Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Сущность мышления и мыслительной деятельности
1.1 Мышление: сущность, общая характеристика
Очень важная роль в развитии мышления принадлежит пониманию (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
Теперь рассмотрим виды мышления. Есть мышление без образное, то есть мышление, которое свободно чувственных элементов: когда вербальный материал понимается без возникновения в сознании каких бы то ни было образов.
Есть визуальное мышление:
1) Это способ решения задач интеллектуального плана базируясь на внутренние визуальные образы;
2) Это тип творческого мышления, где продукт – это новые образы, формирование новых визуальных форм, которые бы несли конкретную смысловую нагрузку и которые бы делали значение видимым .
Есть еще мышление дискурсивное, которое опосредствовано прошлым опытом речевого мышления человека. Это словесно-логическое, абстрактно-понятийное мышление, которое есть связь логического рассуждения, где каждая последующая мысль связана с предшествующей.
Есть также мышление комплексное, когда мы подразумеваем мышление, которое осуществляется в процессе своеобразных практических обобщений, база для которых – отношения между вещами, которые есть в восприятии.
Существует мышление наглядно-действенное, это вид мышления, выделяемый по процессу и способу решения. Решение нестандартной задачи происходит при помощи наблюдения за реальными объектами, их коммуникации и выполнения конкретных задач.
Есть еще мышление наглядно-образное, то есть мышление, которое осуществляется на базе трансформаций воспринимаемых образов, их дальнейшей трансформации и интеграции предметного содержания представлений, которые бы образовывали реальное отражение действительности в образно-концептуальной форме.
Взаимосвязь мышления и языка
Человек выражает свою мысль посредством языка, который в широком смысле – знаковая система, которая выполняет функции формирования, хранения и передачи информации. Язык – это способ коммуникации между людьми. Если язык не применять, то можно передать волевые импульсы, неясные побуждения при помощи мимики, жестов. Но это не так важно, как речь, которая раскрывает чувства и переживания человека.
Коммуникации языка и мышления сложны. Они формируют общность. Так, мышление невозможно без языка, и язык без мышления невозможен также .
На рисунке 1 мы показали основные аспекты единства мышления и языка.
1.2 Виды и формы мышления
Некоторые виды мышления мы показали на рисунке 2.
Объекты и явления реальности имеют такие свойства и отношения, которые могут быть получены непосредственно с помощью ощущений и восприятий (цветов, звуков, форм, размещения и движения тел в видимом пространстве) и таких свойств и отношений, которые могут быть получены только косвенно и через обобщение, т. е. через мышление .
Таки образом, мышление - это косвенное и обобщенное отражение реальности в ходе умственной деятельности, которая заключается в познании сущности вещей и явлений, естественных связей и отношений между ними.
Рисунок 2 – Виды мышления
Объекты и явления реальности имеют такие свойства и отношения, которые могут быть получены непосредственно с помощью ощущений и восприятий (цветов, звуков, форм, размещения и движения тел в видимом пространстве) и таких свойств и отношений, которые могут быть получены только косвенно и через обобщение, т. е. через мышление.
Таки образом, мышление - это косвенное и обобщенное отражение реальности в ходе умственной деятельности, которая заключается в познании сущности вещей и явлений, естественных связей и отношений между ними.
Формы мышления
Со стороны психологической науки, мышление характеризуется процессом познавательной деятельности индивида, представляющим собой обобщение и косвенное отражение происходящего в действительности. Объекты и явления реальности имеют такие свойства и отношения, которые могут быть известны непосредственно через ощущения и восприятие, выраженные размещением и движением тел в видимом пространстве, цветами, звуками, формами.
Человеческое мышление принимает форму суждений и умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты реальности в их отношениях и отношениях. Каждое суждение - это отдельная мысль о чем-то.
Логическая связь нескольких суждений, необходимых для решения любой психической проблемы, чтобы что-то понять, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практическое значение только тогда, когда оно приводит к определенному выводу, выводу. Вывод будет ответом на вопрос, результатом поиска мысли .
Познавательная деятельность людей фиксирует свои результаты в понятийной форме. Понятие является отражением существенных признаков предмета.
Высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира является понятие как результат обобщения опыта людей. На основе многих суждений и умозаключений возникает понятие о предмете. Основные формы рационального мышления – это понятия, суждения и умозаключения. Теперь рассмотрим каждую форму логического мышления поподробнее. Понятием является форма мышления, которая отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, которая выражается словом или группой слов. Понятия классифицируются на конкретные и абстрактные. На рисунке 3 мы показали виды понятий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андрюхина Л. М., Креативность, креативный капитал и креативные практики в образовании : монография. — Екатеринбург : РГППУ, 2019.
2) Войшвилло Е.К. Логика [Текст]: Учебник для студ. вузов / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев.— М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2020
3) Волконская С. А. Мозговой штурм и его разновидности / С.А. Волконская // Молодой ученый. 2015. №3. С. 45-46.
4) Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления/Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965.
5) Дикая Л. А. Современная психофизиология и мозговые механизмы творчества// Российский психологический журнал, 2008// https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-psihofiziologiya-i-mozgovye-mehanizmy-tvorchestva (дата обращения 26.01.2022)
6) Завершнева Е. Ю., «Сознание без слова»: Л. С. Выготский о доречевом горизонте человека // Вопросы психологии. — 2018. — № 5. — С. 71-87.
7) Кириллов В.И. Логика [Текст]: Учебник для юридических вузов / В. И. Кириллов, А.А. Старченко / Под ред. проф. В.И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2020
8) Линдсей Г. Творческое и критическое мышление // Познавательные психические процессы / Сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2019. С. 445-449.
9) Мазилов В. А., Возвращение мысли // Вопросы психологии. — 2018. — № 5. — С. 68-70.
10) Мазлумян В. С., К проблеме развития мышления человека в антропогенезе (знаки и представления) // Мир психологии. — 2018. — № 1. — С. 85-92.
11) Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов. СПб.:Питер, 2020 – 583с.
12) Марков В. Н., Риски экстериоризации мышления // Мир психологии. — 2021. — № 1/2. — С. 48-50
13) Матвеев А. В., Применение метода композиционных противоречий ТРИЗ для поиска новых решений в области электрических машин // Электричество. — 2021. — № 4. — С. 34-49 :
14) Медоуз Д.Х. Азбука системного мышления. М.: «БИНОМ»., 2018 г. –343с.
15) Мелик-Пашаев А. А., Доминанта и творчество // Вопросы психологии. — 2020. — № 3. — С. 80-85
16) Неустроева А.П. Мозговой штурм как метод активного обучения / А.П. Неустроева // Проблемы науки. 2019. №4. С.54-57.
17) Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учеб. пособие / А.П. Панфилова. Москва: ФЛИНТА, 2020. 318 с.
18) Пинкер С., Субстанция мышления: язык как окно в человеческую природу. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2018. — 557 с.
19) Польстер И. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики: Пер. с англ.. — М.: Класс, 2018. — 272 с.
20) Попов В. В., Мыслительное карате : методология научно-технического творчества и концептуального проектирования. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 475, [4] с.
21) Разумникова О. М., Соотношение креативности, интеллекта и успеваемости школьников 11-13 лет // Вопросы психологии. — 2020. — № 6. — С. 47-50
22) Роджерс Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии, 1990, № 1. С. 57-60
23) Савельев С.В. Структурно-морфогенетические основы развития когнитивных способностей человека. Когнитивные исследования: Проблема развития / Под редакцией Д.В. Ушакова. – М., Издательство «Институт психологии РАН», 2019.
24) Светлов В.А. Современная логика [Текст]: Учебное пособие / В.А. Светлов. — СПб.: Питер, 2018
25) Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам [Текст] / под общ. ред. Д. В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2019.