Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Новые экономические и социально-политические условия общественной жизни после распада Советского Союза потребовали от руководителей государственных организаций и бизнес-структур пересмотреть свои взгляды на практику управления Прежняя система управления не могла достаточно эффективно решить проблемы, возникавшие вследствие перестройки страны Изменения в системах управления всегда совпадали по времени с появлением новых технико-экономических парадигмам. Именно такие изменения вызвали на рубеже веков необходимость формирования современной российской модели управления.
Понятие «менеджмент» трактуется в научной литературе по управлению достаточно широко: как процесс, как искусство управления, как наука управления, как аппарат управления, как функции управления, как люди, управляющие организацией. Между этими трактовками нет противоречий, они взаимодополняют друг друга.
Понятия «управление» и «менеджмент» традиционно воспринимаются как синонимы. В широком смысле такой подход не только возможен, но и необходим, поскольку обеспечивает простоту обозначения и единую основу восприятия социально-экономических процессов. Но профессиональное применение этих терминов обуславливает необходимость четкого обоснования и уточнения как их научных дефиниций, так и конкретного применении. Однородность первичного восприятия их понимания и содержания основывается на универсальном переводе англоязычного термина «to manage» как «управлять».
Сегодня в России термин «менеджмент» употребляется не только как обозначение вида профессиональной деятельности, но и непосредственно осуществляющего его субъекта. В обиходе его нередко определяют как руководство. Такая однозначность основывается на едином, официально и профессионально закрепляемом статусе группы первых лиц организации, называемых как ее руководством, так и менеджментом. Все вышесказанное и обуславливает актуальность данной темы.
На протяжении XX века менеджмент выступал в роли дисциплины, организующей экономическую деятельность. Непрерывный поиск более эффективных форм управления организациями формировал направление экономической эволюции. По мере накопления и практического закрепления знаний происходило формирование принципов эффективного руководства. Развитие науки управления в 20 веке характеризуется множеством школ и подходов, разрабатывающих те или иные аспекты менеджмента. Ориентация той или иной школы менеджмента зависела от факторов, доминирующих в науке и производстве на тот или иной момент. В условиях современного индустриального роста впервые эти принципы были сформулированы классиками теории управления: Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном.
Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить три основные группы работ для рассмотрения степени научной разработанности проблемы
Первая группа работ связана с пониманием социальной среды формирования моделей управления в процессе трансформации индустриального общества в постиндустриальное. Анализ проблемы постмодернизма основывался на работах зарубежных авторов Д.Белла, А.Турена, Д.Рисмана, П.Ф.Друкера, Р.Дарендорфа и др., российских авторов А.В.Бузгалина, Н.П.Ващекина, В.Л.Иноземцева, Б.Г.Капустина, М.А.Мунтян, А.Д.Урсул и др.
Вторая группа публикаций, затрагивающих организационно-управленческую сферу, представлена специалистами в области менеджмента, социологии управления: Д.МакГрегор, Р.Блейк, Д.Моутон, Ф.Герцберг, А.Файоль, Э.Мэйо, П.Ф.Друкер, и др. Новые модели управления за рубежом разрабатывали Б.Рудвик, Г.Саймон, Д.Клеланд, У.Кинг, Дж. Форрестер и др.
Третья группа авторов связана с анализом влияния социокультурных факторов на формирование современных моделей управления: В.Е.Давидович, Н.Н.Зарубина, Л.Захарова, Л.Г.Ионин, М.А.Картавый, В.И.Курбатов, Э.Маркарян, А.Н.Нехашкин, М.К.Петров, Н.Л.Полякова, B.А.Розанова, Т.Ю.Сидорина, Ю.А.Жданов и др.
Объектом исследования является менеджмент.
Предметом исследования выступают особенности российской модели менеджмента и перспективы ее развития.
Целью данной курсовой работы являются современные тенденции развития менеджмент.
Для достижения данной цели были поставлены и изучены следующие задачи:
изучить историю менеджмента;
раскрыть виды менеджмента и их характеристику;
рассмотреть современный менеджмент;
выявить факторы российского менеджмента;
определить специфику российской модели управления;
охарактеризовать модели российского менеджмента;
провести анализ особенностей национальных моделей менеджмента и проблемы формирования российской модели;
выявить проблемы российской модели менеджмента;
предложить пути совершенствования и развития российской модели менеджмента.
К методам исследования следует отнести: анализ документов; дедукцию и индукцию; исторический.
Работа состоит из введения, трех глав, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. История менеджмента
История менеджмента - это эволюция менеджмента как науки и инструмента управления организациями. История развития менеджмента в современном мире может показаться не очень актуальной темой, однако, отсутствие такой информации может привести к появлению серьезных пробелов при решении определенных ситуаций в бизнесе. Абсолютно любая наука основывается на историческом прошлом. История позволяет избежать повторения ошибок, которые встречаются на ранних этапах. История менеджмента позволяет: ответить на вопросы управления в бизнесе, использовать техники управления, развиваться небольшим инициативным группам [15, с. 43].
На текущий момент история менеджмента выделяет 9 этапов. На основании данных этапов можно сформировать представление о развитии менеджмента как науки.
Первый этап связан с ученым Ф. Тейлором, а конкретнее с его работой «Принципы научного управления». В данной книге он первым затронул темы управления и принципы построения данной системы.
Второй этап развития менеджмента появился совместно с классической школой управления, родоначальником которой стал ученый А. Файоль. Он первый, кто изменил теорию менеджмента.
Третий этап носит название «неоклассический». В данный период начинается развиваться школа «человеческих отношений». Э. Мейо предложил апробировать социологическую концепцию групповых решений, что привело к изучению человеческих отношений в развитии управленческих решений.
Четвертый этап получил свое развитие в период с 1940-1960 гг. Эволюция человеческой мысли побудила к развитию теории менеджмента. В данный период преобладают психологические и социологические науки, которые внесли свой вклад в развитие социального подхода в управлении.
Пятый этап начался в 1970-1980 гг., когда произошло становление количественных методов принятия управленческих решений. Данный процесс развивается и используется до сих пор в современном экономическом мире.
Шестой этап развития менеджмента формировался параллельно с пятым. На данном этапе ученые-управленцы вырабатывали новые подходы, в основе которых лежит открытая система, которая приспосабливается к внутренней среде.
Седьмой этап развития менеджмента, начавшийся в 80-х гг. XX века, ознаменовал появление новых подходов в управлении. Одним из самых известных подходов этого времени, была «организационная структура», которая использовалась в Японии.
Восьмой этап управления зародился в середине 1990-х. Данный этап сформировал три основы повышения эффективности: акцент на материально-технической базе производства, внимание к организационной культуре и любым формам демократизации управления, развитие конкурентной борьбы.
Девятый этап развития происходит в текущий момент. Движения современного менеджмента напрямую связаны с условиями рынка и ориентированы на выявлении потребностей современного рынка [8, с. 90].
Основа современного менеджмента лежит в удовлетворении конкретных потребителей и на организации производства видов продукции, которая пользуется спросом и способна приносить прибыль компании.
1.2. Виды менеджмента и их характеристики
Менеджмент является очень разнообразным. Поэтому нецелесообразно рассматривать его лишь с одной точки зрения – следует опираться на данные о видах менеджмента и, исходя из их характеристик формировать мнение о
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ансофф, И. Стратегический менеджмент: пер. с англ. / И. Ансофф. - Классическое издание. - СПб.: Питер, 2020. - 343 с.
2. Веcнин, В. P. Менеджмент. Учебник / В. P. Веcнин. - М.: Пpocпект, 2021. - 616 c.
3. Гoнчapoв, В.И. Менеджмент. Учебнoе пocoбие / В.И. Гoнчapoв. - М.: Coвpеменнaя шкoлa, 2020. - 640 c.
4. Дopoфеев, В. Д. Менеджмент: yчебнoе пocoбие / В. Д. Дopoфеев, A. Н. Шмелевa, Н. Ю. Шеcтoпaл. - М.: Инфpa-М, 2019. - 440 c.
5. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - 3-е изд. - М.: Дашков и К', 2019. - 477 с.
6. Кaбyшкин, Н. И. Ocнoвы менеджментa. Учебнoе пocoбие / Н. И. Кaбyшкин. - М.: Нoвoе знaние, 2019. - 336 c.
7. Кaзнaчевcкaя, Г.Б. Менеджмент: yчебник / Г.Б. Кaзнaчевcкaя. - Pocтoв н/Д.: Феникc, 2020. - 346 c.
8. Касаев, Б.С. Менеджмент организации / Б.С. Касаев, А.В. Тебекин – М.: Кнорус, 2021. – 424 с.
9. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник / Э. М. Коротков. - М.: ЮРАЙТ, 2019. - 640 с.
10. Кyзнецoв Ю. В. Менеджмент. Учебник / Ю. В. Кyзнецoв. - М.: Экoнoмикa, 2019. - 503 c.
11. Маленков, Ю. А. Современный менеджмент / Ю. А. Маленков. - М.: Экономика, 2019. - 439 с.
12. Михалева, Е.П. Менеджмент. Конспект лекций / Е.П. Михалева. - М.: Юрайт-Издат, 2019. — 192 с.
13. Одегов, Ю. В. Подготовка HR-менеджеров в России / Ю. В. Одегов. – 2020. - № 6. – С. 19-21.
14. Пеpевеpзев, М. П. Менеджмент: yчебник / М.П. Пеpевеpзев, Н. A. Шaйденкo, Л. Е. Бacoвcкий. - М.: Инфpa-М, 2019. - 330 c.
15. Петpoв, A. Н. Менеджмент. Учебник / A. Н. Петpoв, Е. В. Пеcoцкaя, O. В. Pycецкaя, Л. A. Тpoфимoвa. - М.: Юpaйт, 2020. - 641 c.
16. Михайлова, А. Швейцарские технологии управления персоналом / И. Подойницына, А. Михайлова // Кадровик. Кадровый менеджмент. -2019. - №7, №8.
17. Paзy, М.Л. Менеджмент / М.Л. Разу. – М.: Кнорус, 2021. – 480 с.
18. Paзy, М.Л. Менеджмент. Учебнoе пocoбие / М.Л. Paзy. - М.: КнoPyc, 2021. - 320 c.
19. Цветков, А. Н. Менеджмент: учебник / А. Н. Цветков. - СПб. [и др.]: Питер, 2019. - 251 с.