Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, что сегодня проблеме коррупции уделяется значительное внимание как в части развития теоретических наработок в указанной сфере, так и в части усиления практических шагов противодействию коррупции, в том числе в превентивной форме, к примеру, посредством осуществления деятельности по недопущению включения в нормативные акты норм, потенциально провоцирующих проявление коррупционного поведения. Практическая реализация подобного рода мероприятий, безусловно, осуществляется на основании источников нормативного регулирования соответствующих отношений, которые вместе с тем, являются недостаточно проработанными с методологической точки зрения. именно по этой причине представляется весьма интересным рассмотреть проблему соотношения категорий используемых в таких источниках, ведь в какой мере законодательство обеспечивающее недопущение включение в законодательство норм способствующих коррупции, в том числе ввиду неоднозначности и неточности закрепления норм правовых актов само по себе может быть неточным и неоднозначным.
Степень научной разработанности темы исследования. Отмечая определенное усиливающееся внимание российской юридической науки к проблемам коррупциогенных факторов, в тоже время следует отметить, что многие аспекты остаются нерассмотренными и дискуссионными, а вопросы, касающиеся порядка выявления коррупциогенных факторов, указанного в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, полно и ясно не определены ни в законодательстве, ни в науке. Более того, даже сам термин «коррупциогенный фактор» в законодательстве не определен.
Объектом настоящего исследования выступают как правовые явления, так и общественные отношения, формирующиеся и складывающиеся в процессе противодействия влиянию коррупциогенных факторов в нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов власти.
Предметом исследования являлись правовые нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения в сфере предупреждения коррупциогенных факторов в нормотворческой деятельности, данные о практике их применения, а также научные подходы по решению выявленных проблем в указанной сфере отношений.
Цель работы заключается в исследовании понятия, признаков и видов коррупциогенных факторов, а также в систематизации предложений по решению проблем в области противодействия коррупциогенным факторам в нормотворческой деятельности органов исполнительной и законодательной власти.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: проанализировать понятие, признаки и подходы к классификации коррупциогенных факторов; рассмотреть понятие и аспекты нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов власти; охарактеризовать виды коррупциогенных факторов в нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов власти; оптимизировать правовые основы предупреждения коррупциогенных факторов в нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов власти.
Методологической основой исследования являются комплекс общенаучных (анализ, синтез, сравнение, системный и структурный подходы, индукция, дедукция и пр.), частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный), а также специальных методов научного познания.
Нормативную основу исследования составили положения Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», постановлений Правительства РФ и других нормативных актов, относящихся к теме работы.
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
1.1. Общая характеристика коррупциогенных факторов (понятие, признаки и подходы к классификации коррупциогенных факторов)
Коррупция представляет собой сложное и многоаспектное социальное явление.
Одним из направлений деятельности по противодействию коррупции превентивного характера, является деятельность, направленная на создание законодательства, исключающего наличие предпосылок для проявления коррупционного поведения со стороны лиц, обладающих государственно-властными полномочиями. При этом, в данном случае, речь не ведется о прямых нормах, предусматривающих запреты лицам, в частности, занимающим государственную должность и (или) обладающими государственно-властными полномочиями заниматься предпринимательской деятельностью и получать дополнительное вознаграждение за свою деятельность, а основной идеей является недопущение включения в законодательство формулировок нормативных положений, которые оставляют «щели» и «пробелы» способствующие произвольным действиям таких лиц, в том числе лоббированию интересов других лиц, злоупотреблению имеющимися у них полномочиями за незаконное вознаграждение, поступающее, в том числе от лиц, в пользу которых совершаются указанные незаконные действия (коррупциогенные факторы) .
Законодательное закрепление процедуры проверки нормативных актов, а также проектов нормативных актов на коррупциогенность (наличие коррупциогенных факторов) нашло свое отражение в Федеральном законе от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» , а также подготовленных на основании указанного федерального закона Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее также – Методика), утвержденную Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» .
В соответствии с законом об антикоррупционной экспертизе, коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя, в частности необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В свою очередь, положениями Методики определяется, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются в частности: (1) «широта дискреционных полномочий», что раскрывается в частности как отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц), (2) «определение компетенции по формуле «вправе», что раскрывается как диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
Методикой определяются две важнейшие категории – «группы коррупциогенных факторов» (в том числе коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил) и конкретные составляющие этих групп – «коррупциогенные факторы» (в том числе широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе»).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3609.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 8. – Ст. 366.
3. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 10.
4. Агапова К.Н., Батова О.С. Коррупционные риски в праве // Молодые исследователи – регионам: материалы Международной научной конференции: в 3 томах. – Вологда, 2019. – С. 235-236.
5. Галкина С.Ю., Можайкина О.А. Характеристика коррупционного фактора «юридико-лингвистическая неопределенность» // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – № 5. – С. 41-48.
6. Голов В.С. Институт независимой антикоррупционной экспертизы: проблемы и перспективы развития // Цивилистика: право и процесс. – 2021. – № 4 (16). – С. 173-176.
7. Жданова Д.М. Деятельность органов прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 11-3 (62). – С. 110-113.
8. Ильющенкова Г.А. Коррупциогенные факторы как основание проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Вестник науки. – 2021. – Т. 1. – № 6-1 (39). – С. 151-157.
9. Казанцев М.Ф. Легальное понятие коррупциогенного фактора нормативно-правового акта: логико-юридический анализ // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сборник трудов по итогам Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием. – Екатеринбург, 2019. – С. 436-452.
10. Корнеев Е.Э. Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации // Молодой ученый. – 2021. – № 11 (353). – С. 92-94.
11. Костюнина О.В. Предметные факторы правовой и антикоррупционной экспертиз как средства выявления коррупционных рисков // Юридический вестник Самарского университета. – 2019. – Т. 5. – № 3. – С. 45-50.
12. Котельникова О.А., Милежик А.В. Виды коррупционных рисков в деятельности сотрудников правоохранительных органов // Государственная служба и кадры. – 2021. – № 5. – С. 242-244.
13. Мухамадиярова А.Р. Понятие нормотворчества и нормотворческой деятельности // Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2018. – С. 74-78.
14. Никитин А.В., Устинкин С.В. Актуальные проблемы нормативного регулирования и практического применения процедуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 1 (193). – С. 79-83.
15. Оленев М.Г. Факторы, детерминирующие коррупционные риски, возникающие в деятельности сотрудников УИС // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». – 2019. – № 17. – С. 127-130.
16. Паринова Д.В. Коррупционные риски в сфере государственных закупок // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 3-2 (42). – С. 172-174.
17. Прозументов Л.М., Добрусина М.Е., Набеева Н.Г. Коррупционные риски: классификация, оценка и меры, направленные на их предотвращение // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 445. – С. 210-216.
18. Сентюрина В.Ю. Коррупционные риски в системе публичной власти, проблемы и возможные варианты их решения // Матрица научного познания. – 2020. – № 12-1. – С. 164-168.
19. Соловьёв П.В. Принципы нормотворчества в системе правотворческих категорий // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2018. – № 13. – С. 133-140.
20. Суховецкий М.И. К вопросу о соотношении видов коррупционных факторов и отсутствие легального определения понятия «коррупция» // Юридическая наука: история и современность. – 2020. – № 2. – С. 117-123.
21. Юнусов А.А., Юнусов Э.А. Основные подходы к понятию и сущности коррупционного риска // Аграрное и земельное право. – 2020. – № 7 (187). – С. 35-36.