Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образование как одна из самых важных отраслей любого общества должно соответствовать всем изменениям в обществе, быть гибким и конкурентоспособным. Управление образовательным учреждением в существующих условиях заключается в том, чтобы не просто учитывать изменения, но и опережать их, позволяя педагогам и обучающимся идти в ногу со временем, быть успешными и актуальными.
В настоящее время заметной становится тенденция снижения интереса у учащихся к освоению учебных предметов школьной программы, в том числе и к освоению английского языка. Традиционные методы и формы обучения порой не удовлетворяют образовательные запросы и потребности обучающихся, не способствуют повышению учебной мотивации.
Известно, что чем младше ребенок, тем труднее ему заниматься каким-нибудь одним видом деятельности, тогда как разнообразные виды деятельности позволяют ему работать долгое время. Вместе с тем разнообразие видов деятельности не должно выливаться в форму отдельных учебных дисциплин, а должно сливаться в единое разумное воздействие взрослого. В современной педагогике большое значение приобретает изучение межпредметных связей, которые рассматриваются как отражение материального единства объективного мира, как средство всеобщей взаимосвязанности явлений действительности. В этом и заключается интегрированный подход к обучению.
Одним из способов реализации интегрированного обучения является использование образовательных интернет -платформ, повсеместно применяемых в школах. Такой платформой является система управления обучением типа Moodle.
Организация интегрированного обучения иностранному языку на начальном этапе может стать одним из действенных средств существенного повышения качества обучения. Это и обусловило актуальность данного исследования.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью внедрения интегрированного обучения английскому языку в начальной школе с использованием платформы Moodle и недостаточность условий для реализации данного направления деятельности.
На основании актуальности и противоречия сформулирована проблема исследования, состоящая в ответе на вопрос: какова сущность и механизмы организации интегрированного обучения английскому языку в начальной школе с использованием платформы Moodle.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: Платформа Moodle как средство интегрированного обучения иностранному языку в начальной школе.
Объект исследования: процесс интегрированного обучения английскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: использование платформы «Moodle» для организации интегрированного обучения английскому языку учащихся начальной школы.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать серию дистанционных интегрированных уроков по английскому языку во втором классе на базе системы дистанционного обучения «Moodle».
Задачи работы:
1. Описать психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы;
2. Охарактеризовать интегрированное обучение как педагогическую проблему;
3. Изучить принципы обучения иностранному языку в начальных классах на основе интегрированного подхода;
4. Выявить возможности платформы Moodle в интегрированном обучении английскому языку в начальной школе;
5. Разработать серию интегрированных уроков по английскому языку во 2 классе на базе платформы «Moodle»;
6. Апробировать серию интегрированных уроков по английскому языку во 2 классе на базе платформы «Moodle».
Методы исследования:
- теоретические – анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение.
- эмпирические – моделирование, эксперимент, тестирование
База исследования: 12 обучающихся 2 «А» класса и 12 обучающихся 2 «Б» класса. Учащиеся данных классов были распределены на две группы. Учащиеся 2 «А» класса явились экспериментальной группой (ЭГ), а учащиеся 2 «Б» класса – контрольной группой (КГ).
Теоретическо-методологическая основа исследования.
- вопросами обучение иностранному языку в начальных классах занимались и занимаются многие преподаватели, методисты и ученые. Так, например, данными вопросами занимались: Т. Л. Алексеева, Ш. А. Амонашвили, М. З. Биболетова, Т. В. Бузмакова, Н. В. Добрынина, Г. И. Воронина, Е. А. Глухарева, Е. А. Ленская, А. А. Леонтьев, Е. Ю. Протасова, О. В. Русакова, В. В. Шебедина и многие другие.
- интегрированному подходу в обучении иностранным языкам посвящены труды многих исследователей. Так, например, данный вопрос в той или иной степени был затронут в исследованиях М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной., Е.А. Ленской, Е.И. Негневицкой и других ученых.
Теоретическая значимость исследования обусловлена обобщение имеющейся литературы по теме исследования и обоснование важности реализации интегрированного обучения английскому языку в начальной школке для повышения качества образовательного процесса.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой серии уроков по английскому языку во 2 классе на базе платформы «Moodle», которые могут использовать учителя начальной школы в своей работе.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ДИСТАНЦИОННОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной школы
Знание психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучении и воспитании, организации различных видов деятельности детей. Представления о возрастных особенностях младших школьников существенно изменились за последние 15-20 лет в связи с современными психологическими исследованиями.
Сегодня уже недостаточно изучать материалы 10-20-летней давности, чтобы получить адекватное представление о возрастных особенностях и возможностях младших школьников. Например, в вопросе готовности детей к школе в 80-е годы было распространённым мнение о том, что дети готовы к школьному обучению в 6 лет. В то же время хорошо известна неудачная попытка в эти годы перехода к обучению в школе с шестилетнего возраста. Прежде всего, против такого перехода выступили медики, т.к. ухудшилось здоровье детей по таким показателям, как: зрение, осанка и т.д. Стало очевидно, что шестилетних детей нельзя учить так, как учат семилетних.
Младший школьный возраст - этап индивидуального психического развития, который охватывает период жизни от 6-7 до 10 лет. Соответственно это период, когда ребенок проходит обучение в начальных классах современной школы. В этом возрасте дети претерпевают перестройку всех психических и когнитивных процессов, это в основном связано с поступлением ребенка в школу.
Возрастным особенностям детей младшего школьного возраста посвящено большое количество исследований. В частности, И.А. Зимняя отмечает, что в начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые умения и навыки, развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления [Зимняя 1997: 146].
В период с 6-7 лет уже возможно обучение за счет развития анатомо-физиологической составляющей. Ребенок начинает становиться еще более подвижным в различных играх и соревнованиях. Создание физически благоприятных условий для развития личности учения способствуют не только тому, чтобы здоровье было в сохранности, но и развитию всяческого интереса к обучению. Поскольку частые перегрузки и отсутствие двигательных упражнений, приводит к нежеланию посещать школу. А это значит, что отсутствует мотивация к обучению.
Также изменения происходят в психологии. Поэтому готовность ребенка к обучению в школе определяют по совокупности физиологического и психологического созревания. К тому моменту, как ребенок поступает в 1 класс, у него должны быть сформированы зачатки познавательной деятельности и познавательной активности. Выражается это в мотивации и сильном стремлении ребенка к обучению. Мотивация для ребенка играет очень важную роль на этапе обучения в начальной школе.
Также большую роль играют такие характеристики личности школьника, как мышление, внимание, память и воображение. Основным в развитии младшего школьника является такая характеристика личности как мышление. От данного процесса зависит путь, по которому будут формироваться другие познавательные процессы. Развитие мышления проходит несколько стадий. Первая стадия – наглядно-действенный вид мышления. На данной стадии ребенок при выполнении того или иного действия опирается на различные предметы. Психологом Ж. Пиаже описывается мышление ребенка в возрасте до 7 лет, как характеризующееся восприятием мира вещей и различных их свойств с единственно возможной для ребенка, действительно занимаемой им позицией. При дальнейшем обучении у ребенка развивается другой вид мышления – наглядно-образное [Чикишева 2012: 90].
Еще одна психическая функция – внимание. Его подразделяют на произвольное и непроизвольное. Старший дошкольник владеет непроизвольным вниманием. Оно определяется интересом ребенка к различным явлениям и предметам окружающей действительности. Однако, в школе, для успешного обучения, нужно развитое произвольное внимание. Под произвольным вниманием подразумевается внимание на том, что не вызывает особо сильного интереса [Данилов 2004: 71]. Из-за этого, учителю необходимо развивать данный вид внимания для младших школьников.
Следующей характеристикой является память. Память зависит от того, как развито у ребенка мышление, на каком уровне оно находится. Ребенок младшего школьного возраста может достаточно успешно запоминать автоматически, при этом не вдаваясь в суть материала. Такое может привести к отсутствию любого интереса и отсутствию развития интеллектуальный способностей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо активизировать смысловую память у ребенка.
Такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение являются немаловажной основой для готовности будущего школьника к обучению, это также характеризует его познавательный потенциал. Следовательно, нужно выделить, что в младшем школьном возрасте доминируют потребности реализации себя как субъекта общества. За четыре года обучения в начальной школе происходит развитие большинства существенных черт личности, таких как мышление, внимание, воображение и память.
Отмеченные тенденции, характерные для современного подрастающего поколения, предполагают внимание к ним педагогов, психологов, родителей. Отсюда следует вывод о том, что современные дети нуждаются в более щадящем режиме, более тонком и бережном отношении, они зачастую просто не выдерживают авторитарный стиль воздействия, общения и отвечают неадекватным поведением, отчуждением, защитной агрессией и т.д. В целом в образовании становится актуальной проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством использования здоровьесберегающих технологий, психологического просвещения педагогов и родителей. Также продолжает оставаться актуальным вопрос об исследовании возможностей и особенностей развития детей младшего школьного возраста, повышения их психологической культуры.
Таким образом, начальный период школьного образования от 6–7 до 10–11 лет. В этот период происходят значительные перемены в психическом развитии, закрепляются и активно развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов, чему способствуют основные виды деятельности ребенка: учение, общение, игра и труд. Однако не смотря на активное развитие и взросление, данный этап отличается неустойчивостью и неорганизованностью детей.
1.2. Методика обучения иностранному языку в начальной школе
Цель обучения иностранным языкам состоит, прежде всего, в развитии личности учащегося, его способностей и желания участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
В педагогической литературе выделяется большое количество разнообразных целей обучения иностранному языку. Основные из них: практическая, воспитательная и общеобразовательная цели. Практическая цель обучения иностранному языку заключается в практическом овладении иностранным языком и его свободное использование как в письменной, так и в устной коммуникации. Под воспитательной целью обучения иностранному языку понимается развитие умственных способностей учащихся, становление
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2017.
2. Апальков В. Г. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников "Английский в фокусе". 2-11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/ В. Г. Апальков, Н.И. Быкова,. Д. П. Поспелов. – М, Просвещение 2018.
3. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Английский язык для маленьких: Кн. для учителя. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2016. – 127 с.
4. Бим И.Л., Биболетова M.З. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 2. – С. 3-9.
5. Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: в 2 ч. / под общ. ред. Л.И.Гришаевой, М.К.Поповой. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2018.
6. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. English 2. Английский язык. 2 класс // М.: Просвещение, 2019. – 239 с.
7. Витченко, О.В. Интегративно-креативная модель формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя / О.В. Витченко // Образование. Наука. Инновации. – 2020. – №4. – С. 73-78.
8. Возрастная психология / под ред. Марцинковской – М.: Академия, 2019. – 330 с.
9. Воронина Г.И. Информация о научно-практической конференции «Раннее обучение иностранным языкам: проблемы и перспективы» // Иностранные языки в школе. – 2017. – № 5. – С. 85-89.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2016. – 93 с.
11. Выготский Л.С. Развитие речи и мышления. – М.: Педагогика, 2017. – 254 с.
12. Дроздова О.Е. Лингвистическая азбука для начального обучения // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 2. – С. 30-33.
13. Дьякова, О.И. О внедрении дистанционного обучения: открытое письмо директору колледжа / О.И. Дьякова // Ученые записки ИСГЗ –Казань : Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. – №2. – С. 18-22.
14. Журавлева, О.Б. Управление Интернет-обучением в высшей школе / О.Б. Журавлева. – М. : Горячая линия, 2017. – 223 с.
15. Загорная Л.П. О разработке интегрированного курса «иностранный язык + художественное развитие» // Иностранные языки в школе. – 2016. – №34. – С. 5-12.
16. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М. : Изд-во «Академия», 2018. – 192 с.
17. Зеня Л.Я. О разработке интегрированного курса для углубленного изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2016. -№ 2. – С. 38-48.
18. Ибышев, Е.С. Дистанционное обучение: теория и практика / Е.С. Ибышев. – Караганда. : Изд-во «Билим», 2018. – 196 с.
19. Интегрированные уроки в начальной школе: Учебное пособие/ Сост. Мельник, Э.Л. Исаева Л.А.. – Петрозаводск: Институт повышения квалификации работников образования, 2016. – 77 с.
20. Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 2019. – с.242-476.
21. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М. : Дом педагогики, 2016. – 231 с.
22. Крюкова А.А., Балабанов Е.С. Применение цифровых технологий в образовании. //Актуальные вопросы современной экономики – 2018.
23. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш. Английский язык 2 класс // М.: Просвещение, 2019. – 240с.
24. Майерс Д.Дж. Социальная психология: пер. с англ. 3-е междунар. изд. СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: Олма-Пресс, 2020.
25. Методология проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы Э.Н. Ильясова [Электронный ресурс]. – URL: http://www.monographies.ru/244:
26. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Книга для учителя к учебному пособию по английскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2018. – 171 с.
27. Психология детства [Текст] : практикум. тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб. : прайм ЕВРОЗНАК ; М. : Олма-Пресс, 2018. – 124 с.
28. Сердюкова И.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //Начальная школа. – 2019.
29. Смирнова Л. Дидактические принципы в обучении маленьких иностранному языку // Дошкольное воспитание – 2019 – № – 4. – С.43-44.
30. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия [Электронный ресурс] // Materia Medica. URL: http://flogiston.ru/library/sokolova-berezin.
31. Стефанова Н.А., Князева Д.С. XXI век: компьютеры учат детей. Обзор технологий дистанционного школьного образования. //Актуальные вопросы современной экономики – 2018.
32. Суханова Л.И. Игра на раннем этапе обучения иностранному языку // Проблемы раннего и углубленного обучения иностранным языкам. -Барнаул, 2016. – С.40-42, вып 1.
33. Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2017.
34. Dorfman, R. A. Clinical social work: Definition, practice and vision. New York, NY: Brunner/Mazel. 1996.
35. Hutchings, P. Assessment and the way it works: Closing plenary address, Association of Higher Education Conference on Assessment, Washington, DC. 1990.
36. Kramer, B. J. Preparing social workers for the inevitable: A preliminary investigation of a course on death, grief, and loss. Journal of Social Work Education, 1998, 34(2), 211-227
37. Mendenhall, A. M. Switching hats: Transitioning from the role of clinician to the role of researcher in social work doctoral education. Journal of Teaching in Social Work, 2007, 27(3/4), 273-290.
38. Shebib, B. Choices: Counseling skills for social workers and other professionals. Boston, MA: Allyn & Bacon. 2003.
39. Spotlight 2. Student's book / Английский в фокусе 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Быкова Н.И., Дули Дженни, Поспелова М.Д., Эванс В. (2008, 2011, 2013) (+audio)
40. Spotlight 2. Workbook / Английский в фокусе 2 класс. Рабочая тетрадь.. Быкова Н.И., Дули Дженни, Поспелова М.Д., Эванс В.(2007)
41. Spotlight 2. Teacher's book / Английский в фокусе 2 класс. Книга для учителя. Быкова Н.И., Дули Дженни, Поспелова М.Д., Эванс В. (2008)
42. Spotlight 2. Сборник упражнений. Быкова Н.И., Поспелова М.Д. (2013)
43. Spotlight 2. Книга для родителей. Быкова Н.И., Поспелова М.Д. (2013)
44. Spotlight 2 (Английский в фокусе 2 класс). Test Booklet (Контрольные задания). Быкова Н.И., Дули Дженни, Поспелова М.Д., Эванс В. (2010)
45. Spotlight 2 (Английский в фокусе 2 класс). My language Portfolio (Мой языковой портфель). Быкова Н.И., Дули Дженни, Поспелова М.Д., Эванс В. (2011)
46. Spotlight 2. Грамматический тренажер. 2 класс. Юшина Д.Г. (2019)
47. Wrenn Jan and Bruce. Enhancing Learning by Integrating Theory and Practice [Электронный ресурс] – URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ899313.pdf