Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений важно понимать, что для того, чтобы развиваться, получать прибыль и сохранить конкурентоспособность, организации должны оптимизировать отдачу от вложений любых ресурсов: материальных, финансовых, человеческих. Актуальной проблемой современного экономики является активизация человеческих ресурсов для достижения успеха. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста [36, С. 29]. Человеческий капитал - это сложное понятие, базирующееся на совокупности инвестиций, вложенных в человека для его успешной реализации как работника в современной рыночной экономике. В данной курсовой работе будет освещена тема человеческого капитала со стороны её теоретического основания, инвестирования, будут рассмотрены исторические факторы, которые имели непосредственное воздействие на становление этой проблемы [2, с. 95].
Данная проблема достаточно актуальна, что подтверждается большим количеством учёных и исследователей в области экономики, занимающихся изучением данного вопроса, а именно сторонники классических теорий Т. Шульца и Г. Беккера или же те, кто предлагает новый угол обзора на данную проблему.
Инвестиции в человеческий капитал в общем виде можно рассматривать как совокупность всех затрат, вложенных в человека в денежной или иной форме, направленных на формирование и развитие интеллектуального человеческого капитала. Такие расходы можно рассматривать как текущие расходы, которые должны влиять на рост производительности труда и будут многократно компенсированы значительно более высоким потоком доходов для предприятия в будущем [23, с. 12].
Проблемой нашей страны, требующей решения, является инфраструктура, расходы на образование, уровень смертности, уровень подготовки кадров, утечка интеллектуального капитала, расходы компаний на научно-технические работы, наличие новейших технологий. Все это связано с воспроизведением человеческого капитала. Однако в нашей стране наблюдается огромный потенциал для строительства инновационной системы экономики [7, с. 59]
Для того, чтобы Россия оставалась более конкурентоспособной, необходимо развивать человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал характеризуются значительным разрывом времени между вложениями и отдачей от этих вложений, поэтому именно государство может выступать в качестве катализатора таких инвестиций.
Цель – рассмотреть роль инвестиций в человеческий капитал как фактор экономического роста.
Задачи:
- рассмотреть сущность понятия «человеческий капитал».
- выявить содержание человеческого капитала;
- проанализировать источники формирования человеческого капитала;
- описать особенности, виды и этапы инвестирования в человеческий капитал;
- описать перспективы развития инвестиций в человеческий капитал в России.
Объект исследования – человеческий капитал.
Предмет – инвестиции в человеческий капитал.
1 КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Проблема капитала проработана представителями различных научных школ, а именно социально-экономические взгляды К. Маркса в наибольшей мере отразили сложность взаимоотношений между трудом и капиталом, аргументировали доминирующую роль последнего в совокупности технико-технологического и экономического развития, а также, что не менее важно, охарактеризовали соподчиненное содержание отношений, возникающих между владельцем капитала и тем, кто зависим от него [34, с. 1281] Но, следует отметить, что человеческий капитал – это атрибут постиндустриального общества. Он присутствует везде, где свободная личность получает доход от применения знаний в качестве актива, который имеет определенную рыночную стоимость. Но именно в условиях постиндустриального общества увеличивается доля населения, в силе олицетворить черты «владельца человеческого капитала», ведь само содержание и характер труда побуждать к овладению уникальными, глубокими, узкоспециализированными знаниями, ценность которых будет проявляться чрезвычайно высокой. Последнее, в свою очередь, гарантирует и быструю окупаемость инвестированных в образовательный процесс средств[16, с. 150]
Становление теории человеческого капитала в 60-х годах ХХ века обусловлено необходимостью разработки модели производства, эффективность составляющих которой исчислялась бы в единой системе экономических показателей и учитывала, что в постиндустриальном обществе формируется своего рода двухсекторная экономика, состоящая из «... сектора производства материальных благ и «производства человека» [12, с. 73]
Итак, возникновение теории человеческого капитала было закономерным ответом на замедление развития ведущих капиталистических стран мира, в конце концов, что и привело к трансформации исследовательских приоритетов [32, с. 14]. Неоспоримое доминирование проблематики вещественных факторов производства уступило место проблематике нематериальных активов. Тем самым произошло расширение установившихся смысловых границ термина «капитал», активизировались попытки отыскать резервы дальнейшего социально-экономического развития стран за счет рационализации управления факторами, которыми до недавнего времени пренебрегали. В том числе, это касалось сферы управления человеческими ресурсами и, в частности, механизмов повышения квалификации работающих [27, с. 95].
В условиях глобализации качество и потенциал человеческого капитала как важнейшего экономического фактора развития приобретают ключевое значение для благосостояния и качества жизни общества, развития экономики государства и международного сотрудничества в целом. Понимание важности этого феномена и внимание к нему со стороны ученых и политиков усиливается во второй половине XX в.
В XXI в. сущность экономической категории «человеческий капитал» существенно расширилась. Исследования и расчеты, проведенные экспертами Всемирного банка, включают в данное понятие потребительские расходы - расходы семей на питание, одежду, жилье, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на обеспечение этого перечня. [11, с. 77]
Следует различать понятие человеческого капитала и трудовые ресурсы, т.к. трудовые ресурсы - люди образованные и люди без высшего образования, определяющие квалифицированную и неквалифицированную работу. Человеческий капитал является экономической категорией, выражает совокупность социально-экономических отношений по поводу его формирования, сохранения, развития и совершенствования знаний, умений, навыков, способности человека к труду, а также ее физического состояния, интеллектуальных и творческих способностей.
Объектом человеческого капитала являются процессы восстановления, сохранения, развития, совершенствования работоспособности, физического развития, языковой и культурной компетенции, трудовых и интеллектуальных навыков, знаний и образования, умение управлять, организовывать, создавать и вести успешный бизнес, которые воплощаются в человеке и неотделимы от нее [13, c. 15].
Содержание интеллектуального труда формируется под влиянием двух главных параметров - степени креативности и квалификационной сложности интеллектуального труда. Творческая работа - стратегически значимый вид интеллектуальной деятельности и представляет сознательную и целесообразную интеллектуальную деятельность, которая является реакцией человека на окружающую среду и служит удовлетворению ее материальных и нематериальных потребностей (в том числе в самовыражении), результатом которой является новый интеллектуальный продукт [5, c. 133].
В состав человеческого фактора необходимо включать также инвестиции в создание среды, обеспечивающей его эффективное функционирование. Проблемы развития человеческого капитала - это проблемы культуры государственного управления, которая предусматривает системный культурологический анализ и оценку имеющегося в стране творческого потенциала, выбор эффективных технологий, составляющих для практических действий в интересах национального развития. [22, c. 20].
Начиная с конца 70-х гг. ХХ века роль интеллектуальных ресурсов значительно возрастает и предопределяет вектор дальнейшего развития всей мировой экономики [17, с. 37]. В новых условиях социально-экономических отношений все участники(коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации) вынуждены функционировать и вести свою хозяйственную деятельность по-новому. Вследствие чего важнейшей задачей всех экономических субъектов любого масштаба - от малого предприятия до национальной и мировой экономики, становится накопление, развитие и управление интеллектуальными ресурсами [35, с. 50].
Смещение акцентов общественного производства и изменение его структуры повлекло за собой возникновение вопросов определения, классификации и актуальности того или иного ресурса в экономическом хозяйстве (Приложение А).
Несмотря на существующее множество классификаций структуры экономических ресурсов можно выделить три основные традиционные составляющие, необходимые для производства продуктов и услуг: предметы труда, средства труда и рабочую силу. Однако если в доиндустриальной экономике основу производства составляли трудовые и природные ресурсы, а в индустриальной – материальные, финансовые и предпринимательские, то в постиндустриальном обществе основная роль отведена - интеллектуальным.
С экономической точки зрения, понятие «ресурсы» определяется как средства, способствующие экономической деятельности, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей людей. В общем понимании интеллектуальные ресурсы можно определить как невещественные, самогенерируемые, непрерывно обновляемые и неисчерпаемые интеллектуальные авуары, используемые для производства благ, ценность которых выражается в увеличении конкурентных преимуществ их обладателя. Их базисными компонентами являются информация и знания, составляющие основу интеллектуального капитала [24, с. 68].
Знания – это важный продукт экономики или услуга, элемент экономики
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Аганбегян А. Г., Человеческий капитал и его главная составляющая - сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. — 2017. — № 3. — С. 66-79
2) Андреева О., Человеческий капитал: социология, статистика, развитие // Стандарты и качество. — 2020. — № 8. — С. 95-98.
3) Артемова Д. И., Трансформация конституционной ценности человеческого капитала в современных условиях // Российская юстиция. — 2020. — № 6. — С. 56-58.
4) Артемова Д. И., Конституция, права человека, человеческий капитал // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 10. — С. 13-18.
5) Арутюнова А. Е., Человеческий капитал как главный фактор эффективности гуманизации производственных процессов // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 1. — С. 133-137
6) Аузан А. А., Цифровая экономика как экономика: институциональные тренды // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2019. — № 6. — С. 12-19
7) Ахтырский К. И., Взаимосвязь человеческого капитала и потенциала и их влияние на экономику РФ // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 1. — С. 59-62.
8) Бессолицын А. А., Общественные организации России: интеллектуальный вклад в экономическую модернизацию (вторая половина XIX - начало XX в.) : монография. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — 223 с.
9) Булина А. О., Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета, Экономика. — 2020. — № 2. — С. 163-188.
10) Бутова Е. О., Взаимозависимость науки и экономического развития регионов России // Страховое дело. — 2020. — № 1. — С. 10-21
11) Голованова Е.Н., Инвестиции в человеческий капитал предприятия [Электронный ресурс]: Учебное пособие. — Москва : ООО Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2019. — 88 с.
12) Головина С. Г., Человеческий капитал сельских территорий: демографические аспекты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2020. — № 8. — С. 72-78
13) Гонтмахер Е. Ш., Российский человеческий капитал: состояние и тенденции // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — № 3. — С. 15-24.
14) Грузина Ю. М., Характеристики современной экономики и подходы в развитии человеческого капитала // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 2. — С. 81-84.
15) Грузина Ю. М., Компетентностный подход в развитии человеческого капитала // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 3. — С. 94-97
16) Даниловских Т.Е., Человеческий капитал организации в разрезе оценки стоимости бизнеса [Электронный ресурс] : Монография. — Москва : Издательский Центр РИОР, 2021. — 149 с.
17) Ильина И.В., Сидоренко О.В. Понятие и классификация ресурсов процесса производства // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. –№ 18. С. 36-44
18) Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018
19) Ковалев М. М., Ван Син. Китай строит экономику знаний. Минск, 2018
20) Ковалевич И.А., Человеческий капитал системы образования [Электронный ресурс] : Учебник. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2018. — 216 с.
21) Костюкевич С. В., Сфера высшего образования как фактор развития экономики: потребность в обучении предпринимательским знаниям и навыкам // Alma mater. — 2017. — № 6. — С. 16-23.
22) Куранов Г. О, Качество и факторы экономического развития: вопросы оценки и анализа // Вопросы статистики. — 2020. — Т. 27, № 2. — С. 17-33.
23) Лубский А. А., Развитие человеческого капитала как основа экономического роста // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 3. — С. 11-15.
24) Медведева Т. Н., Влияние человеческого капитала на развитие сельских территорий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2020. — № 9. — С. 67-73.
25) Мельников Р. М., Оценка эффективности инвестиций в подготовку аспирантов в современных российских условиях // Экономический анализ: теория и практика. — 2017. — Т. 16, вып. 3. — С. 444-459.
26) Москвитин Г. И., Региональные экономические аспекты управления трудовыми ресурсами : коллективная монография. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — 194 с.
27) Нижегородцев Р.М., Человеческий капитал: теория и практика управления в социально-экономических системах [Электронный ресурс] : Монография. — Москва : ООО Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2021. — 290 с.
28) Никонорова Е. В., Устойчивое развитие культурного и человеческого капитала: роль библиотек и ее оценка // Библиотековедение. — 2017. — Т. 66, № 1. — С. 19-28
29) Порфирьев Б. Н., Перспективы экономического роста в России // Вестник Российской академии наук. — 2020. — Т. 90, № 3. — С. 243-250
30) Савченко П., Феномен системы как способ развития российской цивилизации // Общество и экономика. — 2020. — № 7. — С. 5-15.
31) Соколов В. Н., Дихотомия между категориями: «личный фактор производства» и «человеческий капитал» // Философия хозяйства. — 2017. — № 1 (109). — С. 163-170
32) Соловьева Е. В., Подходы к разработке методики оценки человеческого капитала организации // Труд и социальные отношения. — 2019. — Т. 30, № 6. — С. 14-25
33) Родин А. Ю., Оценка вклада человеческого капитала и HR-службы в стоимость деловой репутации // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 5. — С. 143-153
34) Филин С. А., Человеческий капитал как главная сила научно-технологического прогресса // Экономический анализ: теория и практика. — 2020. — Т. 19, вып. 7. — С. 1281-1299
35) Хесин Е. С., Великобритания: инвестиции в человеческий капитал - фактор инновационного развития // Современная Европа. — 2019. — № 4. — С. 49-59.
36) Черных С. И., Государственное управление российской наукой в условиях больших вызовов // Инновации. — 2020. — № 2. — С. 29-36
37) Education at a Glance 2018: OECD Indicators. DOI: https://doi.org/10.1787/eag-2018-en
38) Funding Systems and Their Effects on Higher Education Systems Country Study – Germany // OECD. URL: https://www.oecd.org/germany/38308008.pdf
39) Gherghina R., Cretan G.C. Education Funding Methods in European States, 2012. URL: http://www.scientificpapers.org/wp-content/files/1326_Gherghina_Cretan_Education_funding_methods_in_European_states.pdf