Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Мысли, впечатления, эмоции человека могут быть переданы посредством физиологического механизма движений языка и ар-тикуляторного аппарата говорящего человека. Слушающий человек в ре-зультате физиологического воздействия голоса говорящего может понять смысл говоримого, то есть перейти к соответствующему психологическому содержанию.
Особенность речи как объекта нашего исследования состоит в том, что производимый речевой продукт исключительно подробно изучен и описан в рамках многих наук (А.Р. Лурия, Е.Н. Винарская, В.М. Коган, Е.П. Кок, Э.С. Бейн, Э.Г. Симерницкая, Н.Н. Трауготт, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова и др.). Речь является важным психологическим процессом, фор-мируемым в первые годы жизни. Процесс развития речи, весьма персона-лизированный и находится в зависимости от многочисленных условий: со-циальная среда, пол ребенка (считается, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологическая связь с матерью, физическое формирование, деятельность головного мозга и т.п. Нужно наблюдать за процессом формирования речи, побуждать детей на произношение звуков и слогов, непосредственно в ходе общения со старшими создается необхо-димость в речевом развитии.
Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может ясно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о сов-местной деятельности. Правильная, развитая речь является одним из ос-новных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недоразвитие речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверен-ность ребенка в своих силах, что несет за собой далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше, ребенок не уверен в себе, закомплексован, не хочет зани-маться и т.д
Возможности детей с нарушениями речи в овладении образованием определяются видом и глубиной речевого расстройства, характером и сте-пенью выраженности его влияния на другие высшие психические функции, эмоционально-волевую, личностную сферу, степенью зрелости речевой функциональной системы и высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора, повреждающего механизм речеобра-зования.
Логопеды, дефектологи, специалисты по психологии и неврологи, такие как О.С.Ушакова, А.Н.Корнев, В.М. Акименко, А.Г.Арушанова и др., высказывают обеспокоенность ростом числа детей с недоразвитием речи, опираясь на то, что от нее зависит общее психологическое формиро-вание ребенка и развития области межличностного взаимодействия. Также в зависимости от уровня развития речи зависит и познавательная сфера ребенка: память, мышление, воображение, внимание.
Глава 1. Речевая функциональная система
1.1 Артикуляционный аппарат: строение, функции и дефекты
Речевой аппарат состоит из двух частей: центрального (или регули-рующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат состоит из коры головного мозга (преиму-щественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к ды-хательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речевая артикуляция осуществляется в результате деятельности сложной сенсо-моторной систе-мы, конечным итогом которой является приведение в готовность ораль-ной, фонаторной и дыхательной мускулатуры к выполнению артикуля-торной задачи сообразно интегрированной в мозгу программе. Наличие дефектов в речевом аппарате серьезно влияют на жизнь ребенка, его успе-хи в освоении школьной программы и социальной адаптации.
Чтобы человек произносил звуки без дефектов, важна согласован-ная работа всех органов, участвующих в звукообразовании. Если мышцы артикуляционного аппарата будут слабо развиты, то результатом этого будет неправильное звукопроизношение. Поэтому очень важно знать строение артикуляционного аппарата и принцип работы его органов.
Рисунок 1. Артикуляционный аппарат
Что такое артикуляционный аппарат
Артикуляционный аппарат – это система органов (гортань, голосо-вые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости), которые участвуют в произ-водстве звуков речи и голоса. Соответственно, согласованная работа всех органов, входящих в состав артикуляционного аппарата, порождающая речь, называется артикуляцией – акта, состоящего из 3 последовательных фаз:
1. Экскурсия (приступ) – органы речи занимают правильную по-зицию для произнесения какого-нибудь звука.
2. Выдержка – фиксация правильной позиции.
3. Рекурсия (отступ) – возврат органов в исходное состояние, ли-бо принятие другой позиции для произнесения следующего звука.
Звуки по способу и месту образования представлены в таблице:
Рисунок 2. Звуки по способу и месту образования
К артикуляционным органам относятся: ротовая полость (язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, щеки), глот-ка и гортань.
Органы речи делятся на подвижные и неподвижные, активные и пассивные. К подвижным относятся язык, губы, мягкое небо с маленьким язычком, нижняя челюсть и голосовые связки. Неподвижные: верхняя че-люсть, зубы, альвеолярная дуга и твердое небо.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на актив-ные и пассивные. Активные органы речи осуществляют определенные движения для образования звуков, и имеют тем самым особо важное зна-чение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосо-вые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и вся нижняя челюсть. Пассивные органы выполняют лишь вспомогательную роль. К ним относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя че-люсть.
Рисунок 3. Артикуляционный отдел речевого аппарата
Функции артикуляционного аппарата
Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отдел. Функция центрального отдела – это регуляция процесса речи. Он включает в себя кору головного мозга, подкорковые узлы, пучки нервных волокон, задачей которых является провождение импульса, а также нервы, которые проходят к мышечным волокнам (артикуляторным, голосовым и дыхательным).
Артикуляционный аппарат входит в периферический речевой аппа-рат, и его основная функция – это образование звуков (совместно с голо-совым и дыхательным отделом).
Основные дефекты
Любые дефекты артикуляционного аппарата (врожденные или при-обретенные) так или иначе негативно влияют на формирование и развитие речевой функции.
Рисунок 4. Дефекты артикуляционного аппарата
К основным дефектам относятся:
• Расщелина губы (ее еще называют «заячьей губой»). У ребенка наблюдается щель верхней губы, которая идет от красной каймы к носу.
• Передний открытый прикус. Данный дефект характеризуется не смыканием передних верхних и нижних зубов.
• Прогения. Относится к дефектам прикуса, для которого харак-терно чрезмерное развитие нижней челюсти, которая заметно выступает вперед. Если у ребенка вперед выступает верхняя челюсть, то это называ-ется прогнатией.
• Прикус ортогенический. Еще один из дефектов прикуса, для которого характерно такое смыкание зубов, при котором верхние зубы не перекрывают нижние, а плотно стыкуются с ними.
• Диастема – данный дефект характеризуется чрезмерно боль-шим промежутком (по сравнению с нормой) между зубами, который отде-ляет два рядом стоящих зуба (как правило, верхней челюсти). Бывает ложной (устраняется после смены молочных зубов постоянными) и истин-ной (наблюдается, когда все зубы уже прорезались).
• Готическое нёбо – аномалия развития верхней челюсти, кото-рое характеризуется высоким аркообразным сводом твердого нёба.
• Короткая уздечка языка. При таком врожденном дефекте дви-жение языка оказывается затрудненным. К другим дефектам языка отно-сится его недоразвитие или чрезмерное развитие, а также нарушение его подвижности (в результате парезов и параличей).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей М: Просвещение, 2018.- 454 с.
2. ДжонХаррисон "Переосмыслениезаикания" / John Harrison "Redefin-ing Stuttering" 2019 г. - 502 с.
3. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 486с.
4. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / М.В. Секачев, Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 2019- 304 с.
5. Зайцев И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие — Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2018г. – 423 с.
6. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой — М.:Просвещение, 2020. - 95 с.
7. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. М.: Академия, 2019. – 136 с.
8. Логопедия учебник для вузов: глава 1 / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. 2-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 623 с.
9. Логопедия: Методическое наследие: Книга I: Часть 1: Нарушения го-лоса. Дислалия; Л. Волкова, С.Н. Шаховская ; изд. центр ВЛАДОС, 2017 – 224 с.
10. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.:Просвещение, 2019. - 52 с.
11. Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. – 2017. М.: Издательский центр «Академия» - 400 с.
12. Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахила-лия. Книга II: В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова Л. ;М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2019 - 432 с
13. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – 2017. М.: Издательский центр «Академия» - 300 с.
14. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. 2018.— М.: Гуманитарный издательский центр ВЛА-ДОС. С. 17
15. Р.С. Немов «Психология, Книга 3, ПСИХОДИАГНОСТИКА» 2018 - Москва ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. С. 123
16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у де-тей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений- М.: Профессио-нальное образование, 2019. - 232с.
17. Ausubel D. Ego development and the personality disorders. New York: Grune and Stratton, 1952.
18. International encyclopedia of the social sciences. N. Y., 1968.1. Анкета для родителей1. Ф.И. ребёнка2. Школа, класс3. Дата заполнения