Фрагмент для ознакомления
2
Проблема агрессивности человека в настоящее время является одной из важнейших и актуальных проблем в психологии. Современный образ жизни и различные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессия подростков становится не исключением из правил, а нормой.
Агрессивным поведением психологи называют такое поведение, при котором другим людям наносится психологический или моральный вред.
Подростковый возраст считается самым сложным в процессе воспитания. В этом возрасте начинается половое созревание, что может привести к обострению различных негативных реакций, усложняющих процесс формирования личности и провоцирующих развитие различного рода психических заболеваний.
Как показывают многочисленные исследования, семейное воспитание играет важную роль в формировании агрессивности.
Федеральный Закон № 273 (с поправками от 30.12.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за их воспитание и получение ими общего образования ст. 52 п. 5.
В психологическом смысле семью можно определить, как систему межличностных взаимодействий, которая, с одной стороны, защищает подростка от негативного влияния общества, а с другой стороны, адаптирует его к жизни в этом обществе, даёт возможность для нормального функционирования в нем.
Дети получают знания об агрессивном поведении из трех основных источников, включая семью. Семья может одновременно проявлять паттерны агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии дома или нет.
Вопросы, связанные с влиянием семейного воспитания на формирование подростковой агрессивности, рассматриваются во многих психологических исследованиях, но эта проблема мало изучена в теории. Многие зарубежные и отечественные исследователи изучали эту проблему, но не пришли к единому выводу, поскольку она сложна и многогранна.
В течение многих лет педагогическая практика не учитывала особенности родительского воспитания и их влияние на агрессивность детей, поэтому эта тема актуальна для изучения на данный момент.
Объектом исследования является агрессивность подростка 12-14 лет.
Предмет исследования: отношения между родителями и подростками 12-14 лет.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследование влияния семейного воспитания на формирование агрессивности у подростков в возрасте от 12 до 14 лет.
В рамках этой цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Описать основные подходы к изучению агрессии и агрессивности детей в трудах отечественных и зарубежных психологов.
3. Рассмотреть психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности семейного воспитания.
5. Подобрать методы и методики изучения агрессивности подростков и отношений между родителями и детьми.
6. Согласно результатам исследования, провести корреляционный анализ влияния семейного воспитания на формирование агрессивности у подростков в возрасте от 12 до 14 лет.
Гипотеза исследования: семейные стили воспитания влияют на формирование агрессивности у подростков в возрасте от 12 до 14 лет.
Методологической основой исследования являются основные положения возрастной и педагогической психологии, которые представлены в работах отечественных и зарубежных психологов: Л. Берковица, Л.М. Фридмана, Р. Бэрона, Бандуры А., К. Лоренца, И.А. Фурманова, В.С. Мухина и других.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы,
- тестирование,
- методы математической обработки результатов.
Для выявления родительского отношения использовался тест-опросник родительского отношения (Варга-Столина).
Для диагностики состояния агрессии – анкета «Баса-Дарки».
Для диагностики отношений между родителями и детьми – тест-опросник ВРР.
Теоретическая новизна исследования. Выявлены особенности и причины зависимости агрессивности подростков в возрасте от 12 до 14 лет от стилей семейного воспитания.
Практическая значимость. Результаты исследования особенностей агрессивности у подростков при разных стилях семейного воспитания могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов с подростками, склонными к агрессивности.
База исследования: подростки 7-го класса (12 – 13 лет) МБОУ Хабарская СОШ № 2 г. и их родители. Выборка включала 52 человека, в том числе 22 ученика (8 мальчиков и 14 девочек) и 30 родителей (18 матерей и 12 отцов).
Структура работы состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка используемой литературы – 23 источника.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Основные подходы к изучению детской агрессии и агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов
Понятие «агрессия» произошло от латинского «aggredi», что означает «нападение». Хотя оно издавна существует в европейских языках, но его значение не всегда формулируется одинаковым образом.
Для того чтобы проанализировать проблему влияния семейного воспитания на формирование агрессивности подростков, рассмотрим общее понятие агрессии, ее структуру и природу.
Существует множество теоретических подходов к возникновению агрессии, ее природы и факторам, влияющим на их проявление.
Рассмотрим общие теоретические положения.
Зигмунд Фрейд является основателем теории влечения (психоаналитический подход). Он считает, что агрессивное поведение является по своей природе инстинктивным и неизбежным. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный и инстинкт влечения к смерти. Энергия первого типа направлена на укрепление и сохранение жизни, тогда как энергия второго типа – на разрушение и прекращение жизни.
Согласно словам Фрейда, поведение человека является результатом сложного взаимодействия между инстинктами и постоянного напряжения между ними. Внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может снизить вероятность проявления опасных действий [20, с. 123].
Основателем теории социального научения является Бандура. Бандура утверждает, что агрессия – это усвоенное поведение в процессе социализации посредством наблюдения за соответствующим образом действий и социального подкрепления. То есть происходит изучение человеческого поведения, ориентированное на образец.
Эта теория представлена в виде таблицы 1., что объясняет приобретение, провокацию и регулирование агрессивного поведения.
Таблица 1. Теория социального научения Бандуры
Агрессия, которая приобретается через: - биологические факторы (гормоны, нервная система);
- научение (опыт, наблюдение).
Агрессия, вызванная: - воздействием шаблонов (возбуждение, внимание);
- неприемлемым обращением (нападки, фрустрация);
- побудительными мотивами (деньги, восхищение);
- инструкциями (приказы);
- эксцентричными убеждениями (параноидальными убеждениями).
Агрессия регулируется: - внешним поощрением и наказанием (материальное вознаграждение, неприятные последствия);
- викарным подкреплением (наблюдение за поощрением или наказанием других);
- механизмами саморегуляции (гордость, вина).
Анализ агрессивного поведения с точки зрения Бандуры требует учета
трех моментов:
- метод усвоения таких действий;
- факторы, вызывающие их поведение;
- условия, на которых они установлены.
Это доказательство того, что поведение родителей выступает как образец насилия, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.
Эта теория также утверждает, что усвоение человеком различных агрессивных реакций приводит к прямому поощрению такого поведения. Получение подтверждения на агрессивные действия увеличит риск того, что такие действия будут повторяться в будущем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, достижение успеха при использовании агрессивных действий. Это также включает в себя опыт и наблюдение за поощрением агрессии со стороны другого. Социальное
Фрагмент для ознакомления
3
. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. М.: Юрайт, 2010. – 811 с.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер / пер. с англ. – СПб.: Академический проект, 2011. – 240 с.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л.Берковиц. СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 510 с.
4. Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2014.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Юрайт, 2018. – 199 с.
6. Зимелева, З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук / З.А. Зимелева. М., 2012. – 149 c.
7. Зинченко, В. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: АСТ, 2010. – 816 c.
8. Зотова, Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук / Л.Э. Зотова. М., 2012. – 188 c.
9. Кузьмишина, Т. Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16 – 25.
10. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: ИОИ, 2016. – 336 с.
11. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц. М.: Просвещение, 2014.
12. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. – М.: Когито-центр, 2011. – 181 с.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина – М.: Академия, 2013. – 456 с.
14. Николаева, Е.И. Психология семьи. СПб: Питер, 2013.
15. Николаева, Е.И., Меренкова В.С. Мать и здоровый ребенок. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014. – 148 с.
16. Петренко, Р. А. Многоаспектность понятий «агрессия» и «агрессивность»/ Р. А. Петренко // Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – № 5. – С. 94 – 100.
17. Райс, Р., Долджин К. Психология юношеского и подросткового возраста. СПб: Питер, 2012.
18. Раттер, М. Помощь трудным детям. – М.: ИОИ, 2017. – 432 с.
19. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. СПб., 2011. – 347 с.
20. Реан, А.А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
21. Фридман, Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя // Практическая психология в образовании. М.: Изд-во «Совершенство», 2008. – 254 с.
22. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. М.: Республика, 2014. – 447 с.
23. Фурманов, И.А. Детская агрессивность. Мн.: Пресс, 2011. – 274 с.