Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Переселение в Западную. Сибирь в конце XIX-начале XX веков имело большое значение для развития Сибирского региона и всей России.
Представляет интерес анализ причин переселенческой политики, ее предпосылок, формирования и развития. Особый интерес вызывает роль П.А. Столыпина в этом процесс, который попытался осуществить масштабные реформы, позволившие бы России выйти из политического и экономического кризиса и осуществить модернизацию при сохранении традиционных ценностей. Эти идеи остаются востребованными и на современном этапе развития.
В центре концепции реформ П.А. Столыпина находился сельскохозяйственный сектор. Попытка освобождения крестьян от общинной зависимости и формирования класса собственников – опоры существовавшего режима, должно было стать краеугольным направлением и привлекла повышенный интерес как современников, так и историков.
Также, сточки зрения переселенческой политики интерес вызывает строительство Транссибирской магистрали. На фоне строительства железных дорог в европейской части Российской империи проект Транссибирской магистрали сыграл, возможно, ключевую роль в дореволюционном развитии страны. До запуска Транссиба Сибирь была связана с центром исключительно по водным путям и так называемому Московскому тракту. Эти коммуникации отличались ненадежностью и работали только в летний сезон. Остальную часть года Сибирь и Дальний Восток существовали изолированно от европейской части России, что отрицательно сказывалось на всех аспектах жизнедеятельности этих регионов.
Запуск Транссиба позволил создать условия для круглогодичной связи центра с его восточными регионами. Это вызвало серьезные изменения в традиционно укладе жизни и экономике Сибири, в том числе структуре занятости населения, позволило внедрить более передовые формы хозяйствования.
Историографический обзор. Источниками исследования работы советских и российских ученых, в том числе историографического характера .
Отдельно следует выделить работу Р. Пайпса , в которой дается критическое осмысление событий, предшествовавших революции, а деятельность П.А. Столыпина характеризуется термином либерал-консерватизм, как сочетание либеральных и консервативных тенденций.
В труде П.Н. Милюкова излагаются основные события, связанные с реформами П.А. Столыпина. Достоинством работы является то, что автор мог увидеть события «изнутри», являясь депутатом Государственной Думы всех четырех дореволюционных созывов.
А. Аврех анализирует инициативы П.А. Столыпина и их реализацию в контексте сложившейся политической ситуации в стране, причины их неудач и отставки П.А. Столыпина, а затем и его гибели .
А. Бородин рассматривает фигуру П.А. Столыпина сквозь призму работ и взглядов его современников, выстраивая максимально возможно объективную картину его деятельности.
П. Зырянов анализирует П.А. Столыпина как политика, в том числе формирование его взглядов и понимания основных проблем России и путей их решения.
В. Тюкавкин анализирует аграрную реформу П.А. Столыпина, ставшую основой всей реформаторской деятельности в Российской империи после Первой русской революции.
Среди них выделим такие виды источников, как законодательные акты и отдельные актовые материалы, регулирующие те или иные аспекты строительства Транссиба .
Также, среди источников выделим такие их типы, как делопроизводственные документы и переписка (текущая документация в различных учреждениях), повествовательные (или нарративные) источники, материалы периодической печати и научные труды .
Еще до начала функционирования Сибирской железной дороги, многие авторы заявляли о том, что она даст импульс развитию практически всех отраслей экономики. Сельское хозяйство Сибири, после переселения сюда земледельцев из Европейской России сможет давать зерно на экспорт, обретут новые черты традиционные торговля и кустарные промыслы, развитие получат горная и обрабатывающая промышленность'. Транссибирская железная дорога будет способствовать развитию торговли с Китаем. Ее прокладка сыграет стратегическую роль в защите Дальнего Востока .
Вместе с тем, местные, сибирские авторы предполагали, что реализация проекта Транссибирской железной дороги приведет к сотрудничеству по классической колониальной модели. Другими словами, центр будет массово вывозить из Сибири сырьевые ресурсы, что приведет к дальнейшему упадку и истощению региона. Они считали целесообразным выстроить единую транспортную сеть, которая объединила бы весь регион, создав предпосылки для его ускоренного развития, но не с европейской частью России .
В дореволюционной официальной историографии было принято рассматривать транссибирскую магистраль через призму общегосударственной пользы и деятельности правительственных учреждений. Возведение Транссибирской железной дороги расценивалось как фактор развития и укрепления Российской империи .
В то же время, доклад Ю. Витте о перспективах сооружения новой железной дороги показывает, что даже руководство страны, начиная реализацию проекта, имело самое общее представление о последствиях, поскольку не имело полных и объективных сведений о положении Сибири .
Цели и задачи работы. Целью исследования является изучение переселения в Западную Сибирь в конце XIX – начала XX века.
К основным задачам относятся следующие:
- рассмотреть внутреннее положение в России в начале 20 века;
- изучить политические взгляды П.А. Столыпина;
- исследовать основные направления программы преобразований;
- проанализировать политическое наследие П.А. Столыпина.
Анализ источников. Источниками исследования послужили документы рассматриваемого периода . Среди них выделим такие виды источников, как законодательные акты и отдельные актовые материалы, регулирующие те или иные аспекты строительства Транссиба .
Также, среди источников выделим такие их типы, как делопроизводственные документы и переписка (текущая документация в различных учреждениях), повествовательные (или нарративные) источники, материалы периодической печати и научные труды .
Еще до начала функционирования Сибирской железной дороги, многие авторы заявляли о том, что она даст импульс развитию практически всех отраслей экономики. Сельское хозяйство Сибири, после переселения сюда земледельцев из Европейской России сможет давать зерно на экспорт, обретут новые черты традиционные торговля и кустарные промыслы, развитие получат горная и обрабатывающая промышленность'. Транссибирская железная дорога будет способствовать развитию торговли с Китаем. Ее прокладка сыграет стратегическую роль в защите Дальнего Востока .
Вместе с тем, местные, сибирские авторы предполагали, что реализация проекта Транссибирской железной дороги приведет к сотрудничеству по классической колониальной модели. Другими словами, центр будет массово вывозить из Сибири сырьевые ресурсы, что приведет к дальнейшему упадку и истощению региона. Они считали целесообразным выстроить единую транспортную сеть, которая объединила бы весь регион, создав предпосылки для его ускоренного развития, но не с европейской частью России .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Источники
1. Висковатов В. Амурская железная дорога. - Частная инициатива в переселенческом деле. - Между молотом и наковальней: [Статьи]. - СПб.: Тип. Альтшулера, 1908. - 37 с. - (2-я и 3-я статьи перепеч. из:"С.-Петерб. ведом.", 1908, NN 168 и 268)
2. Витте С.Ю. Всеподданнейший доклад управляющего министерством финансов о способах сооруженияВеликого Сибирского железнодорожного пути и о назначении совещания для обсуждения сего дела, б ноября 1892 г. // Собрание сочинений и документальных материалов; в 5 т. Т. 1. Пути сообщения и экономическое развитие России. Кн. 2. Ч. 1. М., 2004.
3. Дроздов Ф.Н. Изыскания Западной части Амурской железной дороги. 1906-1907: [Пояснительная записка]. - [СПб., 1908]
4. Журнальное постановление Совета Управления Сибирской железной дороги 8 августа 1903 года. N 872. - Б.м., 1903. - 18 с.
5. Записка об Алтайской железной дороге. Г.Барнаул. Февр. 1909 г. - [Барнаул, 1909]. - 14 с. (Без тит.л. и обл.). - 35 см
6. Западно-Амурская железная дорога в период ее создания (1909-1913 гг.). - Чита: Типо-лит. Т-ва Бергут и сын, 1913. - 8o (17х26). - 248 с. - 26 см - 500 экз.
7. Ковальчук М.А. Государственно-правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта России (1836-1917) / Дальневост. гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск, 2007. - 99 с.: ил.
8. Комитет по землеустроительным делам. Краткий очерк за десятилетие 1906-1916 / По распоряжению министра земледелия. — СПб.: Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1916. — 100 с. Приведено по: Российская государственная библиотека. Онлайн просмотр документа [Электронный документ] Режим доступа:http://dlib.rsl.ru/viewer/01004167411#?page=1
9. Милюков П.Н. Воспоминания. 1859-1917. В 2 т. Т. 1.. М.: Современник, 1990. 455 с. Т.2. 455 с.
10. Оппенгейм К.А. Систематический указатель узаконений и общих распоряжений по Министерству путей сообщения, относящихся до службы пути и зданий, эксплуатируемых и до постройки новых железных дорог и последовавших с 1860 г. по 1 января 1914 г. - 9-е изд. - М.: Ж.-д. изд-во, 1914. - [4] + XLVII + 231 с. - 27 см
11. Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. 1907-1912. Часть вторая. Законодательная деятельность / Сост. Канцелярией Гос. Думы. — СПб.: Гос. тиП.А., 1912. — 708 с., глава VIII. Приведено по: Российская государственная библиотека. Онлайн просмотр документа [Электронный документ] Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004010377
12. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб., 1909. — Т. XXVI. 1906 год., № 28357. Приведено по: Электронная библиотека Руниверс [Электронный документ] Режим доступа: http://runivers.ru/lib/detail.php?ID=151214
13. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб., 1914. — Т. XXXI. Отделение первое. 1911 год., № 35370. Приведено по: Электронная библиотека Руниверс [Электронный документ] Режим доступа: http://runivers.ru/lib/detail.php?ID=151214
14. Письма Г.Н. Потанина. Т. 1. Иркутск, 1987. С. 22; Гр. Пр. [Потанин]. Что такое Томск в торгово-промышленном отношении (к вопросу о значении западно-сибирского участка железной дороги) // Сибирский вестник. 1893. No 143. С. 2
15. По вопросу об изыскании способов к безотлагательному сооружению участка Сибирской железной дороги между Екатеринбургом и Тюменью: В Комитет министров / М-во фин. Особен. канц. по кредит.части. Отд-ние 6. - [СПб., 1880]. - 20 с. (Без тит.л. и обл.). - 34 см
16. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. СПб., 1900
17. Труды Совещания 1906 г. в Иркутске о путях сообщения в Сибири. Иркутск. 1907. Т.1. 240 с.
18. Устав Общества Алтайской железной дороги: [Утв. 28 мая 1912 г.]. - СПб., 1912. - 55 с. - 23 см
19. Экономическая записка к Проекту Алтайской железной дороги Барнаул-Обь, по изысканиям 1907 года в связи с проектом Туркестан-Сибирской железной дороги / Ново-Николаевское гор.обществ. упр. - Ново-Николаевск: Тип. Н.П.Литвинова, 1908. - [2] + 45 с.: 1 л. карт. - 35 см
20. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее. Спб., 1882, С. 261-262.
Литература
21. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Политиздат, 1991. 286 с
22. Бородин А.П. Столыпин. Реформы во имя России. – М,: Вече, 2004. 384 с.
23. Берлов А. Реформы П.А. А. Столыпина в оценках российских ученых-эмигрантов либеральной школы (1920-е–1930-е гг. ). - https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-p-a-stolypina-v-otsenkah-rossiyskih-uchenyh-emigrantov-liberalnoy-shkoly-1920-e-1930-e-gg
24. Володин В. Уроки столыпинской аграрной реформы. - https://cyberleninka.ru/article/v/uroki-stolypinskoy-agrarnoy-reformy
25. Зырянов П. Н. Петр Столыпин : политический портрет .- М.: Высшая школа, 1992 157 с.
26. Ковальчук М.А. Государственно-правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта России (1836-1917) / Дальневост. гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск, 2007. - 99 с
27. Курганова М. Столыпин вел Россию к гражданскому обществу. Учительская газета, 11 апреля 2012 года. - http://www.ug.ru/article/295
28. Корнилов Г.Е. , Пьянков С.А. Современная историография столыпинской аграрной реформы. - http://politsocio.uapa.ru/ru/issue/2012/01/3/
29. Лунден И. «Неоконченные споры»: Петр Столыпин и его реформы. - https://cyberleninka.ru/article/v/neokonchennye-spory-petr-stolypin-i-ego-reformy
30. Оценка столыпинской аграрной реформы в историографии. - https://studopedia.ru/2_77482_otsenka-stolipinskoy-agrarnoy-reformi-v-istoriografii.html
31. Пайпс Р. Русская революция: В 3 кн. Кн. 1. Агония старого режима. 1905-1917. М.: Захаров, 2005. 480 с.
32. Персианов В., Курбатова А., Курбатова Е. Железная дорога к Тихому океану. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zheleznaya-doroga-k-tihomu-okeanu-k-100-letiyu-transsibirskoy-magistrali (дата обращения 03.04.2020)
33. «Петр Аркадьевич Столыпин - реформатор, патриот, гражданин»: материалы «круглого стола». - https://cyberleninka.ru/article/n/petr-arkadievich-stolypin-reformator-patriot-grazhdanin-materialy-kruglogo-stola
34. Столыпин, Петр Аркадьевич. Энциклопедия Кругосвет. - https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/STOLIPIN_PETR_ARKADEVICH.html
35. Столыпин Пётр Аркадьевич. Государственное управление России в портретах. - http://deduhova.ru/statesman/stolyipin/
36. Транссибирская магистраль изменила ход мировой истории URL: https://inosmi.ru/social/20161009/237988633.html (дата обращения 03.04.2020)
37. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М.: Памятники исторической мысли, 2001 - 304с.
38. Экономические факторы развития сельскохозяйственного предпринимательства Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв. // Проблемы истории Сибири XVI – XX вв. Межвузовский сборник научных трудов. Нижневартовск, 2005. Вып. 1. - С. 98-120
39. Nicholas II. - https://www.britannica.com/place/Russian-Empire/Nicholas-II
40. Pyotr Arkadyevich Stolypin. Russian Statesman. - https://www.britannica.com/biography/Pyotr-Arkadyevich-Stolypin