Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие малого предпринимательства создаёт благоприятные условия для развития экономического вектора страны и повышения её конкурентоспособности на мировой арене. В целом, успешное функционирование малого бизнеса ведёт к образованию дополнительных рабочих мест, расширению потребительского сектора, а также насыщению рынка предлагаемых услуг новыми товарами. В развитых странах вклад небольших предприятий составляет 50% во ВВП, в Российской Федерации этот показатель составляет более 20% – малый бизнес в РФ занимает 27,9%,
С каждым годом малое предпринимательство занимает всё большую роль в народном хозяйстве страны. Мировой опыт подтверждает значимость влияния малого бизнеса на развитие конкурентной среды функционирования предприятия, способствующей формированию инвестиционной привлекательности региона, совершенствованию финансово-кредитной системы государства. Возможность малых организаций оказывать положительное влияние на научно-технический прогресс, мобилизовать большую часть производственных и финансовых активов общества предопределяют их важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования. Существует ряд проблем, препятствующих успешному запуску новых стартапов. Главным «барьером» является недостаток финансирования проектов и отсутствие инвестиций в прорывные идеи малого предпринимательства. На втором месте находятся административные ограничения со стороны государства и контролирующих органов.
Степень научной разработанности темы исследования. Наибольший вклад в развитие учения о преимуществах, недостатках и перспективах развития малых предприятий внесли: Е.А. Базовкина, Ж.А. Божченко, Н. Э. Каумов, Е. М. Константинова, С. С. Дьякова, И. И. Кочиш, П. Н. Виноградов, Е. Ю. Пеньшина и др.
Целью исследования является всестороннее исследование преимуществ, недостатков и перспективы развития малых предприятий.
Задачи исследования:
на основе теоретического анализа литературы разработать ключевые понятия и основные характеристики малых предприятий;
определить преимущества и недостатки малых предприятий;
выявить перспективы развития малых предприятий в Российской Федерации;
раскрыть организационно – экономическую характеристику малого предприятия ЗАО имени Кирова;
провести анализ динамики, состава и структуры капитала малого предприятия ЗАО имени Кирова;
разработать программу совершенствования эффективности использования оборотных активов малого предприятия ЗАО имени Кирова.
Объектом исследования выступает процесс перспективного развития малых предприятий.
В качестве предмета исследования выступает структура и политика ведения капитала малых предприятий.
Методологическая основу работы составляют специальные методы: системный и структурно – функциональный, сравнительно – правовой, формально – логический.
Структура исследования отвечает целям, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести подпунктов, заключения, списка использованной литературы и 4 приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и основные характеристики малых предприятий
Малое предпринимательство имеет в настоящее время отличительные особенности: им необходим относительно малый стартовый капитал, они довольно быстро могут реагировать на изменение конъюнктуры рынка и имеют непосредственную связь с потребителем. Малое предпринимательство официально действует в 132 экономиках, причем в 12 из них отсутствует определение малого предпринимательства, а в 26 имеется более чем одно определение MCП.
По данным Всемирного банка к количественным показателям малого предприятия относятся: численность персонала (встречается в 115 экономиках); активы предприятия (встречается в 61 стране); годовой оборот предприятия (встречается в 61 стране); инвестиции и финансовые вложения (встречается в 60 странах). Всемирный предлагает классификацию предприятий, которая в первую очередь основывается на количестве сотрудников: микропредприятие: численность до 10 сотрудников; малое предприятие: от 10 до 49 сотрудников; среднее предприятие: от 50 до 249 сотрудников.
В России малый бизнес берет свое начало в 1988 г. В Постановлении Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18.07.1991 № 406 в 1991 г. впервые дается официальное понятие «субъекты малого предпринимательства». В 1991 г. установлены количественные критерии малых предприятий: для предприятий всех организационно-правовых форм не более 200 чел., в том числе: в промышленности и строительстве – до 200 чел.; в науке и научном обслуживании – до 100 чел.; в других отраслях производственной сферы – до 50 чел.; в отраслях непроизводственной сферы – до 15 чел.[5, с. 88].
Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У). На многих малых предприятиях в 2021 и 2022 годах нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС или ФСС) (Постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969, от 08.09.2021 № 1520).
Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие (табл. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс (дата обращения 01.02.2022).
2. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий («дорожную карту») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 30 марта 2018 года). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420359173 (дата обращения 01.02.2022)
3. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс (дата обращения 01.02.2022).
Основная литература
4. Базовкина, Е.А. Анализ финансового результата деятельности предприятия / Е.А. Базовкина, Ж.А. Божченко //Вектор экономики. – 2019. –№ 8 (38). – С. 58–60.
5. Базовкина, Е.А. Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия / Е.А. Базовкина, Е.А. Голованева // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2020. – № 3. – С. 88 – 94.
6. Винникова, И.С. Финансовый менеджмент современной организации / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова. – Мининский университет. Нижний Новгород. 2018.–415с.
7. Деятельность малых предприятий : сборник научных трудов / под редакцией Н. Э. Каумова, Е. М. Константиновой. — Москва : МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 2021. — 88 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/196251 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Дьякова, С. С. Сравнительный анализ показателей эффективности деятельности компании / С. С. Дьякова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 1 (5). – С. 51–55.
9. Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. – М.: Инфра-М, 2017. – 192 c.
10. Кочиш, И. И. Управление структурным подразделением организации (предприятия) и малым предприятием : учебное пособие / И. И. Кочиш, П. Н. Виноградов, Е. Ю. Пеньшина. — Москва : МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 2021. — 120 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/196237 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
11. Куликова, О.М. Инновации в деятельности предприятий на современном этапе развития / О.М. Куликова, С.Д. Суворова //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. –№ 5 (31). – С. 58–52.
12. Макогончук, И. А. Роль WACC в принятии финансовых и инвестиционных решений в корпорации / И. А. Макогончук // Научные записки молодых исследователей. – 2019. – № 6. – С. 40–47.
13. Мизгин, Д.И. Оценка стоимости компании как один из показателей эффективности ее деятельности / Д.И. Мизгин, М.А Новак., И.С. Пасечник //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. – № 7. – С. 61–67.
14. Морозко, Н. И. Оценка влияния KPI на финансовые результаты деятельности организации / Н. И. Морозко // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 7. – С. 782–786.
15. Музалев, С. В. Методика определения оптимальной структуры капитала предприятия / С. В. Музалев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 3-2. – С. 36–40.
16. Наседкина, Т.И. Основные направления повышения экономической эффективности и платежеспособности организации / Т.И. Наседкина, Л.Н. Груздова // Экономика и предпринимательство. – 2019. – №6 (107). – С. 961–964.
17. Носова, Е. Г. Модель CAPM и ее использование при оценке финансовых активов / Е. Г. Носова, У. Ю. Высочанская, Л. В. Малышева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – №3 (82). – С. 137–140.
18. Рубин, Ю.Б. Управление собственным бизнесом: учебник / Ю.Б. Рубин. – 14–е изд., перераб. и доп. – Москва: Университет «Синергия», 2016. – 977с.
19. Свиридов, О.Ю. Деньги, кредит, банки / О.Ю. Свиридов. – М.: Издательский центр «МарТ», ИКЦ «МарТ», 2017. – 480 c.
20. Сводная бухгалтерской (финансовая) отчетность сельскохозяйственного предприятия ЗАО имени Кирова Вейделевского района [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://upcheck.pro/ (дата обращения: 01.02.2022).
21. Суворова, С.Д. Особенности функционирования предпринимательских структур на международном рынке / С.Д. Суворова //Экономика и предпринимательство. 2017. – № 12-3 (89-3). – С. 463-466.
22. Шорохова, М.Н. Финансовая устойчивость организации как ключевая характеристика финансового состояния / М.Н. Шорохова // Инновационное развитие регионов: потенциал науки и современного образования. Материалы II Национальной научно-практической конференции. – 2019. – С. 229.
23. Явкина, М.Г. Стратегия формирования оптимальной структуры капитала промышленного предприятия / М.Г. Явкина // Фундаментальные исследования. 2018. – №4.– С.58–64.
24. Яшина, Н.И. Краткосрочное финансирование организации. Учебно-методическое пособие/ Н.И. Яшина, М.Ф. Якушев, О.В. Емельянова, Н.Н. Прончатова-Рубцова.. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 187с.