Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях неотъемлемым элементом экономического развития является банковское кредитование. Опорой современной эконо-мики выступает кредит, который используют как крупные, так и малые предприятия. Именно банковское кредитование позволяет предприятиям использовать значительные заемные ресурсы для обращения продукции и расширения производства. Кредитование как фундаментальная составля-ющая деятельности банка занимает одно из основных мест в объеме бан-ковских операций, приносящих доход. За счет данного источника средств происходит формирование той части чистой прибыли, которая отчисляет-ся в резервные фонды и идет на выплату дивидендов акционерам банка.
Именно такое направление банковской деятельности, как кредито-вание корпоративных клиентов, оказывает наибольшее влияние на банков-скую систему Российской Федерации и экономику в целом, поскольку со-средотачивает в себе наибольший удельный вес ссудного капитала.
На сегодняшний день множество российских предприятий, будучи клиентами банков, регулярно сталкиваются с проблемами процесса креди-тования. Вместе с этим кредитными организациями не всегда учитываются и потребности внутренних клиентов банка, участвующих в кредитном процессе.
Таким образом, как никогда актуальным становится вопрос разра-ботки конкретных практических рекомендаций по переходу банков к более эффективной схеме кредитования юридических лиц. Грамотное и своевре-менное решение реальных проблем, несомненно, позволит усовершенство-вать процесс кредитования для банковских клиентов, а также улучшить результаты работы кредитных организаций.
1 ОСОБЕННОСТИ РЫНКА КРЕДИТОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ, ЕГО АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
1.1 Виды банковских услуг и особенности их предоставления корпо-ративным клиентам
Существующий банковский рынок разделяется на множество сег-ментов, одним из которых являются корпоративные клиенты. Можно встретить достаточно много определений данного понятия и увидеть, что авторы относят того или иного банковского клиента к корпоративному по разным причинам.
В некоторых источниках под корпоративными клиентами банка подразумеваются индивидуальные предприниматели и юридические лица как организационно-хозяйственные структуры, имеющие возможности для широкомасштабной реализации научно-технических и технологических достижений, а также хозяйственные организации малого и среднего бизне-са, которые массой противостоят олигархическим тенденциям крупных производителей и создают конкурентную среду, обеспечивая производству гибкость и индивидуализацию [1].
Вместе с этим существуют и иные трактовки понятия. Например, под корпоративным клиентом также понимается контрагент банка, имею-щий задолженность перед банком по действующим кредитам, по поруче-нию которого выданы гарантии или открыты аккредитивы, или банком приобретены его ценные бумаги, или реализованы прочие операции, не-сущие кредитный риск для банка, либо это потенциальный контрагент банка, не относящийся к категории финансовых учреждений, предприни-мателей без образования юридического лица, физических лиц, а также ор-ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [2].
Под корпоративными клиентами понимаются и юридические лица, не являющиеся кредитными учреждениями, находящиеся на расчетно-кассовом обслуживании в банке и (или) с которыми заключаются сделки по привлечению или размещению средств, или группа таких клиентов, рассматриваемая банком как единый клиент [3].
При помощи реализации различных банковских услуг и операций осуществляются взаимоотношения банка с корпоративными клиентами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и бан-ковской деятельности» №395-1 банки могут совершать следующие опера-ции:
1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
2. размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3. открытие, ведение банковских счетов физических и юридиче-ских лиц;
4. осуществление расчетов по поручению физических и юридиче-ских лиц, в том числе банков-корреспондентов и по банковским счетам;
5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчет-ных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7. привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады, за исключением монет из драгоценных металлов;
8. выдача банковских гарантий;
9. осуществление переводов денежных средств без открытия бан-ковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключени-ем почтовых переводов).
Помимо вышеперечисленных банковских операций кредитная ор-ганизация имеет право осуществлять следующие сделки:
1. выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих ис-полнение обязательств в денежной форме;
2. приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3. доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4. осуществление операций с драгоценными металлами, монетами из драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5. предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения до-кументов и ценностей;
6. лизинговые операции;
7. оказание консультационных и информационных услуг [4].
Под банковской операцией подразумевается непосредственное дей-ствие, исполнение.
Вместе с этим операция может либо составлять определенный ком-плекс действий, либо быть одной из вышеперечисленных. К банковским операциям можно отнести, к примеру, осуществление бухгалтерской про-водки, подпись документов, составление различных актов, реестров и так далее. В результате банковской операции деньги поступают с одного счета на другой, выдаются и принимаются в кассу, ведется картотека клиентов, закрываются и открываются счета и многое другое.
Таким образом, банковская операция - это непосредственное фор-мальное действие, результатом которого является перераспределение де-нежных средств по счетам, движение банковских документов, формирова-ние картотек и так далее [5].
Что касается услуг, то они, в свою очередь, состоят из одной или нескольких банковских операций. Структура взаимоотношений корпора-тивных клиентов с банками при продаже банковских услуг складывается из следующих этапов:
1. восприятие;
2. коммуникативная связь;
3. исполнение требования;
4. отдача.
Важность первого этапа, этапа восприятия, состоит в том, что имен-но на данной ступени формируется предварительное мнение клиента о конкретном виде услуг и в целом о кредитной организации.
Первый этап осуществляется под влиянием достаточно многих фак-торов, среди которых можно выделить три основных:
1. репутация банка;
2. проводимая рекламная кампания конкретного вида услуг;
3. личные симпатии клиента.
Что касается репутации банка, то во множестве случае именно она является решающим фактором в выборе клиента. Рейтинги в мировых фи-нансовых изданиях, высказывания различных специалистов в СМИ, пуб-ликации в периодической печати, аудиторские заключения - все это в зна-чительной мере формирует у клиента восприятие кредитной организации в целом. Таким образом, именно репутация организации может подтолкнуть или наоборот оттолкнуть потенциального клиента от работы с определен-ным банком. Большое число клиентов обращается в банк, поскольку, по их мнению, данный банк является самым надежным. Другая часть клиентов сотрудничает с конкретным банком по причине уже сложившейся привыч-ки, так как они обслуживаются в данном банке в течение длительного вре-мени и уже успели сформировать свое мнение о его репутации и надежно-сти. Как показывает практика, услышав какое-то определенное суждение (пусть даже и ошибочное), человек может на продолжительный период как стать клиентом банка, так и уйти в другой банк [6].
В рамках проводимой рекламной кампании речь идет не об имид-жевой рекламе организации, а о рекламе конкретного вида услуг, которая как раз и может формировать репутацию кредитной организации. Важным является то, на какой сегмент рынка и слой клиентов нацелена конкретная реклама, какова концепция рекламной кампании, насколько удачно банк будет продвигать продукт. Именно это играет большую роль в формиро-вании восприятия клиента. Поскольку многие люди хорошо поддаются воздействию рекламных технологий, при работе над данным этапом сле-дует помнить, что обещанное в рекламе должно воплощаться в жизнь с максимально возможной точностью. В ином случае клиент может не толь-ко сам надолго забыть про конкретный банк, но и посоветовать своим зна-комым поступить аналогично. Также важно отметить факт косвенного вли-яния, подразумевающий под собой, что до клиента в рекламе доводится далеко не вся информация об услуге. При непосредственном обращении в банк очень часто оказывается, что необходимы дополнительные затраты морального и материального характера: в некоторых случаях в результате предоставления одной услуги банк может стимулировать клиента полу-чить другую услугу, однако может этим и оттолкнуть клиента. Следова-тельно, эффект косвенного влияния может быть как положительный, так и отрицательный. В связи с этим отражаемая в рекламе информация должна быть максимально приближенной к реальности, а спектр связанных услуг должен не отталкивать клиента, а стимулировать его к дальнейшему со-трудничеству. Под спектром связанных услуг следует понимать те услуги, которыми можно заменить данную услугу, либо услуги, которые являются необходимыми для получения данной услуги.
Распространенной является и такая ситуация, при которой клиенты обращаются в банк в силу своей личной предрасположенности. Например, клиент может уже продолжительное время работать с конкретным мене-джером и выстроить работу комфортным для себя образом, в связи с чем он может обслуживаться именно в «этом» банке, а не в ином, в силу своей симпатии.
Этап коммуникативной связи является не менее важным, поскольку именно в этот период времени клиент начинает формировать свое предва-рительное мнение об услуге и делать определенные выводы в процессе общения с менеджером. Коммуникативная связь формируется под влияни-ем двух факторов:
Фрагмент для ознакомления
3
1 Грязнов, А.Г. Банковская система России: настольная книга банкира / А.Г. Грязнов, А.В. Молчанова, А.М. Тавасиева. - М.: ДеКА, 2018. - 768 с.
2 Жукова, Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Е.Ф. Жуко-ва. - М.: Юнити-ДАНА, 2017. - 600 с.
3 Иноземцева, Ю.В. Теоретические аспекты и методика анализа финан-совых результатов от операций с корпоративными клиентами коммерче-ского банка / Ю.В. Иноземцева. - М.: ДеКА, 2017. - 162 с.
4 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим до-ступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842
5 Бригхэм, Ю. Финансовый менеджмент: учебник для ВУЗов в 2-х то-мах / Ю. Бригхэм, Л. Гапенски. - СПб.: Издательство «Экономическая школа», 2019. - 456 с.
6 Абазиева, К.Г. Актуальные проблемы и перспективы развития фи-нансово-кредитной системы Российской Федерации / К.Г. Абазиева. - Ро-стов-на-Дону,2020. - 151 с.
7 Глушкова, Н. Б. Банковское дело / Н.Б. Глушкова. - М.: АльмаМатер, 2019. - 432 с.
8 Букато, В.И. Банки и банковские операции в России / В.И. Букато, Ю.В. Головин, Ю.И. Львов. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 153 с.
9 Лобачева, Т.А. Оценка качества банковских услуг / Т.А. Лобачева,
A. Ю. Сюляргина. - Екатеринбург: ИЭУРоРАН, 2018. - 256 с.
10 Дихтяр, В. И. Банковские услуги предприятию: базовые операции /
B. И. Дихтяр. - М.: РУДН, 2020. - 150 с.