Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование эффективной конкурентной стратегии является актуальной проблемой для экономических субъектов макро- и микроуровня.
Малый бизнес представляет собой обязательный элементы рынка, без которого общество и экономика не могли бы полноценно существовать и динамично развиваться. Малое предпринимательство является сегодня во всем мире одной из движущих сил экономического, а также научно-технического прогресса.
Малое предпринимательство определено в соответствии с ФЗ № 209-ФЗ как предпринимательство в лице организаций и индивидуальных предпринимателей, для которого сумма выручки и прочих доходов не должна превышать 800 млн. руб., количество сотрудников – не более 100 чел. Предпринимательство в России активно развивается и оказывает существенно важное и положительное влияние на экономику страны, ВВП, трудоустройство населения, инновационный потенциал и др.
Стратегическое управление – это элемент менеджмента, который в своей сердцевине содержит теоретическую работу высшего управления, нацеленную на поиск таких решений, которые несомненно помогут организации вынести все тяготы в динамично меняющейся среде в критериях жесткой конкуренции, при которой любой член конкурентной борьбы старается сделать все возможное, чтобы победить.
Происходящие в современном мире процессы, связанные с определением новых стратегий и задач развития, повышают требования к ответственности и публичной деятельности организаций. Концепция развития постоянных обязательств обязывает бизнес ориентироваться на достижение сбалансированности всех компонентов устойчивого роста – экономического, социального и экологического.
Стратегия развития компании предусматривает развитие по четырем направлениям. Первое из них - это развитие экосистемы продуктов, услуг и клиентского сервиса. Второе направление предусматривает модернизацию технологической платформы. Третье нацелено на развитие человеческого капитала, а четвертое должно привести компанию к повышению эффективности.
Актуальность темы состоит в том, что каждая организация нуждается в проведение изменений, чтобы удержаться на плаву при изменении внешней среды.
Степень теоретической разработанности темы. Большой опыт в исследовании проблем стратегического менеджмента накоплен в зарубежных странах. Он нашел отражение в научных трудах И. Ансоффа, Б. Карлофа, П. Дойля, Г.Минцберга, Д. Миллера, М. Портера, Г. Саймона, Г. Стейнера, А. Стрик-ленда, А. Томпсона, А. Чандлера и других. Однако в исследованиях зарубежных ученых не учитываются закономерности и тенденции развития экономики России и особенности деятельности отечественных предприятий в рыночной среде. В отечественной научной литературе вопросы стратегического управления и формирования стратегии развития предприятия нашли отражение в работах О.С. Виханского, В.А. Винокурова, О.А. Богомолова, В.А. Горемыкина, А.П. Градова, П.В. Забелина, Н.К. Моисеевой, А.Н. Петрова, С.А.Попова и др.
Вклад в развитие теории и методологии стратегии развития отечественных предприятий внесли работы И.С. Березина, А.Н. Хорина, P.A. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова, С.И. Барановского, А.Н. Белковского и других.
Цель – выявить особенности маркетинговых стратегий в малом бизнесе. Задачи:
провести теоретическое исследование маркетинговой стратегии малого предприятия;
провести анализ стратегической деятельности организации.
Объект «Кафе Арома». Предмет маркетинговые стратегии в малом бизнесе.
Теоретическая значимость исследования. Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, вносят определенный вклад в развитие теории стратегического управления и могут быть использованы для совершенствования системы управления на производственном предприятии малого бизнеса.
Практическая значимость исследования. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы современными предприятиями для разработки своей собственной стратегии роста.
Научная новизна полученных результатов. Научную новизну и теоретическую значимость определяют следующие положения:
- определены наиболее важные признаки, в соответствии с которыми была разработана классификация стратегий развития предприятия;
- адаптирована применительно к производственных предприятий малого бизнеса используемая за рубежом технология формирования стратегии развития предприятия, предусматривающая проведение стратегического анализа, определение стратегических альтернатив, разработку и реализацию стратегии, а также использование аналитических и управленческих инструментов и методов, соответствующих каждому из этих этапов;
- обоснованы наиболее значимые для производственных предприятий малого бизнеса факторы микросреды, влияющих на формирование стратегии роста.
1. Теоретический подход к определению маркетинговой стратегии малого предприятия
1.1 Понятие и сущность маркетинговой стратегии
В настоящее время существует большое количество определений стратегии, но их всех объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки принятия стратегических решений, влияющих на будущее положение организации.
Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Основной мыслью, отображающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась мысль необходимости перенесения центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и вовремя откликаться на происходящие в нем изменения.
Особенность стратегического управления состоит в том, что в нем очень мало рутинных процедур и довольно большое количество творчества. Вследствие этого доктрина стратегического управления складывается на базе обобщения практики успешного решения стратегических задач управления компанией и на базе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно достичь успешного итога .
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях (рис. 1.1):
Рис. 1.1. Функции стратегического управления на предприятии
Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к формированию стратегии предприятия.
При стратегическом управлении очень важно обращать внимание на риски, с которыми может столкнуться компания.
Риски, с которыми может столкнуться Компания:
• Невозможность предоставления (для широкой общественности) данных о положении на рынке, аналитики и перспектив развития отрасли, что гарантирует отсутствие интереса у СМИ.
• Отсутствие товаров для демонстрации – новинок для «живой» демонстрации журналистам с целью повышения их лояльности к компании и публикации новостных материалов. Это гарантирует уменьшение лояльности к компании у приглашенных журналистов.
• Информация, которая будет подана, может не иметь интереса у журналистов, а значит, не будет ожидаемого пула публикаций и средства будут потрачены впустую, не имея никакого экономического эффекта .
Существует большое количество рисков при разработке стратегии и при стратегическом планировании, но грамотное использование риск-менеджмента поможет их уменьшить.
Основные направления развития фирмы реализуются посредствам разработки и утверждения проектов по стратегическому развитию.
Таким образом, целесообразно отметить ряд конкретных показателей проекта развития фирмы, которые отличают его от остальных видов деятельности:
• любой проект ориентирован на достижение определенных целей при развитии фирмы;
• проект подключает к себе координированное исполнение взаимосвязанных действий;
• проект владеет ограниченной протяженностью во времени, с конкретным началом и концом действия;
• любой проект по развития фирмы в конкретной ступени индивидуален и уникален.
Во время реализации проекта развития фирмы выполняются конкретные процессы для достижения цели. Данные процессы играют существенную роль в реализации плана, так как в них расписаны главные задачи управления и проектирования проекта.
В процессе инициации существует проект, предпосылки содержания плана, цель, дата принятия, сроки представления первого варианта плана проекта. Формируются план ресурсного обеспечения каждого этапа проекта и система мониторинга работ по проекту. Такой мониторинг выдает картину представления и значение введения проекта людям, которые будут ратифицировать проект.
Процесс планирования содержания и процесс исследования расписаны в два этапа, которые традиционно соединяются в «Процесс планирования этапов проекта развития фирмы». Целью процесса является определение содержания работ, которые формируются в рамках временных интервалах :
1. Определение сути проекта.
• Определение в необходимости предприятия реализовывать проект.
• Определение главных этапов реализации проекта.
2. Определение шагов проекта.
• Определение связи меж работами плана.
• Оценка продолжительности всех шагов.
• Построение графика привлечения ресурсов.
• Формирование календарного плана проектных работ.
• Составление плана, в который вступает любой этап проекта, с началом и завершением даты одного из них. Назначение ответственных за определенный этап в рамках проектной команды и определение соответствующего ресурсного обеспечения .
Помимо ответственных за этапы, в составе проектной команды необходимо выделить связи между её членами, подчинение между ними и функции. То есть, происходит процедура планирования персонала проекта. План привлечения персонала входит в календарный проект, где отображен момент внедрения персонала на каждом этапе.
Процесс выполнения плана и процедура контроля плана по развития фирмы, как отдельный шаг, представляет собой осуществление задуманных задач, а также единовременный контроль:
• исполнение задуманных задач;
• сопоставление результатов с расписанием;
• исполнение стадий бюджетирования;
• анализ любого шага в отдельности и общий анализ выполнения работ проекта в виде доклада.
Процесс завершения проекта:
• цель завершения: закрытие всех пунктов плана.
• проведено закрытие всех договоров согласно плану.
• сформирована картотека документации по проекту.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с уч. поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
5. Альтшулер И.Г. Стратегический менеджмент.- М.: АНХ, Институт бизнеса и делового администрирования, 2009 – с .56
6. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент.- Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – с. 22
7. Афанасьева А.Н., Ильина Е.В. Современные проблемы менеджмента.- Учебно-методическое пособие. – Казань: КГАСУ, 2016. – с. 15
8. Бек Н.Н., Сарычев А.Е. Динамический стратегический анализ: ориентация на устойчивость конкурентного преимущества организации в условиях динамизма и глобализации рынков//Модернизация экономики и глобализация. В 3-х книгах (отв.ред. Е.Г.Ясин). - М.: ИД ГУ-ВШЭ,, 2009. Т. Кн.3 – с. 19
9. Булава И.В. Теория и методология разработки стратегии развития организация.- РИО МАОК, 2009 г. – с. 90.
10. Варламова З.Н. К построению типологий организационных компетенций//Экономика Крыма, №1 (34), 2011 – с. 86.
11. Васильев С.В. Стратегический менеджмент.- Учеб. -метод. пособие. – СПб: НФ СПбИУиП, 2009. – с. 86
12. Володин А.А./ «Управление финансами (Финансы предприятий)»: учебник /Инфра-М, 2016. – с. 109
13. Высоцкий А. Стратегическое планирование и управление.- Из материалов Школы владельцев бизнеса, 2016. – с .14
14. Гнатышина Е.А. и др. Менеджмент: современные проблемы управления.- Е.А. Гнатышина, Д.Н. Корнеев, Л.М. Базавлуцкая, Н.Ю. Корнеева, А.М. Рудакова, П.Г. Рябчук, Н.В. Уварина. – коллективная монография. – Челябинск : Цицеро, 2017.
15. Захарова Ю.А. Стратегии продвижения товаров.- Издательство: Дашков и Ко; 2010г.- с. 116
16. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2011.- С. 14.
17. Методы прикладных исследований в менеджменте: учеб. пособие / О. Е. Лысов. – ГУАП. СПб., 2011. – с. 18
18. Нуртдинов А.Р., Нуртдинов Р.М. Экономика.- Учебное пособие для бакалавров. - Москва.: РГУП, 2016. – с 47
19. Полякова Е.А. Роль субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности государства // Экономическая безопасность, субсидирование, малый бизнес. – 2016. – С. 474-479 [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28331089
20. Ракутина, Н.М. Современные проблемы российского малого бизнеса / Н.М. Ракутина // Национальные проекты. - 2010. - № 12. - С. 83.
21. Сандригайло Л.З., Белозёрова Н.В. Международный менеджмент.- Учебное пособие. – Сыктывкар: СЛИ, 2013. – с. 44
22. Стратегический менеджмент. – Велесько Е.И., Неправский А.А. Минск: БГЭУ, 2009.– с. 64
23. Стэплтон Т. Стратегии маркетинга в сложном окружении.- Учебное пособие. Курс MBA. Кн. 1 / Перевод с англ. - Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК, 2010. – с. 22.
24. Ференс А.М. Особенности реализации концепции малого бизнеса в России // В сборнике: Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. 2020. С. 228.