Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы в том, что в настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность поддерживающих и направляющих факторов, то есть определяющих поведение, в другом случае - как совокупность мотивов, в третьем-как стимул, вызывающая деятельность организма и определяющая его внимание. Кроме того, мотивация рассматривается как психический процесс регулирования конкретной деятельности, как мотивационный процесс действия и как механизм, определяющий внешний вид, направление и способы реализации конкретных форм деятельности, как совокупность системных процессов, ответственных за мотивацию и деятельность.
Проблема мотивации и мотивации поведения в деятельности является одной из главных в психологии. Вряд ли существует область психологии, которая не влияет на мотивационный процесс.
Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, что побуждает человека, что побуждает его к работе, каковы мотивы его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов его управления. Для этого нужно знать, как возникают или вызывают определенные мотивы, как и какими способами можно претворять в жизнь мотивы, как мотивированы люди.
Объект - мотивация.
Предмет - мотивация деятельности и поведения людей как процесс.
Цель - рассмотреть психологию мотивации человека, в частности на примере мотивации деятельности.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
определить теоретическую сторону мотивации и мотивационного процесса;
изучить понятие и виды деятельности;
изучить мотивацию деятельности.
В данной работе подробно освещается теоретическая часть мотивационного процесса, раскрывается понятие мотивации и ее суть, раскрывается также понятие человеческой деятельности, описываются основные теории деятельности, разработанные в отечественной и зарубежной психологии.
Методы - общенаучный, эмпирический, сравнительный, исторический, статистический, методы синтеза и объективного исследования.
Работа имеет практическую и теоретическую ценность, которая заключается в том, что исследования, выводы и сформулированные рекомендации могут быть использованы в развития мотивации деятельности.
Глава 1. Представление о мотивации
1.1 Понятие мотивации
В самой общей форме мотивация человеческой деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к совершению определенных действий. Эти силы находятся снаружи и внутри человека и заставляют его сознательно или бессознательно совершать те или иные действия. В то же время связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего разные люди могут по-разному реагировать на одни и те же воздействия одних и тех же сил. Когда поведение человека, совершенные им действия, в свою очередь, также могут повлиять на его реакцию, то в результате этого может измениться степень воздействия и ориентация поведения, вызванная этим воздействием.
Имея в виду вышесказанное, можно дать более подробное определение мотивации. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, толкающих человека к деятельности, устанавливающих границы и формы деятельности, придающих этой деятельности направление на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от многих факторов, во многом индивидуально, и может варьироваться под влиянием обратной связи с деятельностью человека.
Для того, чтобы полностью раскрыть концепцию мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
то, что находится в деятельности человека, зависит от мотивационного воздействия.
каково соотношение внутренних и внешних сил;
как мотивация сравнивается с результатами человеческой деятельности.
Прежде чем рассмотреть данные проблемы рассмотрим основные понятия, которые будем применять далее в данной работе.
Потребности — это то, что возникает и находится внутри человека, что довольно часто встречается у разных людей, но при этом имеет определенное индивидуальное проявление в каждом человеке. Наконец, это то, от чего человек пытается избавиться, потому что пока есть потребность, он дает о себе знать и «требует» ее устранения. Люди могут во многом попытаться устранить потребности, удовлетворить их, подавить или не реагировать на них. Потребности могут возникать как сознательно, так и бессознательно. При этом не все потребности осознаются и сознательно устраняются. Если потребность не устранена, это не значит, что она остается навсегда. Большая часть потребностей периодически возобновляется, хотя она может изменить форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Одна из причин — это то, что заставляет человека действовать определенным образом. Мотив «внутри» человека, имеет «личный» характер, зависит от многих внешних и внутренних факторов по отношению к человеку, а также от действия других мотивов, происходящих параллельно с ним. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что нужно делать и как будет осуществляться это действие. в частности, если причина вызывает действия по устранению потребности, то эти действия могут быть совершенно разными у разных людей, даже если они испытывают одну и ту же потребность. Мотивы поддаются осознанности: человек может влиять на свои мотивы, смягчая их действие или даже исключая их из своего мотивационного целого.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их сочетанием, при котором мотивы могут находиться в определенном соотношении друг с другом в зависимости от степени влияния на поведение человека, поэтому мотивационную структуру человека можно рассматривать как основу для осуществления тех или иных действий.
Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако он может менять, в частности, сознательно в процессе обучения человека, его воспитание.
Мотивация — это процесс воздействия на человека с целью поощрения его к определенным действиям, пробуждая в нем определенные мотивы. Мотивация — это ядро и основа управления человеком. Эффективность управления во многом зависит от успеха процесса мотивации.
В зависимости от того, какую мотивацию он преследует, какие задачи решает, существует два основных типа мотивации.
Первый тип есть то, что посредством внешних воздействий на человека активируются определенные мотивы, побуждающие человека к совершению определенных действий, приводящие к желаемому для мотивирующего субъекта результату. При таком типе мотивации необходимо хорошо знать, какие мотивы могут побудить человека к совершению желаемых действий и как эти мотивы вызывают. Этот тип мотивации очень похож на соглашение: «я даю вам то, что вы хотите, и вы даете мне то, что я хочу», если две стороны являются точками взаимодействия, процесс мотивации не может иметь место.
Второй тип мотивации имеет свою основную задачу формирования определенной мотивационной структуры личности. Особое внимание уделяется развитию и укреплению мотивов человеческого действия, желательных для субъекта мотивации, и, наоборот, ослаблению тех мотивов, которые препятствуют эффективному управлению людьми. Этот тип мотивации имеет характер воспитательной работы и часто не связан с конкретными действиями или результатами, которые, как ожидается, будут получены от человека в результате его деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала // Г.Х. Бакирова - М.: Юнити-Дана, 2009, 440 c.
2. Бланшар К.К. Выше и лучше, или Уроки мотивации, вдохновения и определения целей // К. Бланшар - М.: Попурри, 2004, 192 c.
3. Вилюнас В. Психология развития мотивации: моногр. // В. Вилюнас - М.: СПб: Речь, 2006, 462 c.
4. Волосский А. Мотивация и стимуляция труда // А. Волосский - М.: Техносфера, 2007, 496 c.
5. Гонина О.О. Психология. Учебное пособие // О.О. Гонина — М.: КноРус, 2019, 320 с.
6. Гордеева Т. Психология мотивации достижения // Т. Гордеева - М.: Смысл, 2015, 336 c.
7. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие // А.П. Егоршин - М.: ИНФРА-М, 2006, 464 c.
8. Еромасова А.А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов // А.А. Еромасова — М.: Юрайт, 2019, 182 с.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // Е.П. Ильин - М.: Питер, 2006, 512 c.
10. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 2005. - №2. - 215 с.
11. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности // А.Я. Кибанов - М.: Проспект, 2017, 345 c.
12. Кондратьева М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии // М.В. Кондратьева - М., 2000, 310 с.
13. Макклелланд Д. Мотивация человека // Д. Макклелланд - СПб: Питер, 2007, 265 с.
14. Минков Е.Г. Мотивация. Структура и функционирование // Е.Г. Минков - М.: Феникс +, 2007, 416 c.
15. Немов Р.С. Общая психология. Психические состояния // Р.С. Немов — М.: Юрайт, 2019, 244 с.
16. Самыгин С.И. Психология. Учебное пособие // С.И. Самыгин, Д.В. Кротов, Л.Д. Столяренко — М.: Феникс, 2020, 280 с.
17. Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций // М.В. Фаликман - М.: АСТ, 2009, 704 c.
18. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность // Х. Хекхаузен - СПб: Питер, 2003, 234 с.
19. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения // Х. Хекхаузен - СПб: Речь, 2001, 240 с.
20. Шпаковская Е. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на поведение человека // Е. Шпаковская – СПб: Питер, 2001, 315 с.
21. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности // Р. Эммонс - М.: Смысл, 2004, 416 c.
=