Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Региональная инновационная политика: общая характеристика 6
1.1. Современная государственная инновационная политика, как базовое условие устойчивого развития страны 6
1.2. Меры государственного регулирования инновационной политики в регионах 9
2. Особенности инновационной политики Ленинградской области 13
2.1. Правовые основы инновационной политики Ленинградской области 13
2.2. Принципы и основные направления инновационной политики Ленинградской области 15
2.3. Пути и перспективы дальнейшего развития инновационной политики 18
Ленинградской области на современном этапе 18
Заключение 30
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Тема данного исследования, на сегодняшний день, является актуальной, поскольку многие регионы России нуждаются в экономическом росте. Подавляющее большинство субъектов РФ не дотягивают до высоких и приемлемых показателей уровня жизни. В данном вопросе огромную роль играет множество экономических и социальных факторов. Инновации являются одним из таких факторов.
На сегодняшний день, инновационная политика играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Прежде всего это связано с переходом к новому технологическому укладу, появляются и развиваются новые рынки. Инновации становятся продукцией, и чтобы добиться их создания и продавать их на рынке, необходимо вести региональную инновационную политику.
На данный момент, существует ряд проблем, тормозящих инновационное развитие. Законодательная база как на федеральном, так и на региональном уровне нуждается в доработке, механизмы управления инновационной средой в регионах слабо развиты, наблюдается недостаточный уровень взаимодействия органов власти и субъектов инновационной деятельности, а также непропорциональное финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ.
Регионы имеют доступ к довольно обширному инструментарию по стимулированию инновационной деятельности, однако, зачастую, они применяются не в полном объеме.
Вся инновационная политика страны или региона состоит не только из разработок инноваций, но и их внедрения в конкретные сферы жизни общества. Инновации призваны положительно сказываться на социально-экономическом развитии, они формируют спрос на инновации, которые, в свою очередь, способствуют приросту материальных благ.
Регионы должны создавать новые продукты или идеи, которые можно применить в экономической деятельности, важно, чтобы региональная инновационная политика опиралась на специфику и уникальные виды деятельности каждого региона. Подобные меры позволяют обеспечить конкурентоспособность и даже занять лидерскую позицию в своей отрасли.
Многие государства стремятся создать такую систему инновационной политики, которая бы могла минимизировать риски, связанные с недостаточностью финансирования проектов и неправильностью выбора вектора развития инновационной деятельности. Подобная система должна быстро реагировать на все изменения, уметь быстро адаптироваться к неожиданным ситуациям и быть способной вести проекты с высокой степенью сложности и высокой степенью рисков.
Государство должно создавать все необходимые условия для реализации инновационной политики. Самыми уязвимыми субъектами инновационной политики являются предприятия малого и среднего бизнеса. Для их поддержки, государство должно использовать различные меры поддержки, такие как: изменения в налоговом и патентном законодательстве, надзор за исполнением законодательства, формирование новых форм поддержки малого и среднего инновационного бизнеса, а также развитие связей межорганизационной кооперации. Очень важным фактором является развитие не только государственного сектора инновационной политики, но и частного сектора. Привлечение внебюджетных фондов и сторонних инвесторов также является одной из приоритетных задач. Создание благоприятного инвестиционного климата является государственной задачей, поскольку именно государство обладает полномочиями по стимулированию его роста.
Целью работы является проведение анализа политики Ленинградской области в сфере инноваций, определение ее перспектив развития, выявление существующих проблем.
Задачами работы являются:
изучить современную государственную инновационную политику, как базового условия устойчивого развития страны;
раскрыть меры государственного регулирования инновационной политики в регионах;
рассмотреть правовые основы инновационной политики Ленинградской области;
охарактеризовать принципы и основные направления инновационной политики Ленинградской области;
представить пути и перспективы дальнейшего развития инновационной политики Ленинградской области на современном этапе.
Объектом исследования данной работы является инновационная политика Ленинградской области.
Предметом – инновационные процессы, протекающие на территории Ленинградской области.
При решении поставленных задач в исследовании использовались методы анализа и оценки инновационного развития, социально-экономического развития.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
1. Региональная инновационная политика: общая характеристика
1.1. Современная государственная инновационная политика, как базовое условие устойчивого развития страны
Понятие «инновация» образовалось от двух латинских слов – «novatio» (изменение) и «in» (в направлении), если перевести дословно, то получится «в направлении изменения». Широкое распространение данный термин получил в 20-м веке после опубликования работ американского экономиста Й. Шумпетера. Й. Шумпетер считал, что инновация должна вносить изменения с целью создания и использования новых потребительских товаров, новых производств, а также рынков и форм организации промышленности. Современные экономисты определяют три основных свойства инновации:
новизна научно-технической базы;
применимость в производстве;
коммерческая реализуемость [12, с. 34].
На сегодняшний день, термин «инновация» применяется во многих сферах нашей жизни, включая государство. В научной литературе существует большое многообразие определений данного термина, но все они сходятся в том, что термин «инновация» означает новую идею, продукт, технологию, которую можно внедрить в ту или иную сферу жизни.
Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от инновационного потенциала. Инновационный потенциал – это способность системы к улучшению. Применяя данное определение к инновационной политике регионов, можно сказать, что инновационный потенциал – это возможность отраслей региона производить новую продукцию, опираясь на научные исследования. Инновационный потенциал определяется ресурсами, которые его обеспечивают. К таким ресурсам можно отнести:
информационные ресурсы;
трудовые ресурсы;
финансовые ресурсы;
материально-технические ресурсы.
Большинство развитых стран мира рассматривают инновационную политику как ключ у устойчивому экономическому росту. Региональная инновационная политика направлена на усовершенствование возможностей регионов в сфере инноваций, осуществляется создание и развитие инновационной инфраструктуры. В современном мире наличие полезных ископаемых в меньшей степени определяет уровень богатства и благосостояния страны, теперь оно все больше зависит от развития знаний и технологий. В экономической литературе чаще всего выделяют следующие недостатки инновационной политики регионов РФ:
отсутствие продуманной научно обоснованной стратегии инновационного развития;
неравномерность в финансировании объектов инновационной инфраструктуры, вследствие чего происходят перекосы в инновационном развитии регионов;
низкая эффективность создаваемых объектов, которые не оказывают существенного влияния на экономическое развитие страны и регионов;
недостаточно развитая правовая база в сфере инновационной деятельности [3, с. 27].
В настоящее время, Россия предпринимает попытки ускорения развития инновационной системы в стране. Инновационный процесс должен включать в себя развитие производства высокотехнологичной продукции, развитие рынков экспорта высокотехнологичной продукции, а также повышение затрат на науку и образование.
Следуя пути развития инновационной системы, Президент России издал указ «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года», данный Указ Президента направлен на развитие научно- технического потенциала, на социально-экономическое развитие, и на повышение уровня жизни в стране. Другими словами, инновационное развитие становится одной из важнейших стратегических задач государства.
Регионы России в инновационном плане развиты неравномерно, поэтому для успешного перехода к инновационному развитию необходимо сгладить эту неравномерность. Региональная модель инновационной политики должна сочетать в себе оптимальные методы государственного регулирования, но с использованием рыночных механизмов. Такая модель призвана развивать научно-инновационные и социально-экономические направления посредством грамотного использования инновационного потенциала региона.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агарков, А. П. Управление инновационной деятельностью: Учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по направлениям подготовки «Менеджмент», «Инноватика» (уровень бакалавриата) / А. П. Агарков, Р. С. Голов. – 2-е издание. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 204 с.
2. Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов / А. А. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 259 с.
3. Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 303 с.
4. Баранчеев, В. П. Управление инновациями: учебник для академического бакалавриата / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 747 с.
5. Беляев, Ю. М. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / Ю. М. Беляев. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 218 с.
6. Василевская, И. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / И. В. Василевская. – 3-e изд. — Москва: РИОР, 2019. — 129 с.
7. Горфинкель, В. Я. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2021. — 380 с.
8. Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – Москва: ИНФРА-М, 2019. — 311 с.
9. Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 168 с.
10. Зверева, Т. М. Необходимость обновления форм и методов управления в условиях использования инновационного менеджмента / Т. М. Зверева // Электронный научный журнал. – 2020. – № 1(30). – С. 67-70.
11. Инновационный менеджмент: Учебно-методическое пособие
12. Инновационный менеджмент в российском бизнесе / А. В. Борщева, М. С. Санталова, И. В. Соклакова, И. Л. Сурат. – 2-е издание. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 198 с.
13. Инновационный менеджмент как объект управления / Ю. И. Минина, К. Д. Шляпин, Д. А. Евдокимова, А. И. Горбачева // Вестник современных исследований. – 2020. – № 7-7(37). – С. 52-58.
14. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 487 с.
15. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Антонец [и др.]; под редакцией В. А. Антонца, Б. И. Бедного. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 303 с.
16. Ключарев, Г. А. Инновационные предприятия в вузах: вопросы интеграции с реальным сектором экономики / Г. А. Ключарев, М. С. Попов, В. И. Савинков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 382 с.
17. Лапин, Н. И. Теория и практика инноватики: учебник для вузов / Н. И. Лапин, В. В. Карачаровский. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 350 с.
18. Лебедева, С. Р. О некоторых аспектах современного инновационного менеджмента: вызовы, инструменты, методы / С. Р. Лебедева, Н. Н. Покутняя // Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2020): Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2020. – С. 86-94.
19. Саксина, Е. В. Особенности инновационного менеджмента на предприятиях / Е. В. Саксина, И. С. Пулин // Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 11–12 мая 2020 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. – С. 190-194.
20. Славнецкова, Л. В. Основы инновационного менеджмента: Учебное пособие / Л. В. Славнецкова. – Саратов: амирит, 2020. – 161 с.
21. Современные аспекты формирования инновационной экономики и менеджмента / К. А. Бармута, И. О. Богданова, Ю. К. Верченко [и др.]. – Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2020. – 159 с.
22. Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов / О. М. Хотяшева, М. А. Слесарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 326 с.
23. Цыганкова, В. Н. Практикум по управлению инновациями / В. Н. Цыганкова. – Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2020. – 60 с.
24. Черняков, М. К. Управление инновационной деятельностью / М. К. Черняков, К. Ч. Акберов, Е. Н. Сарычева; Под редакцией М.К. Чернякова. – Курск: Закрытое акционерное общество «Универ, 2020. – 104 с.