Фрагмент для ознакомления
2
Хозяйственное состояние предприятия оценивается через совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование производственных и финансовых ресурсов. В процессе анализа определяются различные показатели, характеризующие способность предприятия «оставаться на плаву» и осуществлять свою деятельность.
В реальных условиях в настоящее время на предприятии хозяйственные процессы намного сложнее. При проведении анализа результативности работы и финансового положения необходимо учитывать гораздо больше факторов. Но инструментарий, используемый при анализе, универсален и может использоваться на предприятиях любого масштаба в любой отрасли. В то же время каждое предприятие имеет свои особенности, и в этой связи будет уделяться более пристальное внимание тем или иным наиболее важным показателям. К тому же и аналитики, и менеджеры имеют свои предпочтения среди различных методик. Сложность методов анализа зависит и от уровня подготовленности пользователей отчетов. Поэтому, несмотря на универсальность инструментария, единой для всех методики анализа хозяйственной деятельности нет. Однако, существуют единые формы отчетности и общепринятые показатели. В распоряжении аналитика достаточно средств и, как правило, подготовленных шаблонов для финансового анализа. Вопрос лишь в том, сколько имеется времени и есть ли дополнительная информация помимо финансовой отчетности.
Для специалиста, анализирующего хозяйственную деятельность и результаты работы собственного предприятия, задача облегчается тем, что всегда имеется возможность получить дополнительную информацию. Это касается не только расшифровок статей отчетности, получения для анализа данных в самых различных разрезах, но и возможности получения пояснений по отдельным вопросам от ключевых специалистов.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современных экономических условиях анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия имеет важное практическое значение. Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Цель курсовой работы заключается в оценке хозяйственной деятельности выбранного в качестве объекта курсовой работы предприятия.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий отрасли;
- провести оценку результатов хозяйственной деятельности предприятий энергетической отрасли;
- предложить пути улучшения хозяйственной деятельности предприятий отрасли.
Объектами исследования являются предприятия энергетической отрасли России: ПАО «Газпром», ПАО «Русснефть» и ПАО «Славнефть».
Предмет исследования – анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Теоретической и методологической базой исследования выступили труды ученых, научные статьи по исследуемой теме, а также нормативные и методологические материалы.
Цель и задачи настоящей работы определили логику изложения и структуру курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
1.1. Сущность, цели и задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия
Любая организация, осуществляющая коммерческую деятельность, стремится в конечном счете к получению прибыли. Важный момент изыскания возможностей наращения прибыли - установление имеющихся резервов ее роста и способов их реализации.
Особая роль в этом принадлежит анализу хозяйственной деятельности, поскольку благодаря использованию различных методов и методик удается количественно оценить нереализованные резервы повышения эффективности бизнеса, а также спланировать сценарий коммерческой ситуации на перспективу.
Таким образом, объектом анализа хозяйственной деятельности являются предприятия и организации разной формы собственности, а также отдельные подразделения предприятия, отдельные стороны и сегменты деятельности, центры затрат и центры ответственности.
Предмет анализа хозяйственной деятельности - деятельность хозяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на получение прибыли или обеспечение сбалансированности расходов и доходов, изучаемая комплексно с целью объективной оценки ее эффективности и выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости функционирования анализируемого хозяйствующего субъекта.
Цель анализа хозяйственной деятельности - получение ключевых характеристик финансово-хозяйственного состояния предприятия для принятия оптимальных управленческих решений различными пользователями информации [6, c. 46].
Пользователей аналитической информации условно можно разделить на две группы: внутренних и внешних.
Внутренние пользователи - руководители предприятия, работники его финансовых и экономических служб, менеджеры, т.е. субъекты, напрямую заинтересованные в результатах бизнеса. Пользуясь аналитическими данными, они принимают оперативные и стратегические управленческие решения, осуществляют управленческие функции.
Внешние пользователи - субъекты, не работающие на данном предприятии, часть которых имеют прямые финансовые интересы (миноритарные и привилегированные акционеры, инвесторы, кредиторы, продавцы, покупатели и др.), а часть - косвенные финансовые интересы (налоговые органы, государственные и местные органы управления и контроля, общественные организации и др.).
Внешние пользователи могут делать выводы о деятельности предприятия только на основе стандартизованной публичной отчетности, регулируемой законодательством, показатели которой можно представить в виде трех блоков: финансовые результаты; финансовое состояние, платежеспособность; деловая активность и эффективность.
Пользователи аналитической информации являются тремя важнейшими участниками коммерческой деятельности предприятия:
- государство, разрешающее предприятию осуществлять деятельность и изымающее за это часть его дохода в виде налогов, обязательных платежей и т.п.;
- собственники и инвесторы, поставляющие предприятию капитал и получающие за это часть его дохода в виде дивидендов, процентов и др.;
- менеджеры, управляющие предприятием и получающие часть его дохода в виде заработной платы, бонусных выплат, социальных благ и проч.
Несмотря на то, что каждый из перечисленных субъектов преследует свои финансовые интересы, их объединяет один общий интерес - эффективность деятельности предприятия в целом, которую можно оценить с помощью экономического анализа.
Анализ хозяйственной деятельности является одной из функций системы управления предприятием.
Рис. 1 - Анализ хозяйственной деятельности в системе управления предприятием [12, c/ 186]
Как видно из рис. 1, управление предприятием осуществляется посредством воздействия управляющей системы (руководители, менеджеры разных уровней) на управляемую (различные ресурсы, которыми располагает предприятие: трудовые ресурсы, основные средства, материально-сырьевые, научно-технические, информационные ресурсы). Результаты управляющего воздействия по завершении финансового года представляются в виде показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Непосредственно взаимосвязи анализа хозяйственной деятельности с другими блоками системы управления показаны на рис.2.
Планирование определяет направление и содержание деятельности предприятия; учет обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления; в процессе анализа производится обработка экономических данных, что позволяет принимать необходимые решения.
Основными задачами анализа хозяйственной деятельности являются:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2018 № 402–ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Текст : электронный // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – Москва, 2022.
2. Российская Федерация. Приказ. План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н./ Российская Федерация. Законы. – Текст : электронный // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – Москва, 2022.
3. Российская Федерация. Приказ. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности: Приказ Минфина РФ от 30.12.1996 № 112./ Российская Федерация. Законы. – Текст : электронный // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – Москва, 2022.
4. Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности / В.И. Бариленко. – М.:Омега-Л, 2021 – 416 с. – Текст : непосредственный.
5. Бальжинов А.В. Анализ деятельности предприятия: учебник / А.В. Бальжинов, Е.В. Михеева. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2020 – 119 с. – Текст : непосредственный.
6. Барнгольц С.Б. Методология хозяйствующего субъекта: учебник / С.Б. Барнгольц, М.В. Мельник. – М.: Финансы и статистика, 2018 – 256 с. – Текст : непосредственный.
7. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Научн.ред. И.И. Елисеева. Гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статисти¬ка, 2018. – 624с. – Текст : непосредственный.
8. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ, Л.П. Белых. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020. – 455 с. – Текст : непосредственный.
9. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2–х т. Т. 2 / Пер. с англ, В.В. Ковалев. – СПб.: Экономиче¬ская школа, 2020. – 669 с. – Текст : непосредственный.
10. Гиляровская Л. Т. Анализ и оценка хозяйственной деятельности коммерческих организаций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2019. – 312 c. – Текст : непосредственный.
11. Глазунов В.Н. Анализ финансового состояния фирмы. / В.Н. Глазунов. – М.: Издательство ПРИОР, 2019. – 248 с. – Текст : непосредственный.
12. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2017. – 506 c. – Текст : непосредственный.
13. Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2019. -1104 с. – Текст : непосредственный.
14. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Л.И. Кравченко. – 6–е изд. – М.: Новое знание, 2020. – 526 с. – Текст : непосредственный.
15. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации: Учеб. пособие. – М: ЭКСМО, 2019. – 289 c. – Текст : непосредственный.
16. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной предприятия: учебник / В.А. Одинцов. – М.: Академия, 2021 – 256 с. – Текст : непосредственный.
17. Панков Д.А. Анализ хозяйственной деятельности организаций: учебное пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская. – М: Юрайт, 2020 – 631 – Текст : непосредственный.
18. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник / С.М. Пястолов. – М: Академия, 2018 – 576 с. – Текст : непосредственный.
19. Романова Л.Е. Экономический анализ: учебное пособие / Л.Е. Романова, Л.В. Давыдова, Д.В. Коршунова. – СПб.: Питер, 2019 – 336 с. – Текст : непосредственный.
20. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Г.В. Савицкая. – 7–е изд., испр. – Минск.: Новое знание, 2020. – 704 с. – Текст : непосредственный.
21. Селезнева Н. Н. Финансовый анализ: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2019. – 237 с. – Текст : непосредственный.
22. Чернова В.Э. Анализ хозяйственной деятельности фирмы/ В.Э. Чернова, Т.В. Шмулевич. – СПб.: СПбГТУРП, 2019. – 95 с. – Текст : непосредственный.