Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена кардинальным изменением роли информации в современном обществе (появление информационного общества), медиатизацией политики, интенсивным развитием практик информационной политики, процессами ее институционализации, а также междисциплинарным характером феномена. Концепция искусственного интеллекта, кроме военной и производственной составляющих, включает в себя и разработку технологий управления информацией, что также повышает уровень актуальности темы информационной политики.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области государственной политики и системы управления в сфере информационных технологий в РФ.
Предмет исследования нормы законодательства, регулирующие государственную политику и систему управления в сфере информационных технологий в РФ.
Цель работы – проанализировать специфику деятельности государственных органов в системе управления в сфере информационных технологий в РФ.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотреть определение, сущность и содержание государственной политики в информационной сфере;
- исследовать цель и задачи государственной информационной политики;
- проанализировать нормативные правовые основы реализации государственной политики РФ в сфере информационных технологий;
- рассмотреть функции, полномочия и направления деятельности Роскомнадзора;
- изучить основные результаты деятельности Роскомнадзора и подведомственных учреждений;
- рассмотреть вопросы совершенствования политико-правового регулирования информационной деятельности в государственном управлении;
- исследовать методы и способы модернизации механизмов осуществления политики государства в сфере информационных технологии.
Эмпирическая база исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, судебной практикой.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Работа структурирована введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком использованных источников.
1. Государственная политика Российской Федерации в сфере информационных технологий: теоретические и правовые аспекты
1.1. Определение, сущность и содержание государственной политики в информационной сфере
В широком значении информационная политика рассматривается в системе с другими областями жизнедеятельности общества, такими как образование, культура, наука и техника. К расширительному подходу, например, можно отнести определение Р. Пэджаро, В.С. Бетанкурта, в рамках которого информационная политика предстает как руководящие принципы планируемых действий по обеспечению доступа к универсальной информации для осуществления социальной, экономической и политической деятельности в ходе достижения цели национального развития. Или определение С. Браман, в котором автор отмечает, что сама власть реализуется сегодня через информационную политику как процесса сознательного, явного и последовательного контроля со стороны правительства над созданием, обработкой, распространением и использованием информации для осуществления своих властных функций. Иными словами, разработанность, системность и, в конечном итоге, эффективность информационной политики становятся индикаторами эффективности власти как таковой. Близкую точку зрения высказывают А.В. Скиперских и М.А. Губин, пишущие, что информационная политика, осуществляемая в интересах правящих факторов, превращается в некую форму принудительного ресурса, а эффективность притязаний того или иного претендента на властную позицию напрямую зависит от информационного сопровождения легитимационных процедур . Иными словами, легитимация правящих элит превращается в демонстрацию превос-ходства правящего класса в информационной сфере, в умение верно оперировать информационным капиталом, конвертируя его в экономическое и политическое влияние.
В своем узком значении информационная политика редуцируется к какому-либо одному своему аспекту.
Примером такого определения можно считать подход О.В. Осипова, понимающего под информационной политикой деятельность государственных органов власти, направленную на информатизацию и компьютеризацию всех сфер жизнедеятельности общества. Кроме технологического аспекта, в основу определения часто закладывают и правовой аспект. Например, в определении О.А. Судоргина, информационная политика включает в себя несколько взаимосвязанных процессов:
1) формирование информационного законодательства;
2) информатизация деятельности власти и общества (повсеместное создание института связей с общественностью, разработка, создание и внедрение в политический и управленческий процессы информационно-коммуникационных технологий) .
Еще одной распространенной точкой зрения является положение о том, что информационная политика охватывает, главным образом, медийные вопросы, а также вопросы взаимоотношения органов государственной власти с СМИ. По мнению Ю.А. Нисневич, терминологически более точно такой подход определить как «государственная политика в области массовой информации».
Определение А.А. Долгушевой близко к подходу Ю.А. Нисневича, который определяет информационную политику как совокупность управленческих решений и методов их реализации для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов (в широком смысле) технологического обеспечения такого взаимодействия. Отметим, что в подходе Ю.А. Нисневича и А.А. Долгушевой информационная политика и информационный менеджмент рассматриваются, по сути, как синонимичные понятия, что, на наш взгляд, требует дополнительной аргументации. По крайней мере, в вопросе существования и использования в научном дискурсе двух понятий, обозначающих в рамках такого подхода один и тот же феномен.
Таким образом, информационная политика оперирует потоками социальной информации, которая отражает социальное бытие, создает и воспроизводит смыслы, образы и ценности (социальная ткань), управляет массовым сознанием и направлена на снижение социальной энтропии. В ее основе всегда лежит определенный коммуникативный концепт.
Полагаем, что информационная политика направлена на конструирование и структурирование информационного пространства, производство смыслов, образов. Она призвана оказывать корректирующее влияние на массовое сознание. Как отмечает Н. Луман: «Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем через массмедиа. Это относится не только к знанию общества и истории, но и к знанию природы».
Государство выступает в качестве активного субъекта политики и осуществляет правоприменительную и правоохранительную практику в этой области, а также в установленных законом рамках участвует в политической борьбе на стороне субъекта, обладающего публичной властью.
Термин «государственная информационная политика» трактуется в законодательстве как особая область деятельности в ин-формационной сфере государственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства.
Например, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы, утвержденной Указом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // "Российская газета", N 165, 29.07.2006.
2. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2016, N 50, ст. 7074.
3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // "Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 2901.
4. Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 (ред. от 29.12.2021) "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" // "Российская газета", N 49, 24.03.2009.
5. Приказ Генпрокуратуры России от 14.09.2017 N 627 (ред. от 01.12.2021) "Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года" (вместе с "Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года") // "Законность", N 12, 2017 (Приказ).
6. Приказ ФАС России от 10.11.2015 N 1069/15 (ред. от 17.03.2020) "Об утверждении Положения об информационной политике Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2016 N 41430) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.03.2016.
7. Приказ Роскомнадзора от 06.04.2010 N 213 (ред. от 30.11.2021) "Об утверждении Регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2010 N 17156) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 22, 31.05.2010.
8. Абдрахманов Д.В. Правовая определенность как гарантия реализации конституционно-правовых основ информационного общества в Российской Федерации // Юрист. 2018. N 7. С. 59 - 70.
9. Агамагомедова С. А. Административные барьеры при прохождении таможенного контроля: понятие, виды и способы преодоления // Журнал российского права. 2017. № 6. С. 79–88.
10. Булгатова Ю. С., Дырхеев А. В. Информационные технологии как средство модернизации государственного управления в информационном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2018. Вып. 1. С. 65.
11. Гальцина Д.А. Информационная политика стран Таможенного Союза : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 10.01.10 / Д.А. Гальцина. — Санкт-Петербург, 2017. — 27 с.
12. Добролюбова Е. И. Совершенствование правового регулирования информационного обеспечения государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 2. С. 24–28.
13. Доржиева В. В. Инструменты региональной промышленной политики в контексте обеспечения технологической независимости / В. В. Доржиева, А. С. Мишенин // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3–4(35). С. 62–67.
14. Ковалев А.А. Теоретический анализ информационной политики // Молодой ученый. 2016. N 14. С. 496 – 501.
15. Овруцкий А.В. Информационная политика как коммуникативный концепт / А.В. Овруцкий . — DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(2).307-324 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 2. — С. 307–324.
16. Официальный сайт Роскомнадзора // URL: https://rkn.gov.ru/about/credentials/ (дата обращения: 09.02.2022 г.)
17. Отчет о выполнении Плана и показателей деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в 2020 году // URL: https://rkn.gov.ru/docs/doc_3158.pdf (дата обращения: 10.02.2022 г.)
18. Ситников А. О. Сущность и классификация административных барьеров в развитии малого и среднего бизнеса // Научный альманах. 2017. № 7-1. С. 52–57.
19. Соловьева Н.В. Информационно-правовые аспекты обеспечения национальной политики России // Информационное право. 2018. N 2. С. 24 - 27.
20. Узнародов Д.И. Национально-государственная идентичность в политическом процессе постсоветской России: Автореф. ... канд. полит. наук. ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", 2015. 32 с. // Портал электронных ресурсов Южный Федеральный Университет. URL: https://hub.lib.sfedu.ru/ (дата обращения: 10.02.2022)
21. Фатьянов А. А. Правовое обеспечение стимулирования развития промышленного потенциала в Российской Федерации // Правовое администрирование в экономике / под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Юстиция, 2018. С. 143–165.