Фрагмент для ознакомления
2
Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе вовсе не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Впрочем, ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Учитывая постоянное усложнение программы начальных классов, растущие требования к будущим первоклассникам, в современных дошкольных образовательных учреждениях подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы.
Вопрос полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста остается актуальным в наше время, так как одним из критериев пред школьной подготовки детей является интеллектуальное развитие. В дошкольном возрасте стремительным темпом идет накопление знаний, формируется речь, улучшаются познавательные процессы, ребенок постигает простейшими способами умственной деятельности.
Стоит помнить, что дошкольника невозможно заставить выучить цифры и буквы традиционными методами, принятыми в школе и зачастую перенимаемыми родителями и педагогами при обучении детей, потому что ведущим видом деятельности ребенка данного возраста является не учебная деятельность, а игра.
Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования. Дидактические игры способствуют формированию у детей психических процессов: мышления, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Дидактическая игра станет средством обучения и воспитания при условии ее включения в целостный педагогический процесс.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Большое внимание вопросу интеллектуальному развитию ребенка уделялось такими педагогами-психологами Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец. Вопросу дидактической игры в контексте школьного обучения и воспитания уделяли внимание – А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Н.К.Крупская.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство интеллектуального развития дошкольника в процессе подготовки к школе».
Объектом исследования является процесс подготовки дошкольника к школе.
Предметом исследования является интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение возможности дидактической игры в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста в процессе подготовки к школе.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать понятие готовности ребенка к обучению в школе;
2. изучить и проанализировать понятие «интеллектуальное развитие» в психолого-педагогической литературе;
3. изучить возможности дидактической игры в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста в процессе подготовки к школе;
4. выявить уровень интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;
5. разработать комплекс дидактических игр, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе подготовки к школе;
6. проанализировать эффективность формирования интеллектуального развития дошкольника в процессе подготовки к школе посредством использования дидактической игры.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что интеллектуальное развитие дошкольников в процессе подготовки к школе будет эффективным при условиях, если:
- составить серию дидактических игр, способствующие интеллектуальному развитию дошкольника в процессе подготовки к школе;
- дидактические игры будут конструктивно включены в процесс обучения дошкольников.
Методы исследования: теоретические – анализ педагогической, психологической, научно-методической, энциклопедической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов игровой деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Глава 1. Теоретические аспекты использования дидактической игры как средства интеллектуального развития дошкольника в процессе подготовки к школе
1.1. Понятие готовности ребенка к обучению в школе
Поступление в школу - поворотный момент в жизни ребенка. Меняется образ жизни ребенка, условия его деятельности, отношения с взрослыми и сверстниками.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения и благоприятное профессиональное развитие во многом определяются тем, насколько правильно учтена готовность детей к школьному обучению. В современной педагогике и психологии до сих пор нет единого и четкого определения терминов «готовность» или «готовность к школе».
Мухина В.С. отмечает, что готовность к школе - это желание и осознание необходимости учиться, возникающие в результате социального взросления ребенка, появления внутренних противоречий, определяющих мотивацию к учебной деятельности. Ребенок начинает воспринимать свое положение дошкольника как несоответствующее его возрастным возможностям. Его больше не устраивает способ приобщения его к взрослой жизни, который предлагает ему игра. Он психологически вырастает из игры, и позиция школьника выступает в качестве ступеньки к взрослой жизни и ответственному обучению, к которому все относятся с уважением [15].
Анастази А. говоря о готовности к школе, подразумевает овладение навыками, знаниями, способностями, мотивацией и другими поведенческими характеристиками, которые необходимы для оптимального усвоения в рамках учебной программы [1].
Еще в 60-е годы Л. Божович отмечала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития умственной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольному регулированию и их познавательной активности в соответствии с социальной позицией ученика [4].
Аналогичные взгляды высказал А.В. Запорожец. Он отмечает, что готовность к школе - это целостная система взаимосвязанных характеристик личности ребенка, включающая особенности его мотивации, уровень развития познавательной, аналитической и синтетической деятельности, уровень гсформированности механизмов волевой регуляции [12].
По мнению Е. И. Рогова, важным аспектом исследования готовности к школе является исследование проблемы психологической готовности к обучению в школе. Он выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для успеха учебной деятельности ребенка, так и для его ранней адаптации к новым условиям и безболезненного вступления в новую систему взаимоотношений [19].
Л.С. Выготский считал, что готовность к школе со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в объеме полученных ребенком знаний, хотя это тоже важный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов [7].
Наиболее полное, на наш взгляд, понятие «готовность к школе» содержится в определении Л.А. Венгера, под которым он понимает совокупность знаний и умений, в которых должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Составляющими этого набора в первую очередь являются мотивация, личностная готовность, в том числе «внутренняя позиция ученика», добровольная и интеллектуальная готовность.
В психолого-педагогической литературе традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в умении понимать взаимосвязь
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анастази, А. Психологическое тестирование : [Пер. с англ.] / А. Анастази. - М. : Педагогика, 1982- 295 с.
2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте / А.В. Антюхина. М., 2005. — 152 с.
3. Белых, В. А. Внимание, память, сенсорика, мышление [Текст] : развивающие тесты по ФГОС : 6+ / [Белых В. А.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, cop. 2016. - 64 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. - 157 с.
6. Волков, Б.С. Как подготовить ребенка к школе : ситуации. Упражнения. Диагностика : [учеб. пособие] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - [3-е изд., перераб. и доп.]. - М. : Ось-89, 2004 (Подольская тип.ЧПК). - 191 с.
7. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / [Под ред. и со вступ. статьей, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия]. - Москва : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
8. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский – М.: Книга по Требованию, 2013. – 135 с.
9. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М.: Просвещение, 2011г. – 243с.
10. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - 4-е изд. - СПб. и др. : Питер, 2004 (ГП Техн. кн.). – 205 с.
11. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе/Сост. Р.А.Жукова. - Волгоград: Учитель АСТ, 2005.
12. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / А. В. Запроржец ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; Академия педагогических наук СССР ; [сост.: Т. И. Гиневская, Я. З. Неверович]. - Москва : Педагогика, 1986.
13. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 185 с.
14. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - Москва : Просвещение, 1971. - 415 с.
15. Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе : Кн. для учителя нач. кл. / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1986. – 143 с.
16. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980 – 271 с.
17. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
18. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
19. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : Учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М. : Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1995. – 527 с.
20. Сидоряка, Н. Н. Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Сидоряка. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 125-127
21. Яфаева В.Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников: Программа-руководство. Издание 2-е. – Уфа: ИРО РБ. – 64 с.