Фрагмент для ознакомления
2
• Доходы от перевода страховых взносов работодателями – 4,13 триллиона рублей (54,2% в общем объеме всех доходов);
• Передача ПФР денежных средств из федерального бюджета государства:
o на повышение размера страховых пенсий (за счет их валоризации и индексации) и финансирование льготных пенсий (в частности речь идет о досрочном пенсионном обеспечении) – 2,06 триллиона рублей (27,1%);
o для покрытия расходов на оказание социальной помощи гражданам: пособия по инвалидности, доплаты к пенсиям, материнский капитал и т.п. – 1,27 триллиона рублей (16,7%);
• Доходы, связанные с самостоятельным созданием пенсионных накоплений гражданами (через использование управляющих компаний, Центробанка, НПФ и добровольных взносов) – 131,2 миллиарда рублей (1,7%).
Рисунок 4 – Структура источников формирования доходов ПФ РФ
Источник: данные ПФ РФ. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 13.02.2018 г.)
Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 гг. отражены в таблице ниже:
Таблица 2 - Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 гг.
Год Бюджет (трлн. рублей)
2010 1,9
2011 2,8
2012 3,0
2013 3,46
2014 3,69
2015 3,86
2016 4,13
2017 4,42
Источник: данные ПФ РФ. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 13.02.2018 г.)
Можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.
Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2017 гг. представлены в таблице ниже:
Таблица 3 - Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2017 гг.
Год Бюджет (трлн. рублей)
2010 2,64
2011 2,4
2012 2,8
2013 2,84
2014 2,41
2015 3,1
2016 3,33
2017 3,34
Источник: данные ПФ РФ. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 13.02.2018 г.)
Линейного роста доходов, как в таблице выше, здесь нет, поскольку размер бюджетных дотаций в каждом из периодов целиком зависел от общего состояния экономики в государстве. Если удавалось найти средства для повышения пенсий, то проводилась их валоризация (переоценка) и индексация, и размер отчислений в бюджет ПФР соответственно увеличивался. В противном же случае сумма вливаний оставалась на прежнем уровне (как в 2013 и в 2017 г.) либо вовсе уменьшалась (2011, 2014 г.).
Объемы самостоятельных накоплений граждан в период с 2010 по 2016 гг. представлены в таблице:
Таблица 4 - Объемы самостоятельных накоплений граждан в период с 2010 по 2016 гг.
Год Бюджет (трлн. рублей)
2010 60*
2011 50*
2012 90*
2013 90*
2014 60*
2015 167,3
2016 131,2
Источник: данные ПФ РФ. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 13.02.2018 г.)
Данные за 2010-2014 года помечены звездочкой, так как являются результатом приблизительного расчета (в официальных годовых отчетах за эти периоды указаны только прямые добровольные взносы граждан, без учета средств переведенных управляющими компаниями, Центробанком, НПФ и т.д.). В целом такая нестабильная динамика и малый объем (всего 1,7%) рассматриваемой статьи доходов объясняется весьма просто – какого-то серьезного доверия к сторонним организациям, занимающимся формированием накопительной пенсии, у граждан России нет, поэтому нести туда свои сбережения никто не торопится. Серьезный рост отчислений в 2015 году связан в большей степени с пенсионной реформой, и, как можно заметить, уже к 2016 году интерес граждан к таким компаниям снова упал.
Таким образом, стоит отметить общую динамику увеличения доходов бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2010-2017 гг. до 8,36 трлн. рублей в 2017 году. На 54% и 43% они состоят из страховых взносов и бюджетных средств. На долю самостоятельных накоплений граждан страны приходится всего 1,7%.
2.2 Анализ соотношения доходов и расходов и путей минимизации дефицита бюджета фонда
Проанализируем теперь основные направления расходов бюджета Пенсионного Фонда России за 2010-2017 гг., чтобы оценить степень дефицита бюджета и рассмотреть пути дополнительного аккумулирования источников поступления средств.
Общее число суммарных расходов ПФР в 2016 увеличилось почти на 160 миллиардов рублей (2,1%) и составило цифру в 7,83 трлн. рублей. На 2017 год утвержден бюджет расходов, равный 8,1 трлн. рублей. График расходов с 2010 года выглядит следующим образом:
Таблица 5 – График расходов фонда
Год Расходы (трлн. рублей)
2010 4,25
2011 4,92
2012 5,45
2013 6,38
2014 6,19
2015 7,67
2016 7,83
2017 8,1
Источник: данные ПФ РФ. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 13.02.2018 г.)
Таким образом, ожидаемое ежегодное увеличение затрат связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат. Снижение расходов в 2014 году объясняется все той же пенсионной реформой, на финансирование которой средства расходовались еще в декабре 2013 и поэтому вошли в отчетный период прошлого года.
Основными статьями расходов пенсионного фонда в 2016 году стали:
• Выплата страховых пенсий – 6,01 триллиона рублей (76,9%);
• Социальные выплаты (речь идет о надбавках и доплатах льготникам, пособиях по уходу за инвалидами и нетрудоспособными гражданами, компенсациях жителям Крайнего Севера, финансировании различных региональных программ и т.п.) – 572 миллиарда рублей (7,3%);
• Выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.) – 406 миллиардов рублей (5,8 %);
• Выплата государственных пенсий (выплаты некоторым категориям граждан за выслугу лет – чиновникам, военным, космонавтам, летчикам-