Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
Представлена курсовая работа на тему «Философия Конфуцианства и современное общество Китая: внутриполитические проблемы и вопросы государственного строя».
Общий объем 29 страниц.
Список литературы представлен 35 источниками периодической и непериодической литературы, ресурсов сети Интернет и статистических сборников.
Ключевые слова: Коннфуция,конфуцианство,Китай, модернизация
Объектом исследования выступает анализ философско-политической доктрины конфуцианства и его историко-политическая роль.
Предметом исследования является современное общество Китая.
Целью работы является изучение исследование философии Конфуцианства .
В ходе работы был описаны этапы развития конфуцианства в Китае
В соответствии с данной работой были проанализированы исторические аспекты и Роль конфуцианства в модернизации экономики и политической системы Китая. Основовй послужили источники непериодической и периодической литературы, а также ресурсы сети Интернет.
Введение
Акутальность темы исследования. Среди всех разнообразных религиозно-политических течений древности, наиболее заметный след в истории Китая оставило конфуцианство. Учение Коннфуция до сих пор не дает покоя необычайному количеству исследователей - восточноведов,уже не один год бьющихся над объяснением знаменитейших постулатов. И сейчас нет четкого разъяснения всех его догм и объяснения многих изречений. Однако, как и все великое, конфуцианское учение обречено на извечное исследование, поскольку всегда будет актуальным .
В наше время огромное внимание и интерес прикованы к социально-экономическим и политическим процессам, происходящим в Китае. За сравнительно короткий период времени страна преодолела экономический кризис и вступила в качественно новый этап политического развития.
Запад испытывает также давний и устойчивый интерес к китайской философии, особенно к конфуцианству. Однако, анализ рецепции конфуцианства в Европе XVI-XX вв. показывает, что до сих пор Запад принципиально не готов вести на равноправной основе диалог с конфуцианской и шире -- с не западными цивилизациями. При таком диалоге совершенно не учитываются культурные, экономические и политические реалии стран Востока, а навязываются свои представления, сформировавшиеся в лоне западноевропейской цивилизации. Следует особо сказать о сложности восприятия и усвоения конфуцианства западной культурой. Не смотря на постоянные обсуждения роли конфуцианства, попытки внедрить его в современную жизнь людей, всё это остаётся весьма безуспешным.
Сейчас, в XXI веке, научное и политическое общество заинтересовано в поисках причин, почему ряд государств Восточной Азии, что сохранили фундаментальные конфуцианские ценности «ушли в отрыв» в своем экономическом и социальном развитии.
Цель работы - исследование философии Конфуцианства и и ее влияние на современное общество Китая, внутриполитические проблемы и вопросы государственного строя
Объектом исследования выступает анализ философско-политической доктрины конфуцианства и его историко-политическая роль.
Предмет исследования -современное общество Китая
Задачи исследования
• Генезис и основные этапы развития конфуцианства
• Стратегия модернизации Китая и возвращение к конфуцианству
• Конфуцианство и его влияние на политику современного Китая
• Роль конфуцианства в модернизации экономики и политической системы Китая
Теоретическую основу исследования составили труды иностранных и отечественных ученых Лю Баоцай, Ду Вэймин. Лао Сыгуан. Гэн Хайтянь. Алексеев, Ю.К. Щуцкий, Н.С. Конрад, В.А. Рубин, JI.C. Переломов, A.C. Мартынов, В.В. Малявин, А.И. Кобзев, A.M. Карапетянц, A.B. Ломанов, Л.И. ГоловачеваБорох Л. Н., Крымов А.Г.Каретиной Г.С, Яковлева. А. и многих других .
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает: введение, две главы, каждая из которых содержит два параграфа, заключение, список литературы.
1. Конфуцианство в его основах, интерпретациях и развитии
1.1. Генезис и основные этапы развития конфуцианства
Конфуций (Кунг-Цю или Кунг-цзы), величайший ученый своего времени, одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, содержанием человеческой жизни, человеческими стремлениями и желаниями. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интересных идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках главного, ради чего существует человек .
Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Его отцом был Шу Лянхэ – великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами. Шу Ляньхэ был уже пожилым человеком во время появления Конфуция. К тому времени у него уже было девять дочерей, что делало его очень несчастным. Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода. Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения, и воин не решился сделать его своим наследником. Поэтому, когда его третья жена забеременела, Шу поспешил поклониться в глиняном гроте (по мнению китайцев, глиняный грот священен). В этом гроте родился Учитель одного из самых многочисленных философских направлений. Его счастливый отец назвал его Цю (в переводе с китайского - "холм") и дал ему прозвище Чжун Ни (Чжун - второй из братьев, Ни - глина). Ребенок унаследовал фамилию Кун и позже стал известен как Кун Цю или Чжун ни .
Когда мальчику было два года и три месяца (китайцы начинают отсчитывать возраст ребенка с момента зачатия), Шу Лянхэ умер. Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника, не сдержали своей ненависти к ней, и женщина вернулась в родной город, чтобы увезти сына подальше от атмосферы дрязг, ссор и скандалов. Однако ее родители не согласились принять ее в дом, который она опозорила, выйдя замуж перед двумя своими старшими сестрами, да еще за мужчину намного старше ее. Поэтому мать и маленький Конфуций поселились отдельно от всех. Они жили очень замкнуто, но мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками. Уже тогда его отличало от них острое восприятие несправедливости, чувство особой любви к родителям, знание многих религиозных обрядов (его мать, выполняя обязанности жены, каждый день читала молитвы за своего умершего мужа). Несмотря на его бедность, мать воспитала его как достойного наследника своего знаменитого отца. Конфуций знал историю своей семьи, насчитывающую не одно столетие. Ознакомившись с опытом своих предков, среди которых были талантливые люди, проявившие себя во многих сферах человеческой деятельности, он пришел к выводу, что одной воинской доблести недостаточно для достижения желаемого, нужны другие добродетели .
Когда Конфуцию было семнадцать лет, его мать умерла, в то время ему едва исполнилось тридцать восемь лет. Это был жестокий удар судьбы. С большим трудом Конфуций нашел могилу своего отца (старшие жены не позволили ни ему, ни даже его матери проводить Шу Ляньхэ в последний путь) и, в соответствии с религиозными обрядами, похоронил рядом с ним свою мать.
Выполнив свой сыновний долг, молодой человек возвращается домой и живет один. Из-за бедности он был вынужден выполнять даже женскую работу, которой раньше занималась его мать. Разные источники по-разному сообщают о том, как Конфуций относился к работе, которая не соответствовала его происхождению, но представляется более вероятным, что он не испытывал отвращения к "низкой" работе. В то же время Конфуций вспомнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и каким-то образом подвергся огромному унижению. В то время в Китае зажиточные бюргеры всячески старались наладить дружеские отношения с представителями низших слоев аристократии и устраивали для них званые обеды. Конфуций тоже пришел на один из таких обедов, но был остановлен сторожем, который сказал молодому человеку, что ему не место среди благородных людей.
Конфуций запомнил этот случай на всю оставшуюся жизнь. конфуцианство учит гуманизму.В то время Конфуций интенсивно занимался самообразованием. Судьба, словно в компенсацию за неудачное начало жизни, наделила его здоровьем, недюжинной силой и природным умом. В возрасте девятнадцати лет он женится на девушке, которая сопровождала его всю жизнь, и вскоре у них рождается сын, которого назвали Ли (карп). Выступая в качестве главы семьи, Конфуций поступает на службу к богатому аристократу Цзи, сначала в качестве управляющего складом, затем в качестве домашней прислуги и учителя. Здесь Конфуций впервые убедился в необходимости образования .
Конфуций служил до тех пор, пока не достиг совершеннолетия, ощущение которого пришло к нему в возрасте тридцати лет. Позже он скажет: "В возрасте пятнадцати лет я обратил свои мысли к учебе. В возрасте тридцати лет я обрел независимость. В возрасте сорока лет я освободился от сомнений. В возрасте шестидесяти лет я научился отличать правду от лжи. В возрасте семидесяти лет я начал следовать желаниям своего сердца и не нарушал ритуал" .
К тридцати годам сложились его основные этические и философские концепции, в основном касающиеся управления государством и обществом. Сформулировав эти понятия более четко, Конфуций открывает частную школу, появляются первые ученики, некоторые из них сопровождали своего Учителя на протяжении всей жизни. Желая использовать свое учение в практической деятельности, Конфуций присоединяется к царю, изгнанному высшей аристократией, и уезжает в соседнее королевство. Там он встречает Янь Ина, советника могущественного короля Цзин Гуна, и, беседуя с ним, оставляет о себе очень хорошее впечатление. Пользуясь этим, Конфуций добивается встречи с самим царем и шокирует Цзин Гуна глубиной и широтой своих знаний, смелостью и необычностью суждений, любопытными взглядами, высказывает свои рекомендации по управлению государством.
Вернувшись в родное царство, Конфуций становится знаменитым человеком. По личным причинам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником. Однако вскоре он соглашается на приглашение короля Дин-гуна и, продвигаясь по служебной лестнице, занимает пост сичкоу (главного советника самого короля). На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре, обеспокоенное его растущим влиянием, окружение царя вынуждает Конфуция "добровольно" покинуть свой пост.
После этого Конфуцию пришло время странствовать. В течение долгих четырнадцати лет он путешествовал по Китаю в окружении своих учеников, становясь еще более знаменитым. Однако его желание вернуться на родину возрастает, и вскоре, при содействии одного из своих бывших учеников, Конфуций возвращается домой с большими почестями как очень уважаемый человек. Короли обращаются к нему за помощью, многих из них призывают к себе на службу. Но Конфуций перестает искать "идеальное" государство и уделяет все больше и больше внимания своим ученикам. Вскоре он открывает школу. Чтобы сделать его более доступным, Учитель назначает минимальную плату за обучение.После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году своей жизни (в 478 году до н.э.) Конфуций покидает этот мир .
Конфуцианство всегда ассоциировалось с Древним Китаем. В сознании каждого человека, родившегося в Китае, определенные стереотипы уже давно искоренены. Она
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX–XX веков Лян Цичао: теория обновления народа. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 287 с.
2. Гэн Хайтянь. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Уссурийск, 2011. 199 с.
3. Ду Вэймин. Конфуцианская традиция в современной модернизации. Пекин, 1992.
4. Лао Сыгуан. Новое издание истории китайской философии. Гуйлин: Изд-во Гуансинского педагогического университета. 2005.
5. Лю Баоцай, Хань Син. Развитие конфуцианского возрождения и его современное откровение. — Конфуцианство и Китай в XXI веке — строительство и развитие «современного неоконфуцианства». Шанхай, 2001. 311 с.
6. Лунь юй // Мартынов, А.С. // А.С. Мартынов / Конфуцианство. «Лунь юй». В 2 т., СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001.- Т.2.- С.209-370;
7. История Китая; Учебник / Под редакцией А.В. Мелик. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 736 с
8. Самойлов А Н. ВКЛАД АКАДЕМИКА С. Л. ТИХВИНСКОГО В ИЗУЧЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ОБРАЗА РОССИИ В КИТАЕ. № 7 (176). С. 20–26 Историография, источниковедение и методы исторического исследования 2018
9. Конфуцианство. В кн. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991г., с. 23.
10. Каретина Г. С. Конфуцианство в процессе модернизации Китая. https://cyberleninka.ru/article/n/konfutsianstvo-v-protsesse-modernizatsii-kitaya
11. Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900–1917 гг). – М.: «Наука», 1972. – 366 с.
12. Сидихметов В.Я. «Три учения, или три религии». Конфуцианство. В кн. Станицы прошлого. М., 1987г., с.125-148
13. Новая история Китая. – М.: «Наука», 1972. – 636 с.
14. Конфуцианство и современный Китай [Электронный ресурс]. URL:
15. Влияние конфуцианства на социально-экономическое и политическое развитие Китая [Электронный ресурс]. URL: https://thewallmagazine.ru/confucianism-in-china/ (дата обращения: 17.02.2020)
16. Конфуцианство и современный Китай [Электронный ресурс]. URL: http://avesta.tj/2015/06/27/konfutsianstvo-i-sovremennyj-kitaj/ (дата обращения: 15.02.2022)
17. Конфуцианство в современном Китае [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/39179/1/Конфуцианство%20в%20современном%20Китае.pdf (дата обращения: 16.02.2022)
18. Влияние конфуцианства на социально-экономическое и политическое развитие Китая [Электронный ресурс]. URL: https://thewallmagazine.ru/confucianism-in-china/ (дата обращения: 14.02.2022)
19. Внешняя политика Китая [Электронный ресурс]. URL: http://www.febras.ru/partnery/kitaj/197-vneshnyaya-politika.html (дата обращения: 15.02.2022)
20. Конфуцианство и современный Китай [Электронный ресурс]. URL:
21. Гэн Хайтянь. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Уссурийск, 2011. 199 с.
22. Мартьянова Е. Г., Хоу Цзюэ. Негативное влияние этических аспектов конфуцианства на научно-техническое и инновационное развитие Китая // Общество: философия, история, культура. 2017. № 7. С. 63-67.
23. Новая история Китая. – М.: «Наука», 1972. – 636 с
24. Переломов Л.С. Конфуцианство и иранский ислам в диалоге цивилизаций // XVIII всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация». Информационные материалы. Серия Г. Выпуск 19. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2013. С. 93–97.
25. Линь Яньмэй. Формирование культуры гармоничного социалистического общества // Проблемы Дальнего Востока. 2008, № 1. С. 131–145.
26. Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. – M.: «Памятники исторической мысли», 2006. – 366 с.
27. Ломанов А.В. Традиционное наследие и политика КНР в сфере культуры // XVIII всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация». Информационные материалы. Серия Г. Выпуск 19. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2013. С. 167–177
28. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография: изд-во АСТ», 2001. – 632 с
29. Сухарчук Г.Д. Социально-экономические взгляды политических лидеров Китая первой половины ХХ в. Сравнительный анализ. – М.: «Наука», 1983. – 277 с
30. Хаймурзина М.А. Интерпретация религиозной природы конфуцианства в российской гуманитарной мысли. Статья вторая: последние десятилетия ХХ - начало ХХI вв. https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-religioznoy-prirody-konfutsianstva-v-rossiyskoy-gumanitarnoy-mysli-statya-vtoraya-poslednie-desyatiletiya-hh-nachalo
31. Яковлев. А. Страны Востока: конец модернизации и выбор цели развития // Азия и Африка сегодня, 2008, № 6. С. 36–39
32. Электронный ресурс URL https://www.chinahighlights.ru/travelguide/religion/kongfuzi-index.htm ( дата обращения 15.02.02022)
33. Электронный ресурс URL https://poisk-ru.ru/s18121t9.html
34. Электронный ресурс URL https://rg.ru/2021/11/30/na-6-m-plenume-ck-kpk-byli-priniaty-resheniia-kotorye-povliiaiut-na-budushchee-knr.html
35. http://avesta.tj/2015/06/27/konfutsianstvo-i-sovremennyj-kitaj/ (дата обращения: 15.02.2022 г)