Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Текущее состояние отечественной медицины выводит на первый план проблематику, связанную с выявлени-ем и предупреждением отрицательных тенденций в развитии медицинских организаций и выбора мероприятий по выведению их из кризиса. Работа отечественных медицинских организаций в условиях кризиса, усиление наплыва пациентов в условиях пандемии, возникновение кризисных ситуа-ций и рост количества «ковидных» больных вызывают необходимость применения кардинально нового, резкого подхода, который повысит эф-фективность деятельности медицинских учреждений в сотни раз.
Моделирование и оптимизация бизнес-процессов - это новейший ме-тод, позволяющий существенно изменить функционирование медицинских организаций. Подобные трансформации, как правило, ведут к увеличению результативности деятельности и росту скорости реагирования персонала на изменение ситуации.
Оптимизация бизнес-процессов как одно из направлений стратегиче-ского управленческого анализа является актуальным направления усо-вершенствования деятельности медицинских организаций. Причиной этого является тот факт, что они часто встречаются с неразрешимыми традици-онными средствами проблемами в области повышения эффективности управления. На практике это значит, что медицинские организации не мо-гут развиваться дальше без кардинального изменения стратегии. Одним из эффективных выходов из такой ситуации является внедрение мероприятий по переходу к процессной системе управления. Таким образом, выбранная нами тема очень актуальна.
Целью курсовой работы является анализ и оптимизация бизнес-процессов ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница» путем их эффективной автоматизации.
Задачами курсовой работы являются:
1) Рассмотреть и проанализировать предметную область;
2) рассмотреть программные средства для автоматизации управлен-ческих бизнес-процессов;
3) дать общую характеристику ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница»;
4) проанализировать бизнес-процессы управления ГБУЗ «Челябин-ская областная детская клиническая больница» и оценить уровень их авто-матизации;
5) разработать предложения по формированию эффективной автома-тизации бизнес-процессов управления ГБУЗ «Челябинская областная дет-ская клиническая больница».
Степень проработанности выбранной темы. Вопросами автоматиза-ции бизнес-процессов управления организации в последние годы занима-лись множество авторов. Важные теоретические аспекты этой проблемы раскрыты в трудах В.Н. Волковой, М.А. Плахотниковой, В.В. Трофимова, В.Н. Юрьева и др. Методологические вопросы автоматизации бизнес-процессов управления раскрыты в работах О.Ю. Нетесова, Ю. Д. Романо-ва, А.Л. Рыжко и др. Методологические аспекты анализа бизнес-процессов рассматриваемой темы затронуты таким авторами, как Т. А. Винтова, П. Е. Коваль, М.К. Коршунов, Ю. Д. Романова, Е.В. Черток. Однако, остает-ся неопределенность и нерешенные проблемные области в вопросах по-вышения эффективности использования информационных систем и техно-логий в процессе автоматизации бизнес-процессов управления медицин-ских учреждений, поэтому необходимо проводить исследования в данном направлении.
Объектом курсовой работы являются бизнес-процессы управления ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница».
Предметом исследования является процесс автоматизации бизнес-процессов управления ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница».
В курсовой работе применяются следующие методы исследования: общенаучные: компаративный анализ источников, статистический анализ; специфические методы исследования: метод анализа иерархий Саати.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
1. Анализ предметной области
1.1. Анализ состояния российской медицины
К основным аспектам развития медицинской информатики в целом можно отнести [1]:
1. прогресс в области методологии обработки информации и комму-никационных технологий;
2. прогресс в области медицины и здравоохранения$
3. изменения в потребностях, требованиях и ожидания общества/
В настоящее время можно выделить группы факторов, оказывающих или способных оказать в ближайшем будущем заметное влияние на разви-тие и внедрение медицинских информационных систем (МИС) на локаль-ном и региональных уровнях. Одним из таких факторов является государ-ственная политика в области информатизации. В данное время эта группа факторов оказывает одно из самых сильных воздействий на тенденции формирования единого информационного пространства [12]. Так, созда-ние «Единой государственной информационной системы» направлено на упорядочивание статистического и финансового контроля системы здра-воохранения, консолидацию и ведение статистики в электронном виде [3]. Требование интеграции с «Электронным правительством» и региональны-ми порталами государственных услуг является еще одним направлением. Среди общих факторов развития ИС следует выделить и различный уро-вень знаний в области информационных технологий, определяющий темпы ее распространения, которые варьируют в широких пределах в зависимо-сти от сферы применения и от особенностей страны. Это связано с разви-тием самих программных продуктов (ПП), аппаратных возможностей, общих представлений о роли информационных технологий и их месте в профессиональной среде. Этот процесс требует повышения компьютерной грамотности медицинских работников, программных и аппаратных средств, унификации и стандартизации самих первичных данных, методов их передачи и обработки, позволяющих обеспечить их однократный ввод и многократное использование, возможность их размещения и обработки в удаленных центрах обработки данных (облачная архитектура), доступ-ность данных для врачей и пациентов [7]. В то же время возможность реа-лизации указанных мер требует соответствующего финансового обеспече-ния. Поэтому важным фактором развития МИС является соотношение «стоимость – эффективность» информационных технологий.
1.2. Обзор программных средств для автоматизации бизнес-процессов управления персоналом медицинских учреждений
Современный рынок программного обеспечения предоставляет ши-рокий выбор программных продуктов, обладающих различным функцио-налом и специфическими особенностями для управления персоналом. Од-нако, их возможности не одинаковы и, чаще всего, ориентированы на те или иные особенности деятельности [8, c.46]. Для принятия обоснованного решения по выбору наиболее оптимального программного продукта для управления персоналом, необходимо, прежде всего, сформулировать кри-терии, по которым можно объективно их оценить. Такие критерии должны быть ориентированы на потребности конечных пользователей данного программного продукта. Поэтому для проведения обзора необходимо определиться с целевой аудиторией. Большинство из рассматриваемых программных продуктов ориентировано на небольшие рабочие команды либо могут быть использованы для индивидуального планирования лич-ного времени.
Представим наиболее сопоставимые и популярные программные продукты, применяемые в указанных сферах деятельности в таблице 1.
Таблица 1 – Перечень рассматриваемых программных продуктов [11, c.260], [14], [15]
Наименование Краткая характеристика Разработчик Примечание
1. Trello онлайн-сервис для планирования задач и управления небольшими проектами. Fog Creek Software
2. Битрикс24 облачный сервис для командной работы, включающий систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), интранет-портал, чат и менеджер задач. российская компания 1С-Битрикс
3. ЯндексТрекер система для организации работы в компании: распределения ре-сурсов и контроля выполнения задач. Яндекс
4. Worksection удобный и наглядный онлайн-сервис для командной работы над проектами. Worksection, Украина
5. Asana сервис для совместного управле-ния задачами. Asana Только англо-язычная версия
6. «ПланФикс» система управления коллектив-ной работой. ПланФикс
7. Teamer элементарный веб-сервис для ор-ганизации работы над интернет-проектами. Ateve Commercial
8. PTYSH система управления интернет-проектами и задачами. Dfaktor
9. Gantter Веб-инструмент для управления проектами. корпорация «InQuest Technologies, Inc» не предназна-чен для ко-мандной рабо-ты
10. Process Street сервис для командной работы над проектами, управления биз-нес-процессами и контроля свое-временного выполнения задач. Process Street
11. Onesoft Connect многофункциональный сервис для управления бизнес-процессами и, в том числе, про-ектами. Onesoft Connect Только англо-язычная версия
Таблица 1 демонстрирует общее описание программных продуктов, которые предназначены для управления персоналом. При этом выделен-ные характеристики дают возможность предварительно оценить примени-мость того или иного варианта для каждого конкретного предприятия или проекта.
Как уже упоминалось, для оценки программных продуктов, пред-ставленных в таблице 1, необходимо выделить критерии оценки. В резуль-тате исследования были выделены следующие критерии:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ваганова Е. В. Медицинские информационные системы как объект оценки: факторы и тенденции развития // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. – 2017. – №37. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskie-informatsionnye-sistemy-kak-obekt-otsenki-faktory-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 03.02.2022).
2. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная детская клиническая больница» [Электронный ре-сурс]: официальный сайт. – Режим доступа: https://www.odkb74.ru/ (дата обращения: 12.11.2021).
3. Зарубина, Т.В. Медицинская информатика : учебник / под общ. ред. Т.В. Зарубиной, Б.А. Кобринского. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 512 с.
4. Информационные системы в экономике [Текст]: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.Н. Волковой и В.Н. Юрьева – М.: Юрайт, 2017. – 402 с.
5. Информационные системы и технологии в экономике и управлении [Текст]: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.В. Трофи-мова – М.: Юрайт, 2017. – 542 с.
6. Информационные технологии в менеджменте : учебник и прак-тикум для академического бакалавриата / Е. В. Майорова [и др.] ; под ред. Е. В. Черток. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 368 с.
7. Карпов О.Э. Автоматизация бизнес-процессов лечебного учре-ждения на основе медицинской информационной системы // Менеджер здравоохранения. – 2016. – №9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-biznes-protsessov-lechebnogo-uchrezhdeniya-na-osnove-meditsinskoy-informatsionnoy-sistemy (дата обра-щения: 03.02.2022).
8. Лобова, А. А. Современное состояние российского рынка ин-формационных технологий / А. А. Лобова, А. А. Халяпин, В. М. Алексеев, М. С. Алексеева // Colloquium-journal. – 2019. – №2-5 (26). – С. 46-49.
9. Нетесова, О.Ю. Информационные системы и технологии в эконо-мике [Текст]: учебное пособие для вузов – 3 изд. пер.и доп. – / О.Ю. Нете-сова– М.: Юрайт, 2017. – 146 с.
10. Плахотникова, М. А. Информационные технологии в менедж-менте [Текст] : учебник и практикум для СПО / М. А. Плахотникова, Ю. В. Вертакова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 462 с.
11. Плахотникова, М.А. Программные продукты для управления командой и проектами в научной и образовательной сферах: общий обзор / Плахотникова М.А., Вертакова Ю.В. // В сборнике: Управление социаль-но-экономическим развитием регионов: проблемы пути и их решения. Сборник научных статей 8-ой Международной научно-практической кон-ференции. – 2018. – С. 259-263.
12. Соколов А. А. Анализ современного состояния реформирова-ния системы здравоохранения России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2017. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-reformirovaniya-sistemy-zdravoohraneniya-rossii (дата обращения: 03.02.2022).
13. Трофимова, Л.А. Менеджмент. Методы принятия управленче-ских решений [Текст]: учебник и практикум для СПО / В.В. Трофимов, А.Л. Трофимова. – М.: Юрайт, 2016. – 335 с.
14. Что такое Битриск24? [Электронный ресурс]: официальный сайт – Режим доступа: https://gencloud.ru/ (дата обращения: 04.02.2021)
15. Trello – сервис для управления командами и проектами [Элек-тронный ресурс]: официальный сайт – Режим доступа: https://trello.com/(дата обращения: 04.02.2021)