Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Церковь на протяжении веков была незаменимым институтом общественного развития. История взаимоотношений государства и церкви очень богата и в разные периоды отличалась рядом особенностей. После распада Советского Союза отношения между Русской Православной Церковью и государством получили новый импульс, и сегодня трудно представить развитие большого числа государственных институтов без участия Церкви.
В России существует традиционная связь между церковью и государством, которая имеет свои особенности. Согласно Конституции Российской Федерации, церковь и государство относятся к разным сферам деятельности и не могут взаимодействовать друг с другом в области управления и политики. Однако в России существует традиция признания религии важной частью культурного наследия страны и признания религиозных организаций через социальные институты, которые имеют право на свободу вероисповедания и свободу выражения мнений.
Церковь и государство могут сотрудничать в рамках законодательства, например, в области благотворительности, защиты культурного наследия, религиозной пропаганды и образования. Однако любая форма вмешательства Церкви в политические процессы запрещена законом. Существует также государственная поддержка религиозных организаций, включая налоговые льготы и предоставление земли для строительства церквей и монастырей.
Эта поддержка осуществляется на всеобщей основе и не связана с политическим влиянием церкви на государство. В целом взаимодействие церкви и государства в России характеризуется соблюдением принципа разделения властей и соблюдением прав на свободу вероисповедания и свободу слова.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия взаимодействия государства и церкви.
Объектом исследования является процесс взаимодействия государства и церкви.
Предметом исследования являются основы и принципы взаимодействия государства и церкви.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для взаимодействия государства и церкви.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие и признаки государства;
- изучить роль церкви в истории;
- детально проанализировать особенности взаимодействия государства и РПЦ в современном российском обществе;
- описать проблемы взаимодействия и приоритеты Русской православной церкви и государства.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
1.1Понятие и признаки государства
Государство - это социально-политическое образование с территорией, населением, стабильной системой управления и суверенитетом, то есть независимостью в своих решениях от других государств. Это высшая форма политической организации общества, обладающая особыми функциями и полномочиями.
Основные характеристики государства следующие:
- Территория: государство имеет определенную географическую зону, границы которой признаны международным сообществом.
- Население: на территории государства проживает население, образующее социокультурное и экономическое сообщество. Правительство: В государстве существует система управления, которая устанавливает законы, регулирует отношения в обществе и контролирует соблюдение законов[ Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное (под редакцией и с биографическим очерком В.А. Томсинова). - «Зерцало», 2008 . - 405 с.
].
- Суверенитет: государство обладает независимостью в принятии решений и действиях на своей территории и не подвержено никакому внешнему влиянию.
- Монополия на насилие: государство обладает монополией на насилие и имеет армию или полицию для обеспечения внутренней и внешней безопасности.
- Законодательная, исполнительная и судебная власти: внутренняя организация и функционирование государства определяются отдельными ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной.
- Система правовых норм: государство устанавливает и контролирует соблюдение системы правовых норм, регулирующих отношения между гражданами и другими субъектами.
Государство является ключевым элементом современного мирового порядка и обеспечивает основу для различных институтов, политики и общественных отношений. Государство - это, во-первых, определенный способ организации общества, государственная власть, которая распространяется на все общество, выступает его официальным представителем и, при необходимости, опирается на средства и меры принуждения; во-вторых, социально-политическое образование характеризуется особой системой органов и институтов политической власти и правовых норм, четко ограниченных территорией, подлежащей единой юрисдикции[ Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. - 376с.
].
В системе юридических наук государство определяется как политическое образование, образованное моноэтнической или полиэтнической общностью, укоренившейся на определенной территории. На этой территории сохраняется установленный политической элитой правовой порядок, монополизирующий власть и дающий право применять принуждение; как главное звено политической системы общества, как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ.
В то же время государство обладает суверенитетом, то есть господством над другими органами власти внутри страны и независимостью от всех иностранных властей.
Государство координирует в политической системе общества наиболее важные аспекты жизни общества; как географически организованное общественно-правовое сообщество населения, построенное на принципах власти и осуществляющее свою правовую деятельность с помощью специального государственного аппарата.
Верховенство закона. Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчиняется нормам и основополагающим принципам права. Подчинение деятельности высших органов власти устойчивым законам или судебным решениям является отличительной чертой конституционных политических режимов. В российской юриспруденции принцип соблюдения правовых норм всеми заинтересованными сторонами, включая лиц или органы, наделенные полномочиями, называется "законностью", а в странах общего права - "верховенством права" (англ. rule of law).
Что такое право? Знак государства. Государство характеризуется, в частности, следующими характеристиками: налоговая система; право (формирует и тем самым делает государственную власть законной, определяет правовую базу и формы осуществления государственных функций и т.д.); монополия на законодательство (издает законы, устанавливает законы, создает юридические прецеденты, утверждает обычаи и т.д.); монополия на законное применение силы, физическое принуждение; стабильные правовые отношения с населением (гражданство, национальность)[ Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. - 172 с.
].
Одной из важнейших характеристик государства является суверенитет. В юридической и политической литературе государственный суверенитет интерпретируется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере. Верховенство государственной власти в пределах страны означает: распространение ее полномочий на всех граждан и организации, обязательность решений государственной власти для других субъектов права; общепризнанными и подкрепленными системой правовых гарантий признаются только правила поведения, установленные государством; возможность применения мер государственного принуждения в случае противоправных действий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. - 2009. - №7.
2.О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. - №39. - Ст. 4465.
3.Агафонова А.А. Развитие концепции светского характера государства в проектах Конституции Российской Федерации (Конституционной комиссии и Конституционного совещания) // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - №7. -С. 19-24.
4.Алексеев Н.В., Сковиков А.К. Активизация РПЦ в общественно-политических процессах в контексте глобализации // PolitBook. 2018. № 3. С. 81–91.
5.Баранов Н.А. Взаимодействие церкви и государства в современной России // Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 4. С. 97–108.
6.Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. - 172 с.
7.Валитов О., Умеркаев Ф. Церковь и государство в России // Ватандаш. 2022. № 3 (306). С. 65–73.
8.Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. - 376с.
9.Власов В.В. Взаимодействие Русской православной церкви и государства в общественно-политической жизни современной России // Социально-политические науки. 2018. № 2. С. 12–16.
10.Глухов А.В. Становление церковной юрисдикции в Киевской Руси X-XI веков // Российская юстиция. - 2006. - №3. - С. 20.
11.Государство и церковь. - Рига: Наука и жизнь, 1912. - 163 с.
12.Донцев С.П. Президент в системе государственно-конфессиональных отношений современной России // Политическая наука. 2019. № 4. С. 216–239.
13.Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. - 274 с.
14.Загребина И.В. Принудительная ликвидация религиозных организаций (под ред. д.ю.н. проф. А.В. Пчелинцева). - ИД «Юриспруденция», 2013. - 50 с.
15.Ильин И.А. Теория права и государства. Издание 2-е, дополненное (под редакцией и с биографическим очерком В.А. Томсинова). - «Зерцало», 2008 . - 405 с.
16.Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». - М., 2000. - 353 с.
17.Кураев А.В. Церковь в мире людей : 4-е изд. М., 2009. 542 с.
18.Лапицкий К.В. Взаимодействие церкви и государства: к вопросу о понятии «светское государство» // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 10. С. 20–23.
19.Матияшин, В. Я. Русская православная церковь в мире / В. Я. Матияшин // Международная жизнь. – 2008. – № 12. – С. 51–60.
20.Неплюев А.Е. Государство и Церковь в годы Великой Отечественной войны // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2020. № 1 (10). С. 98–105.
21.Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека. – Режим доступа: http://mospat.ru/index.php?mid=463 (официальный сайт РПЦ).
22.Понкин И.В. Светскость государства. М., 2004. - 114 с. .Путин В.В. Нельзя примитивно трактовать понятие светского государства // www.top.rbc.ru/politics/01/02/2013/843320.shtml?pri№t .
23.Романовская О.В. Светское государство и Русская православная церковь // Гражданин и право. - 2013. - №5. - С. 9-16.
24.Рябых, Ю. Русская православная церковь в современной системе международных отношений / Ю. Рябых // Полис. – 2008. – № 2. – С. 23–37.
25.Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права. - 2009. - №12. - С. 17-29.
26.Соколов И.К. О влиянии церкви на историческое развитие права. - М.: Университетская типография, 1870. - 105 с.
27.Церковь и государство // Основы социальной концепции Русской православной церкви. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?mid =183 (официальный сайт РПЦ).
28.Чичерин Б.Н. Общее государственное право (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). - М.: Зерцало, 2006. - 389 с.