Фрагмент для ознакомления
2
Современный процесс психолого-педагогического сопровождения и поддержки, как правило, основан на ряде следующих принципов таких как:
1. Гуманизация – предполагает, веру в способности детей.
2. Системный подход – основан, прежде всего, на идее понимания человека как целостной системы.
3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
4. Учет его индивидуальных и возрастных характеристик, предполагающий формы, способы, содержание, сопровождения, соответствующие имеющимся возможностям ребенка, темпам его развития.
5. Непрерывность сопровождения и поддержки ребенка в образовательном процессе, а именно, преемственность и последовательность сопровождения.
Процесс поддержки, прежде всего, будет направлен на объект.
Объектом же, как правило, может выступать – образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности в данном случае будет обстоятельство развития ребенка как системы взаимоотношений ребенка с окружающими миром, (сверстниками и взрослыми), с самим собой . Психолого-педагогическое сопровождение – это формирование ребенка, которое может быть рассмотрено как сопровождение отношений, их развитие, коррекция и восстановление.
Психолого-педагогическая поддержка детей в учебно-воспитательном процессе, прежде всего, направленно на определенную цель. Целью будет являться обеспечение или создание необходимых условий для нормального развития ребенка в пределах нормы (которая в свою очередь будет уместна для нормы развития в отдельно взятом возрасте) .
Процесс психолого-педагогического сопровождения может содержать в себе различные виды (направления) работ таких как:
1) Профилактика.
2) Диагностика в разных формах (индивидуальная и групповая, скрининг).
3) Консультирование в разных формах (индивидуальное и групповое).
Психолого-педагогическая поддержка актуальна для многих вопросов. К примеру, это поддержка учителей, воспитателей в их работе. Это и поддержка детей с различными проблемами.
Целью данной работы является рассмотрение психолого-педагогической поддержки детей, страдающих энурезом.
Задачи:
- описать сущномсть, факторы возникновения энуреза;
- рассмотреть основы психолого-педагогической поддержки детей, страдающих энурезом.
Предмет исследования – психолого-педагогическая поддержка.
Объект исследования – способы психолого-педагогической поддержки детей с энурезом.
1 Энурез у детей: симптомы, факторы возникновения. Особенности психики детей с энурезом
1.1. Энурез
Энурез – непроизвольное мочеиспускание во время сна. Во врачебной практике под термином энурез обычно подразумевают непроизвольное мочеиспускание во сне чаще 1 раза в месяц у девочек старше 5 лет и у мальчиков старше 6 лет.
Недержание мочи отмечается в ряде случаев и днем, во время бодрствования или дневного сна. Недержание мочи во время сна встречается у75% мальчиков и 65% девочек в возрасте 1 года, в 2 года – 48% и 39% соответственно. В дальнейшем идет снижение частоты встречаемости энуреза у детей в возрасте 5-6 лет до 10%, а к 8 годам у мальчиков вновь подъем до 22% .
Все разнообразные факторы происхождения недержания мочи, о которых пойдет речь, в большинстве случаев относятся к энурезу. Факторы, более типичные для дневного недержания мочи, будут выделены особо.
У здоровых детей к 1,5-2 годам формируется условнорефлекторная связь: позыв к мочеиспусканию приводит к пробуждению. Если формирование этой связи задерживается, говорят о первичном энурезе. Такой энурез не связан с психиатрическими и анатомическими нарушениями. Одной из причин его формирования считается недостаточный уровень физиологической зрелости .
Одной из возможных причин возникновения первичного энуреза считают нарушения сна ребенка.
Ведущим фактором возникновения энуреза является невропатия, определяющая роль в ней при энурезе принадлежит нарушениям сна. Как правило, сон чрезмерно глубок (по словам родителей, «спит как убитый») и вместе с тем двигательно беспокоен. Почти невозможно добиться пробуждения - ребенок продолжает спать, даже когда его сажают на горшок. Нередки случаи сомнамбулизма (снохождения), и днем дети, страдающие энурезом, часто производят впечатление сонных и вялых. Чрезмерная глубина сна - это компенсаторное торможение, возникающее в ответ на повышенную утомляемость или возбудимость днем. Другими словами, переутомляясь или перевозбуждаясь (болезненно) днем, мозг требует компенсаторно-защитного (более глубокого, чем обычно) торможения ночью. Последнее предохраняет нервные клетки от истощения и восстанавливает дневную активность до более или менее приемлемого уровня. Совсем не случайно, энурез чаще всего встречается у детей с флегматическим темпераментом, медлительных для более быстрых родителей и педагогов .
Другими признаками невропатии будет повышенная чувствительность к погоде, охлаждению, низкой температуре, когда дети чаще мочатся ночью. Энурез при невропатии имеет тенденцию уменьшаться с возрастом. Но это правило действует только в случае отсутствия каких-либо иных форм нервности. Так, ребенок, находящийся в состоянии эмоционального стресса, может продолжать мочиться ночью из-за потребности в дополнительном расслаблении и отдыхе.
Достаточно часто энурез у детей зависит от его наличия у отца или матери в детстве. Подобное предрасположение, как одно из проявлений невропатии относится главным образом к общим особенностям нервной системы и сна. При общей склонности к глубокому и тем самым к нарушенному сну можно ожидать, что энурез прекратится в связи с нормализацией процесса сна и укреплением организма с возрастом. Обычно это происходит в 8-10 лет (плюс-минус несколько лет), как правило, в том случае, если энурез прекратился в том же возрасте у родителей.
1.2 Факторы возникновения энуреза
Церебрально-органический фактор энуреза обусловлен остаточными явлениями мозговой органической недостаточности, особенно с повышением судорожной активности. Поведение детей в данном случае заметно отличается от поведения детей с невропатией более заостренной двигательной активностью и возбудимостью, драчливостью и неуживчивостью,
Одним из факторов энуреза может быть ММД- минимальная мозговая дисфункция. Эти дети отличаются рассеянным вниманием и плохим запоминанием. Причины ММД разнообразны, но чаще всего обусловленный ею энурез связан с предшествующим рождению ребенка алкоголизмом родителей (у отца-до зачатия, у матери- до и после него).
Следующий невротический фактор недержания мочи не имеет столь высокого удельного веса, как предшествующие. Днем недержание мочи при неврозах наблюдается только спорадически, например, в состоянии острого страха или тревожного ожидания. Ночью ребенок обычно не успевает вовремя проснуться, но затем просыпается, поскольку долго не может лежать мокрым. Недержание мочи при неврозах не носит постоянного, упорного характера и зависит от действия эмоциональных факторов. Наряду с недержанием мочи всегда имеются и другие невротические симптомы, а само оно переживается и обычно скрывается от окружающих». Недержание мочи при неврозах можно рассматривать как следствие длительно действующего эмоционального стресса, в том числе страхов и тревоги, осознание которых столь мучительно для ребенка, что он как бы бежит от них в сон, где находится в безопасности, но, излишне расслабляясь при этом, расплачивается непроизвольным мочеиспусканием.
Особую роль в формировании энуреза при неврозах имеет стресс, возникающий от психологической несовместимости темпераментов родителей и детей, прежде всего матери и ребенка. Чаще всего дети с энурезом обладают флегматическим темпераментом. Они медлительны, неторопливы, обстоятельны, «копуши», мгновенно засыпают и спят глубоко, без пробуждений. Матери же обладают контрастно противоположным холерическим темпераментом и быстротой действий, непоседливостью, нетерпеливостью и неспособностью ждать. Они не переносят медлительности детей, особенно дочерей, постоянно стимулируют их активность и часто срывают на них свое раздражение. В итоге флегматизм детей, если можно так выразиться, заостряется под влиянием стресса до степени патологического торможения ночью, тем более что сон уже отличается достаточной глубиной. Вдвойне глубокий сон означает полное торможение позывов на мочеиспускание, которые теперь не доходят до сознания и не приводят к пробуждению.
Менее типично обратное соотношение темпераментов, когда матери обладают флегматическим, а дети холерическим темпераментом. Тогда матери стремятся ограничить чрезмерную с их точки зрения активность детей, особенно сыновей, бесконечными запретами и опять же угрозами и физическими наказаниями. В результате дети с холерическими чертами темперамента становятся еще более возбудимыми, гиперактивными, и их патологически глубокий, хотя и беспокойный сон служит средством компенсации повышенной возбудимости днем, в известной мере предохраняя нервные клетки от перевозбуждения и последующего, труднообратимого истощения.
Следующий фактор недержания мочи- условно-рефлекторный, когда возникает условный рефлекс на мочеиспускание при конкретных обстоятельствах, в определенное время. Чаще всего это происходит в возрасте 2-5 лет, когда они мочатся днем, если «заиграются», или время от времени ночью, ожидая, что их, как маленьких, посадят на горшок. К тому же из-за своего возраста они не придают недержанию мочи особого значения. Бывает вариант, при котором ребенок продолжает быть тревожно (невротически) привязанным к матери, беспокойно спит, если она не находится рядом (в комнате), и обмачивается во сне, поскольку его предварительный «сигнал» в виде беспокойства, крика или плача остается без ответа. Вне дома, в гостях, в больнице или санатории энурез, как правило, отсутствует. Таким образом, энурез в рассматриваемом
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. СПб: Нева. 2019. 71 с.
2) Афонькина Ю.А, Усанова И.И, Филатова О.В. Технология комплексного сопровождения ребенка. Волгоград: изд. «Учитель», 2019. 68 с
3) Болотова М.И., Насибуллина А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования детей // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 11. С.210-218.
4) Васина Ю. М., Направления социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования // Социальная педагогика. — 2019. — № 3. — С. 49-53.
5) Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2020. 296 с.
6) Григорьев К. И., Энурез у детей: ответы на актуальные вопросы // Медицинская сестра. — 2020. — № 2. — С. 34-42.
7) Гурьянова М. П., О необходимости создания социально-педагогической службы в образовательных организациях // Педагогика. — 2019. — № 2. — С. 62-68.
8) Гусева Н. Б., Особенности лечения детей с энурезом и ночной полиурией // Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского. — 2019. — Т. 98, № 5. — С. 56-61 :
9) Гусева Н. Б., Энурез как один из симптомов коморбидных состояний у детей // Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского. — 2021. — Т. 100, № 4. — С. 92-97
10) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2019.176 с.
11) Козлова Л.О. Игровые технологии в учебном процессе // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://c-articles.ru/igrovye-texnologii-v-uchebnom.htm- (Дата обращения: 21.02.2022).
12) Крутякова Е. Н., [Новый выпуск] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2019. — № 6. — С. 3
13) Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов. / Под ред.В.А. Сластенина. 4-е изд., доп. М.: Академия, 2019.
14) Назарова М. В., Помощь семье в воспитании детей - императив педагога // Начальная школа. — 2019. — № 8. — С. 9-11.
15) Никитин С. С., Эволюция терминологии нарушений мочеиспускания у детей // Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского. — 2020. — Т. 99, № 5. — С. 276-280.
16) Овчарова Р.В. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей и коррекционной работы психолога. М., 2016[электронный ресурс] режим доступа: http://poisk-ru.ru/s9141t1.html
17) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:ИТИ Технологии, 2006. 94 с.
18) Петровская Л. А. Гуманистический контекст психологической помощи. М.: Аспект Пресс, 2020.
19) Саранчин Н. Н., Роль Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в психолого-педагогическом сопровождении детей // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2021. — № 2. — С. 42-46
20) Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : Учебник. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. — 178 с.
21) Строкова Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. 2020. No 4. С.20-27.