Фрагмент для ознакомления
2
Введение
После распада СССР, Россия стала международно-признанным государством в 1991 году. Это послужило началу формированию новой эпохи международных отношений. Несмотря на экономический и политический упадок в стране в тот момент, Россия оставалась глобальным игроком за счет государственной собственности за границей, ядерного оружия, сохранении прежнего внешнего долга и членстве в Совете Безопасности ООН. Текущую систему международных отношений можно охарактеризовать как многополярную систему, в который усиливаются глобализационные процессы, усиливается экономическая взаимосвязь между государствами, бурный рост информационно-коммуникационных технологий и так далее.
В настоящее время Россия открыта для взаимовыгодного тесного дружного сотрудничества. Участие России в таких крупных экономических проектах как, Северный поток, Северный поток 2, Турецкий поток, доставка газа в Китай с помощью газопровода «Сила Сибири», вступление России в ВТО показывает, что Россия является глобальным игроком, и вопреки текущим сложными отношениями с западным странами, фактически, очень прочно вовлечена в глобализацию, а проведение в России крупнейших спортивных мероприятий, таких как олимпиада в Сочи в 2014 году, Чемпионат Мира по футболу 2018, открывает широкие возможности для влияния глобализации.
Важнейший торгово-экономический фактор, который влияет на развитие торговых и экономических отношений между странами. На эти связи могут повлиять такие события как, санкции, мировые экономические кризисы, установление торговых барьеров в виде высоких пошлин, уменьшение экспорта и импорта, и торгового оборота между странами.
В настоящее время Правительством России предпринимаются попытки более тесной интеграции с зарубежными странами. Но есть ряд проблем, которые препятствуют реализации таких попыток.
Целью данной работы является рассмотрение путей и проблем интернационализации российских компаний.
Задачи:
- описать особенности интернационализации российских компаний;
- рассмотреть проблемы интернационализации российских компаний ;
- изучить вопросы участия в альянсах как способ решения вопроса интернационализации компаний; бизнес-инкубаторы как способ подготовки квалифицированных кадров; вопрос интернационализации университетов;
- описать вопрос привлечения прямых иностранных инвестиций как средства интернационализации.
Объект исследования – интернационализация как процесс.
Предмет исследования – вопросы интернационализации российских компаний.
Глава 1 Интернационализация российских компаний: современная ситуация и проблемы
1.1 Особенности интернационализации российских компаний
Интернационализация - это последовательный процесс, в ходе которого фирмы интернализируют свою экономическую деятельность, характеризующуюся агрессивностью и мотивированную либо внутренними, либо внешними факторами, либо сочетанием того и другого. Это одно из ключевых стратегических решений для фирм-максимизировать или, по крайней мере, поддерживать прибыль, чтобы выжить в мире неопределенности и сложности.
Наиболее заметной чертой российской модели интернационализации бизнеса по сравнению, например, с китайской моделью, является слабая роль государства в управлении этим процессом либо ее фактическое отсутствие.
Сравнение с китайской моделью можно объяснить тем, что и Россия, и Китай совершают переход от административно-хозяйственной модели экономики к рыночной экономике , в отличие от других стран БРИКС, в которых основы рыночной экономики существуют достаточно давно. По своей сути, содержательности, основным тенденциям, характер интернационализации российских компаний не выходит за рамки общей модели интернационализации хозяйственных субъектов различных стран, о которой говорилось в начале данной работы.
Вместе с тем, процессы интернационализации, происходящие в рамках выделенных нами этапов, не могут не иметь своей специфики, определяемой особенностями становления крупного российского бизнеса, ходом приватизации, формами и методами консолидации, охранительными мотивами зарубежной экспансии, складывающейся политико-экономической конъюнктурой в России.
С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка.
1.2 Проблемы интернационализации российских компаний
Нехватка квалифицированных менеджеров в небольших фирмах является серьезной проблемой. Малые компании часто не имеют специальных менеджеров для управления своими международными операциями, у них нет иерархии руководителей, принимающих сложные решения .
Часто к проблемам относится и отсутствие эффекта масштаба, недостаточность ресурсов, страх рисков. Собственники таких компаний рискуют больше, чем лица, принимающие решения.
Чтобы России быть достойным соперником на внешнем рынке с другими производителями, нужна поддержка государства. Огромное количество крупных производителей за рубежом получают скрытые субсидии на НИОКР. Это дает им огромные конкурентные преимущества.
У России огромный потенциал в развитии гражданского судостроения. Это возможно сделать, специализировавшись на высокотехнологичных судах: газовозах, атомном, ледовом флоте. Также важно поддерживать строительство простых судов, где маржинальность небольшая. Не нужно конкурировать с ними на международном рынке, но следует их производство постепенно развивать при помощи ценовых преференций в размере не более 10-15 %. Судостроительным компаниям важно открыть доступ к недорогим «длинным» деньгам. Это повысить конкурентоспособность российского судостроения.
Как повлияла пандемия на конкурентоспособность российских товаропроизводителей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алиева, Г. Э. Проблема интернационализации российского бизнеса / Г. Э. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 167-173. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77217/ (дата обращения: 21.01.2022).
2) Воронкова Е. К., Некоторые вопросы интернационализации национального капитала: реалии современности // Аудиторские ведомости. — 2021. — № 2. — С. 80-82.
3) Деева, А.И. Инвестиции: учебное пособие / А.И. Деева. – М.: Изд-во «Экзамен», 2018.
4) Мамедов Т. Н., Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста России в условиях нестабильности // Сборник статей участников «Проект для России» - 2018. - № ББК 65.52.Я43. С. 111-115
5) Махмутова Е. В., Особенности интеграции иностранных студентов в российское образовательное пространство // Власть. — 2020. — № 1. — С. 77-84.
6) Международные валютно-кредитные и финансовые отношения /под ред Л. Н. Красавиной.- М.:Финансы и статистика, 2017.
7) Постановление Правительства РФ от 31.03.2021 N 505-20 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381851/ (дата обращения 21.01.2022)
8) Потапов М. А., Китай на мировых рынках капитала // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 8. — С. 81-89.
9) Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р//http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94365/#ixzz6HJ4NbBYK
10) Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2009 N 911-р «О Плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128482/
11) Унгаева И. Ю., Базаров Б. Ю. Инвестиционный климат — ключ к развитию страны // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 124-126. — URL https://moluch.ru/archive/252/57865/ (дата обращения: 21.01.2022).
12) Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 21.01.2022)
13) Шаренков С.Б. Особенности инвестиционного климата на современном этапе развития экономики России / С.Б. Шаренков, М.М. Штрикунова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3-1. С. 76-80