Решение № 2-1720/2017 2-1720/2017~М-1229/2017 М-1229/2017 от 4 сентября 2017 г. по делу № 2-1720/2017 // Интернет-ресурс. Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). URL: http://sudact.ru/regular/doc/jiVLqSgfTkxK/ (дата обращения, 22.01.2022).
13. Решение № 2-3644/2017 2-3644/2017~М-2267/2017 М-2267/2017 от 10 мая 2017 г. по делу № 2-3644/2017 // Интернет-ресурс. Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). URL: http://sudact.ru/regular/doc/EIZWNP13VBO/ (дата обращения, 22.01.2022).
14. Решение № 2-927/2017 2-927/2017~М-858/2017 М-858/2017 от 31 августа 2017 г. по делу № 2-927/2017 // Интернет-ресурс. Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). URL: http://sudact.ru/regular/doc/ebz6s4771uQT/ (дата обращения, 22.01.2022).
15. Решение суда МО г. Люберцы - Ассоциация БезБарьерный Альянс [Электронный ресурс]. URL: http://www.безбарьерный.рф/dnevnik-proekta/sudebnaya-praktika (дата обращения, 22.01.2022).
Учебная и специальная литература
16. Гетман Е.С. Два Кодекса - две эпохи // ЭЖ-Юрист. 2005. № 14. С. 8.
17. Каймакова Е.В. Обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 51 - 54.
18. Мосина А.В. Обзор судебной практики по делам о защите инвалидов в России // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 4. С. 218 - 225.
19. Рыбкова К.О. Об актуальных проблемах деятельности органов государственного управления в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2018. № 4. С. 79 - 82.
20. Стремоухов А.В. Внутригосударственная имплементация международно-правовой защиты прав человека // Международное публичное и частное право. 2013. № 3. С. 17 - 19.
21. Ткаченко Т.В. Осуществление права на жилище гражданами при признании их жилья непригодным для проживания или аварийным // Власть Закона. 2016. № 4. С. 124.
22. Умнова И.А., Стальнова А.С. Конституционный принцип уважения достоинства человека: общие подходы в правопонимании и российская конституционная практика // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 15 - 20.
23. Шестаков В.П., Свинцов А.А., Чернякина Т.С., Радуто В.И. Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2019. № 2. С. 37 - 42.
24. Яковлев В.Ф. К проблеме гражданско-правового метода регулирования общественных отношений // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сб. ст. М., 2001. С. 370.