Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В спорте продолжается постоянный рост спортивных результатов, который предъявляет высокие требования к физиологической подготовленности, как взрослых, так и молодых спортсменов. Достижение результата её достаточно высокого уровня, в данный момент, связано со значительной интенсификацией и повышением длительности учебно-тренировочного процесса, в особенности, процесса физической подготовки на углублённых стадиях спортивной специализации.
Появляется потребность в поиске наиболее оптимальных путей улучшения качественных сторон учебно-тренировочного процесса, учитывающих формирование таких средств и методов спортивной тренировки, которые содействуют увеличению его эффективности.
Проблемой является создание и опытное подтверждение эффективных средств и методов развития скоростно-силовых способностей у волейболистов, особенно, в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте прослеживаются этапы максимального биологического прироста данного физического качества. Удачное выполнение игровых задач в значительной степени зависит от возможностей волейболиста на протяжении всей игры быстро и высоко прыгать, осуществлять рывки, регулярно выполнять активные технико-тактические действия, то есть, его скоростно-силовых возможностей.
Как собственно, скоростные, так и скоростно-силовые способности могут выражаться и благополучно совершенствоваться в условиях определенной двигательной деятельности. Основным показателем определенных упражнений считается нацеленность на достижение значительных скоростей перемещения тела или его частей в пространстве. Поэтому скоростно-силовые способности должны развиваться в единстве с формированием и совершенствованием двигательных умений.
Недостаток специализированных опытных исследований о возможности использования специализированного учебно-тренировочного модуля стимулируемого формирование скоростно-силовых возможностей послужило предпосылкой для проведения нашего исследования.
Гипотеза: мы полагаем, что увеличение количества и объема упражнений скоростно-силового характера и различие в методиках их применения, способствует развитию скоростно-силовых качеств волейболистов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс волейболистов.
Предмет исследования: методика формирования скоростно-силовых качеств волейболистов.
Цель исследования: совершенствование методики развития скоростно-силовых качеств волейболистов.
В соответствии с поставленной целью, в работе решались следующие задачи:
1. Выявить особенности развития скоростно-силовых способностей в волейболе.
2. Проанализировать общепринятые методы развития скоростно-силовых способностей волейболистов
3. Разработать экспериментальную методику развития скоростно-силовых способностей волейболистов.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы известных экспертов.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ______________________________факультета, состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложения. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования
ГЛАВА 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
2. Характеристика скоростно-силовых способностей в волейболе
Всевозможные движения человека - это решение организованной активности центральной нервной системы и периферического аппарата, а именно, нервно-мышечной системы. Физические упражнения невозможно выполнить без проявления мышечной силы. В специализированной литературе есть некоторое количество определений мышечной силы как двигательного качества.
В.М. Зациорский, под понятием «Сила», понимает способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или препятствовать им за счет мускульных усилий. Скоростно-силовые способности имеют особенное отличие возможностью проявления спортсменом околопредельных или максимальных усилий за короткий временной период, при сохранении оптимальной амплитуды перемещений [12].
Автор В.В. Кузнецов акцентирует заинтересованность на следующие методы силовой подготовки:
- общая силовая подготовка;
- повторный;
- круговой;
- интервальный;
- «до отказа»;
- методы кратковременных усилий.
Существенная роль отводится разносторонней целенаправленной силовой подготовке и специальной силовой подготовке синтетического и аналитического воздействия [17].
У профессора Ю.В. Верхошанского методы развития специальной силы систематизированы по 4 пунктам: развитие абсолютной, быстрой, взрывной и реактивной способности, силовой выносливости [5].
В.М. Зациорский акцентирует внимание на следующие методы создания максимальных силовых напряжений:
- максимальные усилия;
- повторные усилия;
- динамические усилия.
По мнению автора, результат достигается величиной отягощения. Как подмечают В.В. Кузнецов и Ю.В. Верхошанский при формировании силовых качеств немаловажно ориентироваться в последующие утверждения:
1) повышение силовых качеств выполняется как за счет переноса силового тренировочного эффекта с общеподготовительного на специально - подготовительные и соревновательные упражнения, так и за счет кумуляции средств силовых влияний с разным тренировочным эффектом;
2) плодотворность некоторых силовых упражнений обуславливается по состоянию прироста силы определенных мышечных групп;
3) учебные силовые влияния должны быть подходящими, так как большие и продолжительные силовые перегрузки значительно уменьшают скорость движений и умение к проявлению взрывных усилий [5,17].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безруких М. М. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов вузов / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер – Москва: Издательство Академия, 2009. ¬— 416 с. - ISBN 5-7695-0581-8.- Текст : непосредственный.
2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляева, Л. В. Булыкина. – Москва: Издательство ФиС, 2007. — 112 с. - ISBN: 978-5-278-00848-4.- Текст : непосредственный.
3. Беляев А. В. Волейбол: учебник для студентов вузов физической культуры / А. В. Беляев, М. В. Савин. – Москва: Издательство Спорт Академ Пресс, 2002. — 368 с. - ISBN: 5-278-00741-9. - Текст : непосредственный.
4. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, специализ-х ДЮСШ олимпийского резерва, / Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин, Ю. П. Сыромятников. – Москва: Издательство Советский Спорт, 2007. 112 с.- ISBN 5-9718-0022-1. Текст : непосредственный.
5. Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: учебное пособие для студентов вузов/ Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. – Москва: Издательство ВЛАДОС, 2000. — 144 с. - ISBN 5-691-00459-1. Текст : непосредственный.
6. Жиглова Т. Ю. Физическая культура: учебно-методическое пособие / Т. Ю. Жиглова. – Москва: Издательство Спорт, 2001. — 109 с. - ISBN 978-5-374-00521-9. Текст : непосредственный.
7. Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. – Москва: Издательство Лептос, 2014. — 368 с. - ISBN 5-8450-0024-6. - Текст : непосредственный.
8. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – Москва: Советский спорт, 2009. — 199. с. - ISBN 978-5-9718-0340-9. - Текст : непосредственный.
9. Ивойлов, А. В. Волейбол: Вышэйшкола, физ. воспитания, / А. В. Ивойлов. – Минск: Издательство «Вышэйшая школа, 2016. — 192 с. - Текст : непосредственный.
10. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания: воспитания детей / А. В. Кенеман. − Москва: Издательство Сфера, 2002. — 271 с. - ISBN 978-5-534-11219-1. - Текст : непосредственный.
11. Клещев, Ю. Н. Волейбол / Ю. Н. Клещев. – Москва: Физкультура и Спорт, 2005. — 400 с. – ISBN 5-278-00740-0. - Текст : непосредственный.
12. Кофман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва: Физкультура и спорт, 1998. — 495 с. – ISBN 5-278-00634. - Текст : непосредственный.
13. Кузнецова, З. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников: развитие быстроты, выносливости, силы и равновесия / З. И. Кузнецова / Физическая культура в школе. – Москва: Издательство Просвещение. 2016. – 204 с.- ISBN 5-278-00893. - Текст : непосредственный.
14. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева. – Москва: Издательство ИНФРА 2004. – 171 с. – ISBN 5-85193-108-6. - Текст : непосредственный.
15. Лури Ю. Ф. Физическое воспитание детей школьного возраста / Ю. Ф. Лури. – Москва: Издательство Феникс, 2003. – 224 с. – ISBN 5-09-003271. – Тест : непосредственный.
16. Лях В. И. Физическая культура: методические рекомендаций / В. И. Лях. – Москва: Издательство Просвещение, 2017. – ISBN 5-345-00144-2 - Тест : непосредственный.
17. Матвеев А. П. Методика физического воспитания с основами теории / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников, – Москва: Издательство Феникс, 2013. - ISBN 978-5-3341-0451-9. - Текст : непосредственный.
18. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – Москва: Издательство ВЛАДОС Физкультура и спорт, 2003. – 364 с. - ISBN 5-32891-0781-2. - Текст : непосредственный.
19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Издательство Академия, 2002. – 456 с. – ISBN 978-5-7695 - Текст : непосредственный.
20. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. / Н. Г. Озолин. – Москва: Издательство Сфера 2002. 864 с. - ISBN 5-85009-462-8. Текст : непосредственный.
21. Решетников Н. В. Физическая культура : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. –Москва: Издательство Академия, 2005. – 152 с. – ISBN 5-7695-1249-0. - Текст : непосредственный.
22. Романова Р. Э. Физическая культура / Р. Э. Романова. – Москва: Издательство Юнити, 2003. – 122 с. ISBN 5-8297-0010-7. – Текст : непосредственный.
23. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студентов вузов / В. М. Смирнов – Москва: Издательство Владос, 2002. – 608 с. – ISBN отсутствует. - Текст : непосредственный.
24. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура».: учеб. пособие / Ю. Д. Железняк. – Москва: Издательство. центр Академия, 2004. – 272 с. - ISBN 5-7695-1525-2. – Текст непосредственный.
25. Теория и методика физической культуры и спорта / Под редакцией Ю. Ф. Курамшина. – Москва: Издательство Советский спорт, 2004. 464 с. - ISBN 978-5-9718-0431-4. - Текст непосредственный.
26. Фурманов А. Г. Подготовка волейболистов / А. Г. Фурманов. – Минск: Издательство МЕТ, 2007. – 329 с. - ISBN 985-436-531-X. - Текст непосредственный.
27. Фурманов А. Г. Волейбол [Текст] / А. Г. Фурманов. – Минск: Издательство Соврем. шк., 2016. – 240 с. – ISBN 987-3421-489. – Текст непосредственный.
28. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – Москва: Издательство Академия. 2016. – 480 с. – ISBN 5-7695-0853-1. - Текст непосредственный.
29. Хрипкова А.Г., Антропова, М.В., Фарбер, Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие / А. Г. Хрипков, М. В. Антропова, Д. А. Фребер. – Москва: Издательство Просвящение,1990. – 319 с. - ISBN 5-09-002687-4. - Текст непосредственный.