Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что детские лагеря являются неотъемлемой частью организации досуга детей во внеучебное время на протяжении долгих лет. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей и подростков. Каникулярный отдых в настоящее время – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. Самой привычной формой организации летнего отдыха детей на современном этапе являются детские оздоровительные лагеря загородного, санаторно-курортного типов, лагеря труда и отдыха.
Детский оздоровительный лагерь – учреждение дополнительного образования, направленное на организацию досуга детей и на всестороннее развитие личности. Главной задачей детского оздоровительного лагеря является правильная и безопасная организация отдыха детей и подростков.
Проблема организации летнего отдыха, оздоровления детей и подростков всегда была и остаётся в центре внимания муниципальных органов управления образованием, органов социальной защиты, руководителей общеобразовательных учреждений, педагогов и родителей. Следовательно, основная задача учредителей и администрации детских оздоровительных лагерей (ДОЛ) - обеспечение качественного и безопасного отдыха детей в каникулы.
Вопросами организации досуга детей занимались А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, которые находились у истоков становления и развития деятельности детских лагерей. В их педагогическом наследии содержатся принципиальные положения, касающиеся общих вопросов организации летнего отдыха детей. Так же проблемы организации досуговой деятельности затрагиваются в книгах О.С. Газмана, И.П. Иванова, Н.Б. Крыловой о развитии личности ребенка в детском оздоровительном лагере в ряде педагогических исследований.
Таким образом, тема данного исследования является актуальной.
Объект исследования: Муниципальное автономное учреждение «Детский загородный оздоровительный лагерь ''Дюжонок''.
Предмет исследования: особенности организация досуга детей и подростков в детском загородном оздоровительном лагере ''Дюжонок''.
Цель исследования заключается в изучении особенностей организации отдыха детей и подростков в детских муниципальных лагерях Свердловской области.
Исходя из цели определены следующие задачи:
- рассмотреть особенности организации, типы, задачи и функции детских оздоровительных лагерей;
- изучить роль и развивающие направления детских оздоровительных лагерей;
- провести маркетинговое исследование;
- представить результаты анкетирования детей в загородных оздоровительных учреждениях.
Методы исследования: теоретический метод – исследование литературы; практический метод – анкетирование детей и подростков.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА В ДЕТСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
1.1. Особенности организации, типы, задачи и функции детских оздоровительных лагерей
В данной главе будут рассмотрены особенности организации, типы, задачи и функции детских оздоровительных лагерей, а также роль и развивающие направления детских оздоровительных лагерей.
Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 15 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований» .
Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это «организация отдыха детей и их оздоровление - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря, (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления».
Целями организации воспитательной деятельности с детьми в конкретном макрорайоне (города, поселка, села) в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) и типа лагеря могут быть :
а) социально-педагогическая защита детей;
б) предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;
в) формирование и развитие личностных качеств детей, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
г) увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;
д) создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
е) адаптация или реадаптация детей в обществе;
ж) компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;
з) дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.
Таким образом, можно отметить, что цели организации воспитательной работы в лагере весьма разнообразны.
В период летних каникул органам власти требуется решить множество вопросов: Как организовать летний отдых, чтобы извлечь максимум пользы для детского здоровья? Чем наполнить это время, чтобы оно было потрачено с пользой для духовного и интеллектуального развития детей? Как организовать различные формы отдыха? Какие использовать идеи и методики?
Сфера детского отдыха и оздоровления является оптимальной для реализации многих приоритетных задач.
Основная задача мероприятий лагеря-организовать досуг и досуг детей. Детский оздоровительный лагерь обслуживает школьников в возрасте от 14 до 16 лет. Целью детского оздоровительного лагеря является активизация работы педагогического коллектива по организации летних каникул, культурно-развлекательной деятельности детей, их совершенствованию и воспитанию, развитию различных творческих навыков и способностей, развитию коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия. В Лагерном труде можно выделить несколько основных задач:
1) разработка механизма и рабочих инструментов, направленных на быструю адаптацию и вовлечение подростков в деятельность по борьбе с изменением климата;
2) разработка системы дополнительного образования для формирования индивидуальной позиции подростка и овладения опытом общения;
3) Разработка административных механизмов организации деятельности педагогического коллектива по разработке и реализации содержания деятельности коллективов;
4) совместная коллективная деятельность подростков и педагогов;
5) превращение каждого подростка в субъекта своего собственного развития;
6) поддержание и улучшение психологически благоприятной атмосферы в коллективах детей и учителей.
Поэтому основной целью детского и подросткового отдыха является создание условий и психологического климата, в котором ребенок сможет полностью осознать свою личность, раскрыть свои желания и потребности, понять свои сильные стороны и возможности, свою значимость в жизни, в семье и в обществе. По словам С. А. Шмакова, роль детских лагерей и организаций предельно проста: помочь каждому ребенку сохранить и утвердить свою индивидуальность, стать талантливым, найти себя. Кроме того, развивать социальные способности, умение жить среди людей, учиться гражданству .
Отличительной особенностью учебно-рекреационной деятельности лагеря является система взаимодействия медицинских, педагогических, социальных и индивидуальных связей. Только детский оздоровительный лагерь способен организовать дифференцированный досуг, который способствует физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению индивидуальных и возрастных потребностей детей, развитию их универсальных способностей и социального опыта в целом. Детский оздоровительный лагерь - это учреждение, которое поощряет естественное продолжение дополнительного образования дети, которые открыты, подвижны и гибки, максимально адаптированы к потребностям и потребностям ребенка и общества в целом.
Таким образом, организация туристических лагерей позволяет получить максимальный образовательный и оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного туристического похода. Лагерь - это школа туристической культуры. После освоения элементов ориентации, навыков туристической жизни, совместной жизни, местной исторической деятельности и т. д. Ребенок получает уникальное базовое образование для всех видов туризма . Это очень важно в работе со школьниками, которые только начинают знакомиться с основами туризма и местной истории. Основываясь на качественном общем туристическом образовании, ребенок в будущем более осознанно адаптируется к выбору конкретной туристической специализации.
Летние каникулы для школьников - это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Задачи оздоровительного лагеря:
1. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье подростков и детей.
2. Развивать навыки культуры поведения детей и подростков.
3. Развивать навыки общения со сверстниками и старшими, помочь им правильно самоутвердиться в современном обществе.
4. Формировать установки на социально - желаемое поведение.
Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл). Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни - в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности .
Сегодня существует множество лагерей, как с точки зрения собственности, правового статуса, организационной структуры, так и содержания, которые гарантируют каждому право выбирать свою собственную стратегию дополнительного образования. Наличие достаточного количества мероприятий, возможность их свободного выбора и разработка индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных мероприятий и распорядка их участия создают успешное сочетание индивидуального и коллективного подхода в организации учебного процесса.
Акцент на интересах ребенка сегодня является одной из важных особенностей детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Гуманистическая психология приобретает все большее значение и влияние на деятельность детей в лагерях в сельских районах, таких как учебные заведения по всей стране. Уважение личности ребенка, его внутреннего мира, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных потребностей и потребностей, самореализации-все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической направленности. Такой лагерь предлагает каждому подростку выбор направления и темпов развития, а также способы удовлетворения его новых потребностей.
Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетными являются следующие мероприятия:
- детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои способности, свои потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;
- деятельность детского оздоровительного лагеря основана на принципах массовой и всеобщей доступности интересующих мероприятий; развития творчества и самодеятельности, социальной направленности деятельности; единства работы по охране здоровья и воспитанию детей; отношений с семьей и социальной средой;
- детские оздоровительные лагеря характеризуют конкретную и практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипов, В.Е. Маркетинг / В.Е. Архипов. - М.: Инфра-М, 2018. - 248 с.
2. Воронин, В.Р. Маркетинговые исследования/ В.Р. Воронин. - М.: Знание, 2020. - 173 с.
3. Веронина, В.Р. Маркетинг / В.Р. Веронина - М.: Юристъ, 2018. - 410 с.
4. Висламов, О.С. Летний оздоровительный лагерь/ О.С. Висламов. - М.: Высш. шк., 2020. - 348 с.
5. Волгин, А.П. Матирко В.И. Маркетинг / А.П. Волгин, В.И. Матирко - М.: Дело, 2019. - 310 с.
6. Галенко, В.П. Маркетинг / В.П. Галенко. - СПб.: ВСГАКИ, 2018. - 304 с.
7. Генкин, Б.М. Коллективный анализ жизни в лагере/ Б.М. Генкин. - М.: Норма-Инфра, 2019. - 311 с.
8. Глухов, В.В. Маркетинговые исследования/ В.В. Глухов. - СПб.: СпецЛит, 2017. - 700 с.
9. Гончаров, В.В. Рынок детских оздоровительных лагерей / В.В. Гончаров // Персонал менеджмент.-2018. - №1.- С. 4.
10. Горбачев, А.И. Маркетинг / А.И. Горбачев, Л.В. Вагина. - М.: РАГС, 2020. - 173 с.
11. Громов, Э. Настольная книга вожатого детского коллектива / Э. Громов. - М.: Экономика и жизнь, 2019. - 264 с.
12. Давыдов, Э.С. Маркетинг / Э.С. Давыдов - Воронеж: Тантал, 2018. - 330 с.
13. Демченко, А.А. Маркетинговое исследование/ А.А. Демченко, В.И. Задоркин. - М.: Инфра-М, 2019. - 190 с.
14. Дятлов, В.А. Маркетинг: Учеб. Пособие / В.А. Дятлов. - М.: ПРИОР, 2020. - 480 с.
16. Егоршин, А.П. Маркетинговые исследования / А.П. Егоршин - Екатеринбург. Алфавит, 2019. - 80 с.
17. Зайцев, Г.Г. Маркетинг / Г.Г. Зайцев - СПб.: Северо-Запад, 2018. - 440 с.
18. Зайцева, О.А. Маркетинг / О.А. Зайцева, Н.И. Рогачева. - М.: Высш. шк., 2017. - 223 с.
19. Озерникова, Т.Г. Маркетинг / Т.Г. Озерникова. - Иркутск.: ИГЭА, 2018. - 160 с.