Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Анализ и оптимизация бизнес-процессов явля-ются неотъемлемой частью пути внедрения процессного подхода к управ-лению предприятием. При этом моделирование бизнес процессов является одним из методов улучшения качества и эффективности работы организа-ции, поскольку позволяет наглядно представить действующие в ней про-цессы и найти их проблемные места.
В целом бизнес-моделирование предназначено для описания основ-ных принципов создания, развития и успешной работы организации. Оно раскрывает логику действий организации, направленных на получение по-стоянной прибыли. Повышение эффективности функционирования органи-зации в современных условиях возможно только при четком понимании процессов, которые характерны для ее вида деятельности. Кроме того, необходимо разделять процессы на те, которые приносят доход и те, кото-рые являются источником затрат. Важным моментом является то, что со-временные экономические условия требую от организации максимальной автоматизации используемых бизнес-процессов, а для этого, прежде всего, необходимо сформировать информационные потребности и требования к информационной системе. Адаптация принципов процессного подхода к управлению к специфике организаций различных отраслей является зна-чимым и актуальным вопросом современного стратегического менеджмен-та. Эффективно управляя бизнес-процессами, имеющими свои цели, можно добиться высокой результативности деятельности с помощью хорошо налаженных горизонтальных связей в вертикальной структуре управления организацией. Поэтому выбранная тема очень актуальна.
Целью исследования является проведение реинжиниринга бизнес-процессов компании для их последующей автоматизации.
На основании установленной цели, нами были выделены следующие задачи:
1) раскрыть понятие и сущность реинжиниринга бизнес-процессов;
2) изучить особенности реинжиниринга как метода оптимизации бизнес-процессов
3) дать характеристику особенностей работы салона красоты;
4) проанализировать бизнес-процессы салона красоты;
5) разработка проекта по реинжинирингу бизнес-процессов сало-на красоты.
Объектом исследования являются бизнес-процессы салона красоты ООО «Цветок папоротника».
Предметом исследования является процесс реинжиниринга бизнес-процессов салона красоты ООО «Цветок папоротника».
В работе были использованы следующие методы: компаративный анализ источников, дерево целей, финансовый анализ, экспертный анализ, матрица ранжирования бизнес-процессов, матричная диаграмма бизнес-процесса, функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключе-ния и списка используемой литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
1.1. Понятие и сущность реинжиниринга бизнес-процессов
Фундаментальным понятием процессного подхода к управлению яв-ляется бизнес-процесс [9, с.299]. Бизнес-процесс определяется как логиче-ски завершенная цепочка взаимосвязанных и повторяющихся видов дея-тельности, в результате которых ресурсы организации используются для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или создания продукции для удо-влетворения внутренних или внешних потребителей [2, с.19]. Для любого бизнес-процесса характерны входы и выходы. На входе бизнес-процесса находятся ресурсы, необходимые для его осуществления, а на выходе го-товый результат (материальный, энергетический, информационный). Биз-нес-процессы проходят через все подразделения, вовлекая все службы ор-ганизация, и ориентируются на конечный результат – увеличение стоимо-сти бизнеса. При этом все, кто имеет отношение к бизнес-процессу, испол-няют следующие роли:
1) владелец бизнес-процесса;
2) клиента бизнес-процесса;
3) участник бизнес-процесса
В качестве клиента бизнес-процесса может выступать другой бизнес-процесс.
В данный момент существует несколько классификаций бизнес-процессов организации, однако, для целей нашего исследования больше всего подходит следующая классификация. М. Портер предложил класси-фикацию бизнес-процессов, базирующуюся на их роли в генерации допол-нительной ценности (любой бизнес-процесс должен привносить дополни-тельный вклад по отношению к предыдущему бизнес-процессу в ценность конечного продукта) [Цит. по 11]. С точки зрения этого критерия всю со-вокупность бизнес-процессов можно подразделить на три группы:
1. основные, непосредственно связанные с производством продукции (товаров, работ, услуг);
2. обеспечивающие бизнес-процессы, осуществляющие поддержку основных бизнес-процессов (снабжение, управление персоналом и др.);
3. управленческие бизнес-процессы, включающие бизнес-процессы по целеполаганию и обеспечению условий для их наилучшего достижения.
Все вышеуказанные бизнес-процессы имею тесную взаимосвязь и об-разовывают единую бизнес-систему. Кроме того, принято к данной клас-сификации добавлять процессы развития, которые включают деятельность по расширению и совершенствами деятельности организации. Некоторые специалисты включают процессы развития в управленческие [4, с.101].
Как правило, при описании бизнес-процессов охватывается четыре основных сферы бизнеса: взаимодействие с потребителем, ценностное предложение, инфраструктура, финансовая эффективность.
Рассмотрим определение исследуемого понятия, которое дали родо-начальники процессного подхода - Майкл Хаммер и Джеймс Чампи. Реин-жиниринг бизнес-процессов – это «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения суще-ственных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показа-телях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания клиентов и оперативность» [Цит. по 10, с. 184].
На рисунке 1 наглядно показано поэтапное осуществления реинжи-ниринга бизнес-процессов любой организации [3].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Анализ видов, последствий и причин потенциальных несоответствий [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Режим доступа: http://new-quality.ru/lib/FMEA_new-quality.pdf
2. Варзунов, А.В. Анализ и управление бизнес-процессами [Текст] / А.В. Варзунов, Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева // Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016. –112 с.
3. Вяземская, Л. С. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов компании [Электронный ресурс] / Л. С. Вяземская // Экономические науки. – 2017– №62-2. – C.157-173. – Режим доступа: https://novainfo.ru/article/12000 (дата обращения 22.12.2021)
4. Гапоненко, А.Л. Теория управления [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. – М.: Юрайт, 2016. – 336 с.
5. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры – 3-е изд. перер. и доп. / Т.И. Григорьева – М.: Юрайт, 2019. – 486 с.
6. Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова; под ред. О. И. Долгановой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 289 с.
7. Каменнова, М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 282 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/408656 (дата обращения: 03.02.2022).
8. Ковылкин, Д.Ю. Возможности современных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов / Д.Ю. Ковылкин, В.Н. Новикова, Ратафьев С.В. // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 7. – с. 1457-1474. Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/40847 (дата обращения: 03.02.2022).
9. Плахотникова, М.А. Информационные технологии управления : учебное пособие для бакалавров / М.А. Плахотникова, Ю.В. Вертакова. – М.: Юрайт, 2021. – 462 с.
10. Плахотникова, М.А. Проблемы формирования процессной модели управления на российских предприятиях [Текст]. / М.А. Плахотникова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2016. – №2(12). – С. 184-190
11. Ямалиев, Р. Р. Оптимизация бизнес-процессов: интеграция и управление / Р. Р. Ямалиев, Р. Ш. Зайнуллин // Economics. – 2016. – №6 (15). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-biznes-protsessov-integratsiya-i-upravlenie (дата обращения: 13.12.2021).