Фрагмент для ознакомления
2
Говоря о важности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) как одной из основ экономики страны, необходимо подчеркнуть, что дан-ный комплекс занимает одну из доминирующих позиций в общем объема промышленной продукции, имеет огромный вес в доходной части феде-рального бюджета, а также является одним из главных предметов ведения торговли с зарубежными странами.
От эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса во многом зависят платежеспособность страны, поддержание валютного курса рубля, обеспечение национальной безопасности, развитие внешней торговли, уменьшение уровня безработицы и инфляции, а также благосостояние и уровень жизни населения нашей страны.
Особое внимание стоит уделить тому факту, что основу экспорта России занимает продажа нефти и газа в СНГ. Многие исследователи от-мечают важность переработки данного сырья на территории нашей стра-ны и продажу за границу уже готового продукта. Однако, к сожалению, на данный момент такого не происходит. Это отрицательно сказывается на количестве прибыли, получаемой от продажи нефти и газа. Также можно отметить, что зачастую ТЭР используется не рационально.
Сегодня в развитии ТЭК существует ряд острых проблем, сформи-ровавшихся под влиянием тех негативных внутренних и внешних факто-ров, воздействовавших на него в 90-ые годы. Интерес заключается в том, что скопившаяся совокупность таких проблем оказывает и будет оказы-вать негативное влияние на развитие экономики страны. Для изменения сложившейся ситуации необходимо «предусмотреть меры по устранению финансовой дестабилизации, дефицита инвестиций, по формированию бла-гоприятного инвестиционного климата, меры, компенсирующие ухудше-ние процессов воспроизводства сырьевой базы».
Таким образом, топливно-энергетический комплекс является одной из главных подсистем экономики нашей страны. ТЭК оказывает мощное положительное воздействие не только на темпы роста экономики и разви-тие отраслей-потребителей, но и на социальную сферу - путем снижения безработицы и инфляция, улучшения благосостояния граждан и прочего. «Эффективное использование уникального энергетического потенциала РФ является экономическим фундаментом для преодоления кризиса и подъема российской экономики».
Для наиболее эффективной реализации внутреннего потенциала, в первую очередь необходимо внести ряд реформ в экономической области, направленных на увеличение конкурентоспособности и эффективного раз-вития предприятий внутри ТЭК. На сегодняшний день большинство дей-ствующих законопроектов охватывают лишь отдельные сферы экономиче-ской составляющей топливно-энергетического комплекса, но этого недо-статочно для продуктивного воздействия. Большая часть небольших, по своей ресурсоемкости, предприятий так же нуждаются в повышении энер-гоэффективности за счет стимулирования притока инвестиций и роста кон-курентоспособности. Для этого необходимо реформировать экономиче-ский сектор, который напрямую влияет на эффективное развитие малых предприятий ТЭК.
В первую очередь необходимо решить вопрос о совершенствовании стратегического управления экономически устойчивым развитием ТЭК. Ожидать быстрого решения этих наиболее важных вопросов не стоит, так как большинство существующих подходов к решению являются однона-правленными, и не учитывают единства и взаимозависимости данных про-блем между собой.
Для привлечения иностранных инвесторов, а также для поднятия общей инвестиционной привлекательности ТЭК, необходимо увеличить научные изыскания в области государственного регулирования нормаль-ного функционирования национального рынка как элемента мирового. В условиях нынешней глобализации экономики, нельзя рассматривать госу-дарственное регулирование структурных изменений ТЭК, как отраслевой механизм структурной политики России. На сегодняшний день функцио-нирование всех отраслей национальной экономики не может быть полно-ценным без определения внешнеэкономической деятельности государства в зависимости от места и роли России в мировой экономике.
Для экономически правильного освоения российских ресурсов необ-ходимо развивать международное сотрудничество отечественных пред-приятий ТЭК с зарубежными партнерами. Кроме того, для устойчивого развития мировой экономики необходима синхронизация целей и задач всех субъектов мировой экономики вне зависимости от политического устройства и форм собственности. Цель данной идеи - объединить все гос-ударства для совместного решения глобальных экономических и энергети-ческих задач.
Развитие международного энергетического сотрудничества расши-ряет возможности стран богатых энергоресурсами и располагающими не-обходимыми производственно-технологическими мощностями для пере-работки и доставки топливно-энергетических ресурсов странам-потребителям. Здесь Россия имеет шанс повысить свою роль в области обеспечения мировой энергетической безопасности и стабилизировать свое положение на мировых энергетических рынках при определенном уровне развития ТЭК. Россия занимает ведущее место только лишь по ресурсному потенциалу и производству первичных энергоресурсов: 1-е место по до-быче газа, 2-е - по нефти, 4-е - по электроэнергии, 6-е - по добыче угля. В нашей стране открыто и разведано более 3 тысяч месторождений углево-дородного сырья, однако разрабатывается только половина из них. Боль-шая часть российской добычи нефти и газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири, однако большинство месторождений этих регионов в настоящее время уже начали снижать свой ресурсный потенциал. Поэтому необходимо развивать альтернативные регионы добычи. В долгосрочной перспективе приоритетными регионами добычи нефти и газа являются Во-сточная Сибирь и Дальний Восток, шельфы острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей. К сожалению, сейчас наблюдается научно-техническое отставание отраслей ТЭК России по сравнению с ми-ровыми гигантами этой отрасли. Доля добычи нефти за счет современных методов составляет всего 6%, доля процессов нефтепереработки - 11%.
Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электро-энергетической отрасли, - неэффективно: крайне мало используются не-традиционные возобновляемые источники энергии. К тому же на долю ТЭК приходится большая часть всех техногенных выбросов в окружаю-щую среду. Это в свою очередь заставляет нас акцентировать внимание на задачах, связанных с развитием и внедрением высоких технологий в ТЭК, а также совершенствования технологий экологической эффективности ТЭК. Основные задачи для топливно-энергетического комплекса России можно выделить следующие задачи: снижение энергоемкости производ-ства, сохранение единой энергосистемы России, повышение коэффициента используемой мощности электростанции; совершенствование парка элек-тростанций, доводка экологических параметров электростанций к миро-вым стандартам, увеличение доли возобновляемых источников энергии и атомной энергетики в энергобалансе, а в перспективе - и водородной энер-гетики.
Для дальнейшего устойчивого развития ТЭК необходимо утвердить и реализовать ряд мероприятий, для того чтобы в среднесрочной перспек-тиве и на период до 2020 г. завершить структурные преобразования в ТЭК, повысить активность в инновационной сфере и ускорить развитие высокотехнологичных направлений в отраслях комплекса; повысить инве-стиционную привлекательность ТЭК, обеспечить существенное улучшение экологической обстановки, кардинальное улучшение делового климата и качества корпоративного управления, увеличение экономической выгоды для страны в результате присутствия на международных энергетических рынках. Экономические торговые площадки Европы остаются основным рынком для России. Так же перспективными можно назвать рынки АТР. По прогнозам экспорт российских ресурсов в этом направлении может увеличиться в 4-5 раз к 2020 г. Для более плодотворного и экономически выгодного сотрудничества со странами АТР необходимо постоянное раз-витие и совершенствование способов транспортировки первичных энерго-ресурсов, а также систему электрических связей. Единое энергетическое пространство позволит улучшить экономические взаимоотношения между странами.
При рассмотрении вопросов выработки и реализации топливных и энергетических ресурсов не стоит забывать про экологическую составля-ющую. Постоянный рост энергопотребления и объемов перерабатываемых ресурсов оказывает существенное влияние на биосферу. Количество дву-окиси углерода в атмосфере постоянно увеличивается, что приводит к из-менению температурного режима на планете, возможны так же и климати-ческие изменения. В совокупности эти факторы в скором времени могут нанести непоправимый вред всему человечеству, поэтому необходимо раз-вивать инвестиционные направления в область защиты окружающей среды от производства и переработки топливно-энергетических ресурсов.
2.2.Возможности развития ТЭК России
Прогнозирование развития ТЭК России и оценка его влияния на возможные изменения в энергетике страны в долгосрочной перспективе осуществлялись с помощью динамической оптимизационной территори-ально-производственной модели ТЭК страны.
Возможны два сценария развития экономики России на перспективу до 2035 г.: консервативный и более оптимистичный - целевой. Укрупнен-ные макроэкономические показатели развития экономики страны и соот-ветствующие
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андронова И.В. и др. Основные тенденции развития российского нефтесервиса в условиях экономической нестабильности // Нефть и газ Западной Сибири: материалы международной научно-технической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - 213 с.
2. Антропова А.С. Инструменты по повышению эффективности россий-ских нефтесервисных компаний // Нефть и газ Западной Сибири: мате-риалы международной научно-технической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - 213 с.
3. Афанасьева М.В., Белогорьев А.М., Станкевич Ю.А. Оценка корпора-тивной эффективности в ТЭК России: методология и результаты. М.: ИЦ Энергия, 2014.188 с.
4. Володина А.А. Влияние государственного регулирования на развитие нефтегазового комплекса регионов России // Экономика. Право. Ме-неджмент. - Сборник трудов молодых исследователей БГУЭП. - Ир-кутск, Выпуск 1, 2014.
5. Галимов А.Ф., Коваль Е.Н. Производство и экспорт нефтепродуктов в России // Нефть и газ Западной Сибири: материалы международной научно-технической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - 213 с.
6. Горбунова Е.Н. Реформирование системы налогообложения нефтяного сектора России // Налоги и финансовое право. - № 4. - 2015. - С. 124-127.
7. Горяинов М.В. Топливно-энергетический комплекс - база развития рос-сийской экономики // Вестник МИЭП. - 2015. - №2 (19). - С. 60-63.
8. Дебердиева Е.М. Регулирование нефтегазового сектора экономики: гос-ударственный и корпоративный аспекты // Теория и практика обще-ственного развития. - № 6. - 2015. - С.60-62.
9. Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 944 с.
10. Ермолина Л.В. Управление стоимостью компаний и стратегическая эффективность // Основы экономики, управления и права. Самара: Ин-ститут анализа экономики города и региона. 2012. №4 (4). С. 45-49.
11. Импортозамещение: апофеоз ручного управления // Нефтегазовая вертикаль. - № 7. - 2015.
12. Кородюк И.С., Трофимов С.Е. Проблемы применения зарубежного опыта в государственном регулировании нефтегазового комплекса Рос-сии // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 1. С. 103-109.
13. Кудрин А. Л. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. - 2013. - № 3. - С. 4-19.
14. Минпромторг разрабатывает меры поддержки отрасли нефтегазово-го машиностроения // Спецвыпуск «Промышленное производство Рос-сии в 2014 году: курс на импортозамещение». - Белгород, 2015.
15. Мишуров С.С., Щуков В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования. - ИГТА, Иваново, 2014. – 58с.
16. О ключевых направлениях политики в энергетическом секторе. Об-зор основных предложений в связи с подготовкой проекта Энергетиче-ской стратегии России на период до 2035 года. - М.: Российский союз промышленников и предпринимателей, октябрь, 2015.
17. Оберт Т.Б., Синдюков Д.Ф. Влияние топливно-энергетического ком-плекса на конкурентоспособность экономики России // Известия Сара-товского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2014. - Т. 14. - № 3. - С. 564-569.
18. Оборудование для НПЗ: Гром грянул? // Нефтегазовая вертикаль. - № 2. - 2014.
19. Павленко В. И. Регулирование сферы недропользования в приаркти-ческих странах // Арктика: экология и экономика. - 2013. - № 3. - С. 50-57.
20. Подольский Ю. В., Маргулис Л. С. Сырьевая база углеводородов Республики Саха (Якутия) // Нефтегазовая геология. Теория и практика. – 2013. – Т. 8, – № 2. – http://www.ngtp.ru/rub/6/23_2013.pdf
21. Ребрина Т.Г. Сущность и значение развития внешнеэкономической деятельности на современном предприятии // Вестник БГУ - 2015 - №1 – С. 327-329.
22. Ребрина Т.Г., Силаева В.В. Регулирование и стратегическое плани-рование развития производственной инфраструктуры народного хозяй-ства // Инновационный потенциал, состояние и тенденции развития в экономике: сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 30-31 окт. 2013г.). - Санкт-Петербург, 2013. - С.378-380.
23. Ситников В.С. Геологические условия нефтеносности и главные направления нефтепоисковых работ в Западной Якутии / В.С. Ситников, А.Ф. Сафронов, В.П. Жерновский и др. // Нефтегеологический прогноз и перспективы развития нефтегазового комплекса востока России: Сб. мат-лов научно-практ. конф. СПб.: изд. ВНИГРИ, 2013. С.268-275.
24. Соромотин А.М.. Нефтегазовые ресурсы Республики Саха (Якутия): состояние, перспективы использования, вестник СВФУ, 2014, том 11, № 6
25. Франк Е.В. Корпоративное управление. Самара: Самарский госу-дарственный технический университет, 2012.141 с.